РАБАШ. Письма. Письмо 33

РАБАШ. Письма. Письмо 33

16.03.2009 20:05 Администратор
Печать

16, первого Адара 5732-го года (2-ое марта 1972-го)

Уважaемому другу...

Твое письмо я получил с приложением восемнадцати… Что же касается отношений, известных как «лицом к лицу» и т.д. – то есть, в тот момент, когда человек чувствует свою низменность из-за того, что ощущает Величие Творца. Поскольку заведено в мире: то, что дают другому – если мал он, то отдача ему весьма мала. Поэтому когда собираются дать пожертвование, то ищут людей уважаемых, великих – ибо мера отдачи получающему соответствует уровню его важности. Поэтому в то время, когда человек хочет отдавать Творцу, к нему приходит "злое начало" и рисует ему картину Шхины во прахе", то есть насколько достаточно того, что мы уже отдаём, и нет нужды давать более.

Тот же, кто хочет получить отдачу от своей работы, напротив – придаёт важность дающему и говорит себе, что дающий добрый, творящий добро, милосердный – приписывает дающему все достоинства, поскольку желает, чтобы тот дал ему всё наилучшее. И всё это так, поскольку рабство основано на плате за работу. И не важно, что будет оплатой: материальное или духовное – то, что человек представляет себе духовным, - главное, чтобы это было оплатой и отдачей за его работу. Тогда при помощи небольшого мысленного напряжения и усилия он может осознать важность и ценность дающего.

Как сказал мой отец и учитель: вся основа – в том, что человек должен просить, чтобы все его мысли и желания были только на пользу Творцу. И тогда сразу представляется ему картина его низменности, называемая «Шхина во прахе», и поэтому не нужно удивляться падениям, ибо "грош к грошу – скапливается большой счет". И это – как мы учили, что нет пустоты в духовном, а удалился [Он] временно, чтобы была возможность идти вперёд, потому что каждый момент, который выяснен, проанализирован [и присоединён] к святости, входит во владение святости. И человек падает только для того, чтобы выбрать дополнительные искры святости. Есть только один совет человеку: не ждать, пока его опустят на ступень, а когда чувствует свою низменность – снова подниматься. И об этом подъёме говорится, что он [человек] выбрал часть в святость, но он сам опускается и, поднимая другие искры, поднимает их во владение святости, как сказано: "Искал до того как потерял" (Шабат, 152), то есть ещё до того, как я теряю своё теперешнее состояние, я уже начинаю искать. Как сказал мой отец и учитель, о царе Давиде, сказавшем: «Пробужу рассвет», и истолковали наши мудрецы: «Я пробуждаю рассвет, а не рассвет будит меня». Поэтому основная охрана – она во время подъёма, а не во время падения; и во время подъёма необходимо притягивать ступень трепета [перед Творцом], чтобы мы, не дай Бог, не выталкивались наружу.

Но после всего этого не остаётся нам ничего, кроме как кричать к Царю и просить Его, чтобы смилостивился над нами раз и навсегда.

И закончу [на этом] своё письмо, потому что не привык я писать письма.

Барух Шалом а-Леви Ашлаг, сын своего отца и учителя Бааль Сулама