Бааль Сулам. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ  

Home Каббала Каббалистические тексты Бааль Сулам. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 56

Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Бааль Сулам. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

E-mail Печать PDF

 

Прямое и косвенное воздействие

«Ахор ве-кедем цартани» - Сзади и спереди Ты объемлешь меня – то есть и в раскрытии, и в сокрытии Творца. Ведь и вправду «царство Его над всем властвует», и всё возвратится к своему корню, ибо «нет места, свободного от Него» – разница же в том, в «настоящем» или в «будущем». Поскольку, удостаивающийся соединить оба мира, раскрывает в «настоящем» Его одеяния, так как всё происходящее – это одеяние раскрытия Шхины. И это – «настоящее»; т.е. и теперь выходит [Он] в царском одеянии (также: в одеянии малхут) и явно показывает у всех на виду, что «всадник не придаток коня» ни в коем случае, а, хотя с виду и кажется, что конь ведёт всадника, по правде конь не пробуждается ни к какому движению иначе, как ощущая вожжу и узду своего всадника. Это называется построением уровня Шхины... И зовётся это стадией «лицом к лицу».

Однако пока человек не удостоился посвятить все свои движения одному лишь Творцу, т.е. конь не уподобляется своими движениями вожже и узде своего всадника, а будто бы наоборот, «и ставит служанку править своей госпожой...», – называется это «оборотной стороной». Это значит: не воображай, что отдаляешься от святости, не дай Бог, – ведь «задуманному вами – не бывать». Так сказал Творец: «Рукою крепкой [и мышцею простертой и яростью изливающейся воцарюсь над вами]», ибо не будет отторгнут от Него отверженный, а всё колесо катится, чтобы прийти к святости, к своему корню. А раз так, то, хотя и видится, что конь якобы ведёт всадника по своему презренному желанию, истина же в том, что всадник ведёт коня по своему желанию. Однако не раскрывается это сейчас, в «настоящем», а лишь в «будущем»; и пойми это. Таким образом, и на этой стадии есть связь, но «спиной к спине», т.е. не по желанию облачающегося и не по желанию облачающего; и пойми это.

А выполняющие Его желание, т.е. те, кто сами раскрывают царство (малхут) в «настоящем», связаны «лицом к лицу» – по доброй воле облачающегося и по доброй воле облачающего; и пойми это, ибо эта стадия – Его желание.

И в этом смысл сказанного: «За то, что не работал ты на Творца Всесильного твоего в радости...». Ведь, так или иначе, будешь ты работать, а различие лишь в том, что то – «в беде, да в нужде», т.е. исподволь, а это – «в изобилии», т.е. по желанию.

Так сказано в мидраше: «Всматривается Творец в деяния праведников и в деяния грешников, и не знает Творец, чего желает: деяний тех или других . Но говорится: "И увидел Бог, что хорош свет, и отделил" – значит деяния праведников». Значит, во все действия и обычаи Творец всматривается, т.е. связывается, и всё катится и приходит к своему корню. А раз так, возникает вопрос: какой путь желаннее? Для этого пользуется мидраш фразой: «И увидел Бог, что хорош свет», что является стадией раскрытия, а это – в деяниях праведников. Это и подразумевается в изречении мудрецов: «Длинна и коротка, коротка и длинна [дорога]».

Мир – сокрытие

Вот какова тайна изречения: «Всех мудростью (хохма) сделал Ты, наполнилась земля владением Твоим». Всё хранится на 32 тропах мудрости (хохма), и потому «наполнилась земля достоянием Твоим», и нет места, свободного от Него, ибо всё идёт к своему корню. Однако сейчас это – в сокрытии, и потому называется мир (олам) от слова сокрытие (ээлем). Свет же, скрывающийся в мире и облачающийся в него, зовётся точкой стадии «йуд», делящейся на две буквы хэй: мир сокрытия и мир раскрытия. А вся работа человека в том, чтобы раскрыть эту точку, продолжить её стадией «вав» – от мира и до мира, т.е. буквой вав меж двумя буквами хэй, раскрыв для всех изобилие света, исходящее от окружающего света к окружённому им, – т.е. две буквы хэй, тайной «бина, йесод, малхут»; и пойми это.

Покорение, отделение, подслащивание

Путь, желаемый от человека, это три стадии: покорение, отделение, подслащивание. «"Светила" – написано без букв вав» – ведь свет этого мира был сотворён из тьмы, как «преимущество света над тьмой» – а «свеча в полдень – чем насладит?», и днём не восходит свет её. И это тайна того, что кожура (клипа) предшествовала плоду. Поэтому тот, кто становится напарником Творца в Изначальном действии, выводит свет из тьмы, всматриваясь в себя: какой мрачный и презренный он пред святостью, что в вышине, и как же он, облачённый в грязные одежды, окружён этим светом! И пойми это.

И, внимая вопросу Творца, «трепеща пред Творцом почтенным и страшным», укрепляется он великой силой, чтобы покорить то зло, что внутри него: злого раба и злую служанку – дабы преклонились они перед госпожой, обитающей с ними в нечистоте их, и пойми это – покуда не ощутит в своей душе, что возбуждение к внешним (к клипе) прошло и прекратилось, и совершенно покорено. И тогда удостоится прийти со стадии «отделения»: отделить свет от тьмы – и не будет подменять и заменять ни зло добром, ни добро злом. А если всё же заменит, т.е. пробуждение злого начала необходимо для него, то будет посвящено одному лишь Творцу; и это стадия «подслащивания» – тайна страсти к Творцу, истинной любви. Стадия эта приходит после того, как отличит добро от зла, возвышенность Творца от собственной низменности, и сам осуществит сказанное: «И выжжешь зло из себя» – ибо весьма устыдится пред своим Создателем. Тогда удостоится также подсластить остатки своего злого начала, которые невозможно выжечь, и поднимет их к истинному их корню.

«Помнить и хранить» – единым речением было сказано

«Помнить и хранить – единым речением сказано было, как уста произнести не могут, а ухо не может услышать, и сердце – обдумать и рассудить...» Следует понять, почему так было сказано и что, исходя из этого, желаемо от нас.

Мы видим, что сказано: «Человека и скотину спасаешь Ты, Творец» – и объясняют наши мудрецы: «Это – люди хитроумные, ведущие себя, как животные». Значит весь путь творения, сотворённого Творцом, – это две противоположности в одном объекте, и это заложено во всевозможных связях, существующих в мире; и это – правило всего Изначального действия.

Сила речи

Однако Творец, введя Изначальное действие, раскрыл лишь одну часть этой стадии, как сказано: «Словом Творца сделаны были небеса». Взял Он огонь и воду и смешал одно с другим в единый объект; и впечатал Творец силу речи в человека, чтобы стал тот Его напарником по Изначальному действию, чтобы тоже творил своей речью миры в этом отношении – две противоположности в едином объекте, ибо иная новизна в мире.

И это – путь праведников, слившихся с Творцом: из всех их речей были сотворены миры, по слову Творца, а сила действующего – в приводимом в действие; и пойми это. Ибо уже вложил в их уста те двадцать две буквы, которыми сотворил мир – иными словами, есть в них эта чудесная сила.

А то, что действие не завершается в этом мире просто посредством речи, так это из-за нисхождений этого мира при материализации, и потому ничто не раскрывается речью, а лишь руками и ногами. Но по правде, достаточно силы вложил Творец в речь, чтобы посредством неё раскрылось действие, ибо сила действующего в приводимом в действие, а ведь и мы выражаем своими устами те же двадцать две буквы; и пойми это. Однако клипот покрывают и ослабляют эту силу. И пожелал Творец очистить Исраэль от этих клипот – дал ему Тору и заповеди, посредством которых приближаются к Его святости, и Шхина говорит из гортани их чистотой – и тогда речью своей будут вершить дела.

Благословение праведника

Благословения праведников заключаются в том, что речами уст своих немедленно раскрывают они больше, чем в силах простого человека раскрыть руками и ногами. Ведь простой человек, желающий отплатить милостью своему товарищу, даёт тому много денег – руками, на деле, и обогащает его, но, тем не менее, не знает, долго ли они просуществуют у него.

Совершенный же, желая отплатить милостью (хасадим) своему товарищу, даёт тому своими устами благословение, т.е. некие краткие речи для богатства – и тут же раскрывается действие богатства над его товарищем...

Чем удостаиваются этой ступени? Торой и заповедями, т.е. выполнением воли Творца, уподобятся свойства [человека] его Создателю. Однако, по правде, весь вопрос Торы и заповедей, связанных с человеком, – того же рода, т.е. две противоположности в одном объекте, и это основа желания, ибо Торой сотворил Создатель мир и силу действующего в приводимом в действие. И это – тайна сказанного: «Предельное познание – что не познаем». То есть когда две эти противоположности связываются с одним объектом в сознании человека, тогда он желанен для своего Владыки и называется совершенным человеком.

Окончание лучше начала (также: хорошо окончание – изначала)

Основа Торы в этом низменном мире представляет собой противоположность, ибо, как известно, ошиблись в нём ангелы. И в этом тайна сказанного: «Окончание лучше начала»; значит окончание – это наинизшая ступень, т.е. то в творении мира, что очевидно, для чего совершенно не требуется вникать в прочитанное в книгах – первичное знание: если не будет есть – проголодается, если коснётся огня – обожжётся, если бросится в воду – утонет, и т.п.. Вещи эти понятны и зверям, и скотине, ведь и животный разум скажет им об этом, и потому называется это “окончанием”.

«Начало» – это логика Торы, что не постигается даже говорящими, т.е. всеми народами земли – кроме семени Яакова, избранников Творца. Однако находятся в мире добро и зло вперемешку, а чтобы распознать и отделить добро от зла, говорится нам, что основа доброго пути – это «окончание», т.е. следует вести себя путём, которым ступают низменные из народа, путём, постижимым всеми людьми, – связав, однако, с этим логику Торы; и пойми это. Ибо в этом цель противоположностей, находящихся в мире, и это совершенный человек обязан связать и по-настоящему слить воедино в своём сознании (даат). Это называется «хорошим», и об этом сказано: «Хорошо окончание» – если хорошо связано изначала, т.е. логика Торы и животная логика по-настоящему связываются воедино.

Две противоположности в одном объекте

Таково объяснение сказанного мудрецами: «”Человека и скотину спасаешь Ты, Творец” – это люди хитроумные, ведущие себя, как животные» – т.е., как объяснялось выше, связываются в них две противоположности воедино. Например, сказано: «Если нет муки – нет Торы, если нет Торы – нет муки». Первая часть – это животная логика, иными словами, логика, постигаемая всеми. Вторая же часть – логика Торы. Ведь что это за чудесная сила в Торе, что доставит ему муку? Однако понятно, согласно Торе, что Творец не снимает Своей опеки с мира ни на одно мгновение, и потому добр Он с выполняющими Его волю и слышит их молитву.

Посему тот, кто удостоился того, чтобы труд его был в Торе, конечно же, не должен трудиться земным путём, ибо просить будет у Того, у кого действительно есть, и будет дано ему, как сказано: «Поскольку милостивы (хасидим) они, Тора их сохраняется и работа их благословляется». И об этом говорит нам мудрец: «Если нет муки...», т.е. желаемый путь – связать их воедино, т.е. сделать себя подобным животному, зная, что если нет муки, то нет Торы; а потому стараться делать всё, чему учит его животный разум: добыть муку и пропитание своему телу.

Хотя, согласно логике Торы, это излишне, ведь «не силы коня хочет Он, не к голеням человека благоволит – благоволит Творец к трепещущим пред Ним, к надеющимся на милость Его». Тогда зачем же ему трудиться и «свежевать падаль на рынке»? Чтобы не нуждаться в людях, лучше бы занимался Торой, трепетал перед Творцом и надеялся на милость Его – ведь «не к голеням человека благоволит Он».

Однако, вместе с тем, учит этот мудрец стараться изо всех сил добыть муку, ибо без неё нет Торы, и «лучше нарушить один шаббат, чтобы соблюсти много шаббатов», и т.п.. Несмотря на это, хорошо знай: «если нет Торы – нет муки». То есть не старание и труд приносит и добывает тебе муку, а лишь выполнение Торы и трепет пред Небесами, ибо «не к голеням человека благоволит...». И это две противоположности, действительно слитые воедино, – в совершающем животные действия и знающем, что считается это суетой и пустым, тогда как всё приходит к нему лишь с царского стола. Такой человек называется совершенным.

И в этом смысл сказанного: «Счастлив муж, который Творца сделал опорой своей и не обратился к надменным и к склоняющимся ко лжи» – т.е. объединяет он две вещи: полагается на Творца и силится отыскать добычу и пропитание дому своему. Вместе с тем, знает, что дела его и всё его старание – не более чем «надменные и склоняющиеся ко лжи», а главное – ставит он Творца своей опорой; и пойми это.

И об этом написано: «Ибо не пребудет бич нечестия над судьбой праведных» – хотя дела их похожи; и пойми это. Но почему? И объясняется: «Чтобы не простерли праведники к беззаконию руки свои» – потому что принимают на себя бремя совершенного царства (малхут) Небес и знают, что Он даёт тебе силы.

А смысл этого в том, что чтобы проверить веру праведника в Творца – до куда она простирается; и хотя Творец знает мысли, тем не менее, должна проверка дел быть видна самому праведнику, ведь природа материи такова, что не позволяет праведнику верить в себя – пока не увидит в явном действии. И всегда он страшится, как бы не причинить греха и не упасть со ступени во время действия; и пойми это.

Мера праотца Яакова, мир ему

Отсюда поймём толкование наших мудрецов того, что вернулся праотец Яаков за малыми кувшинами. Ведь воистину удивительно это: в такое время, видя, что Эйсав идёт на него, чтобы убить его, уничтожить и разграбить всё, что есть у него, помыслил о том, чтобы остаться в опасном месте в одиночку – спасти для себя малые кувшины. И не верил он, что выживет, ведь написано: «И устрашился Яаков весьма... И разделил народ напополам на два лагеря...».

Однако из вышесказанного ясно, что описанный выше путь – «человек и животное» – и был мерой праотца Яакова; и стал он носителем этой ступени, как сказано в книгах. Авраам стал носителем свойства любви, а праотец Ицхак – свойства страха. Два этих свойства – две противоположности, ибо любящий не страшится, а всегда уверен в любящем его, и «все преступления покроет любовь»; страшащийся же не уверен, ведь если бы был уверен, не боялся бы совершенно. Однако праотец Яаков, избранный из праотцев, стал носителем свойства милосердия, т.е. двух этих противоположностей в одном объекте – любви и страха вместе, что, как известно, и представляет собой основу этого свойства.

Об этом и говорится нам: «И устрашился Яаков весьма... И разделил народ напополам на два лагеря...» – чтобы оставить себе немного спасшихся; а также послал преподношения в надежде на примирение.

Итак, видишь ты, что поступил он в этом вопросе, как простой человек, самым простым образом: ведь какая разница, беспокоится ли человек о том, чтобы не умереть от голода, и действует, стремясь денно и нощно всякими ухищрениями добыть себе пропитание и излишества, или же беспокоится о том, как бы ненавистник его не истребил его имущество и не убил самого его, и делает то, что следует делать для этого.

И об этом спросил Раши: почему страшится Яаков, ведь было обещано ему: «И сохраню Я тебя...»? И объяснил, что боялся он, как бы не причинить греха. И нужно уточнить: следовало ему сказать «что причинил грех», а не «как бы не причинить греха»? Но в свете вышеизложенного, всё верно, и вправду была у Яакова совершенная мера любви, т.е. уверенность, и не было у него никакого сомнения в том, что сохранит его Творец, и не будет у него недостачи ни в чём. И вместе с тем, вёл он себя, как простой человек, сделав себя боящимся, как обязывает животная логика – просто представив, будто весьма боится тех четырёхсот человек, что с ним (с Эйсавом), – и, тем самым, как будто отвлёкся от уверенности, чтобы по-настоящему бояться. И потому поберёгся, как делают страшащиеся ненавистника: разделил лагерь напополам, принёс дары и т.п..

Но почему сделал это – ведь по правде совершенно не боялся, ибо был уверен в Творце? Потому, что опасался, как бы не причинить греха, ибо праведник в скромности своей не верит в себя, что не упадёт со ступени во время действия, и потому подготовил себя всеми мирскими вещами, достаточными для спасения от врага, а после всего этого представил, что всё это – «надменные и склоняющиеся ко лжи», и поставил Творца опорой своей и взмолился к Нему.

Отсюда понятно, что остался он с малыми кувшинами, дабы известить, что вместе со страхом была у него совершенная мера любви, без всякого изъяна, и придавал значение даже малым кувшинам, ибо хорошо знал, что совершенно не коснётся притеснитель и враг имущества его.

Разница между работником Творца и не работающим на Него

И в этом заметна разница между работником Творца и не работающим на Него, ибо истинно боящийся и не уверенный не обратил бы внимания даже на большие кувшины в ту пору, когда беспокоится, как бы не пришёл неприятель и не перебил мать и сыновей, и не уничтожил всё. Работник же Творца, трудясь и стараясь из страха, хорошо знает и уверен в милости Творца: в том, что всё его и никто не завладеет его имуществом, и уместно ему даже в такую пору присматривать за малыми кувшинами, по обыкновению праведников, «любящих своё богатство».

И потому дарованием Торы приходит к нам сила – тем, что «помнить и хранить – единым речением сказано было, что уста произнести не могут, а ухо не может услышать, и сердце – обдумать и рассудить...». Смысл, заключённый здесь, в том, что «помнить» означает любовь, а «хранить» – трепет, а это две противоположности, как говорилось выше, и сказаны были нам и вручены, как одно, т.е. чтобы связать их воедино. И хотя они весьма противоположны, и совершенно неясно, как может такое быть в действительности, в устах и в ухе, и в материальном сердце, – однако такова сила Торы, что прилепляющийся к ней удостаивается этого: того, чтобы были они связаны и соединены в его сердце, согласно свойству праотца Яакова; и пойми это.

Клипа Ишмаэль и клипа Эйсав

Так сказал Яаков своим сыновьям в годы голода: «Зачем вам показываться?». И объяснил Раши: зачем вам показывать Ишмаэлю и сыновьям Эйсава, будто вы сыты? Но странно это, ведь сыны Эйсава осели в Саире, а сыны Ишмаэля – в пустыне Паран, так какое им до них дело? Он должен был больше остерегаться ханаанца и хиттея – соседей его, живущих на этой земле? Но согласно сказанному выше, всё верно, поскольку Раши разъяснил это двумя простыми смыслами. Первый: зачем вам выглядеть сытыми; второй: зачем вам истощаться от голода. Отсюда ясно, что так сказал им Яаков: если будете есть досыта – следует вам бояться сынов Ишмаэля, если же истощитесь от голода – следует вам бояться сынов Эйсава. Смысл же, заключённый здесь, таков: Ишмаэль – шелуха серебра (любви), а Эйсав – шелуха золота (трепета). Итак, вот чему учил Яаков сыновей своих: если держаться будете за свойство любви, будучи уверенными в Творце, в том, что не ослабнет Он ни в коем случае даже в годы голода – следует вам бояться клипы Ишмаэля. Если же будете держаться лишь за свойство страха и сократите своё питание – следует вам бояться клипы Эйсава, питающейся от этого свойства. Поэтому лучше ешьте досыта, а чтобы объединить это в своё время с мерой страха – спуститесь, добудьте нам пищу из Египта, и тем самым спасётесь от обеих клипот.

 




Популярное


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Случайная новость


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198