Текущее время: 28 мар 2024, 17:35




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
 (.) Буфера (.) 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: 04 апр 2015, 07:17
Сообщения: 3151
Сообщение (.) Буфера (.)
Назрела необходимость обсудить тему буферов, как механизмов психологической защиты.
В каких случаях это полезный механизм, не дающий разрушить полезное хрупкое внутреннее содержание, а в каких это тормозящий развитие, поглотитель "попутных"-полезных-будящих воздействий-толчков.

Для начала подборка цитат:
Цитата:
"Термин "буфер" требует специального объяснения. Известно, что такое буфер на железнодорожных вагонах: это особое устройство, которое ослабляет толчки, когда вагоны или платформы ударяются друг о друга. Если бы не было буферов, толчок одного вагона был бы очень неприятен и опасен для другого. Буфера смягчают последствия этих толчков, делают их незаметными и неощутимыми.
"Точно такие же приспособления есть и в человеке. Они создаются не природой, а самим человеком, хотя и ненамеренно. Причина их появления – наличие внутри человека многих противоречий – в мнениях, чувствах, симпатиях, словах и поступках. Если бы в течение своей жизни человеку приходилось ощущать все свои внутренние противоречия, он не мог бы жить и действовать так спокойно, как сейчас. У него возникали бы постоянные трения, он ощущал бы постоянное беспокойство. Мы не в состоянии видеть, как противоречивы и враждебны друг другу различные "я" нашей личности. Если бы человек почувствовал все эти противоречия и осознал бы, что он такое на самом деле , он почувствовал бы, что сходит с ума. Не всякому приятно воспринимать себя безумным. К тому же мысль об этом лишает человека веры в себя, ослабляет его энергию, лишает "самоуважения". Так или иначе, он должен овладеть своими мыслями или изгнать их. Ему необходимо или уничтожить противоречия, или перестать видеть и чувствовать их. Уничтожить противоречия человек не в силах. Но если в нём созданы "буфера", он перестаёт чувствовать эти противоречия и не ощущает ударов от столкновений противоречивых взглядов, противоречивых эмоций, противоречивых слов.
"Буфера" создаются медленно и постепенно. Многие "буфера" возникают искусственно, благодаря "воспитанию"; другие – под гипнотическим воздействием окружающей жизни. Человек окружен людьми, которые живут, думают и чувствуют посредством "буферов". Подражая им, их мнениям, действиям и словам, человек невольно создаёт в себе сходные "буфера", которые делают его жизнь более лёгкой; без них жить было бы очень трудно. Но "буфера" удерживают человека от возможности внутреннего развития, ибо созданы как раз для того, чтобы уменьшать толчки; но ведь именно толчки способны вывести человека из того состояния, в котором он пребывает, пробудить его. А "буфера" убаюкивают человека, погружают в сон, навевают приятные и мирные ощущения того, что всё будет хорошо, что никаких противоречий нет, что он может мирно спать. "Буфера" – это такие приспособления, при помощи которых человек всегда может оставаться правым . "Буфера" помогают человеку не замечать своей совести. "Термин "совесть" – опять-таки нуждается в объяснении. "В обыденной жизни понятие "совесть" воспринимается слишком упрощённо; считается, что мы обладаем совестью. На самом деле, "совесть" в сфере эмоций равнозначна сознанию в сфере интеллекта. И точно так же, как мы лишены сознания, у нас нет и совести.
"Сознание – это состояние, в котором человек сразу знает всё, что он знает вообще ; состояние, в котором он способен видеть, как мало он в действительности знает, как много противоречий в том, что он знает.
"Совесть" – это состояние, в котором человек сразу чувствует всё, что он обычно чувствует или может почувствовать. И поскольку у каждого человека имеются тысячи противоречивых и разнообразных чувств – от глубоко скрытого понимания собственного ничтожества и всевозможных страхов до глупейших самообманов, самодовольства, самоуверенности и самовосхваления – ощущать всё это вместе не только болезненно, но и буквально невыносимо.
"Если бы человек, внутренний мир которого целиком составлен из противоречий, внезапно ощутил бы все эти противоречия одновременно, если бы он внезапно почувствовал, что любит всё, что ненавидит, и ненавидит всё, что любит; что он лжёт, когда говорит правду, и говорит правду, когда лжёт; если бы он мог ощутить весь стыд и ужас своего существования, это бы и было тем состоянием, которое называют "совестью". Человек не может жить в этом состоянии; он вынужден или уничтожить противоречия, или разрушить совесть. Но разрушить совесть он не может, зато может усыпить её, отделить непреодолимыми преградами одно самоощущение от другого и не видеть их вместе, не чувствовать их несовместимости, не замечать абсурдности их сосуществования.
"Но, к счастью для человека, вернее, для его спокойствия и сна, состояние совести бывает очень редко. С раннего детства в нём начинают расти и укрепляться "буфера", лишая его возможности увидеть свои внутренние противоречия; поэтому внезапное пробуждение ему не угрожает. Пробуждение возможно только у тех, кто ищет и желает его, у тех, кто готов ради его достижения бороться с собой, работать над собой долго и упорно, с большой настойчивостью. Для этого необходимо разрушить "буфера", т.е. пойти навстречу внутренним страданиям, связанным с ощущением противоречий. Кроме того, разрушение "буферов" само по себе требует очень долгой работы, и человек должен согласиться на такую работу, понимая, что её результатами будут всевозможные неудобства и страдания от пробуждения совести.

Цитата:
В нас есть специальные приспособления, которые предохраняют нас от видения этих противоречий. Эти приспособления называются буферами. Буфера являются специальными устройствами, или специальным наростом, если хотите, который предохраняет нас от видения истины относительно нас самих и относительно других вещей. Буфера делят нас на некоторого рода мысленепроницаемые отделения. Мы можем иметь много противоречивых желаний, намерений, целей, и мы не видим, что они являются противоречивыми, так как между ними стоят буфера и мешают нам смотреть из одного отделения в другое. Когда вы находитесь в одном отделении, вы думаете, что это нечто целое, затем вы переходите в другое отделение и думаете, что это является целым. Эти приспособления называются буферами, потому что, как в железнодорожном вагоне, они смягчают удары. Но в отношении к человеческой машине они гораздо сильнее: они не дают человеку видеть, они являются шорами. Люди с сильными буферами никогда не видят; но если бы они видели, как много в них противоречий, они были бы не в состоянии двигаться, они бы не верили самим себе. Вот почему буфера необходимы в механической жизни. Такие крайние случаи означают ошибочное развитие, но даже в обычных людях, в том или ином направлении, всегда имеются глубоко скрытые буфера.

Цитата:
В. Могли бы вы объяснить более подробно, что подразумеваете под буферами?
О. Буфера очень трудно описать или определить. Как я сказал, они представляют собой ряд подразделений в нас, которые удерживают нас от наблюдения самих себя. Вы можете иметь различные эмоциональные отношения (буфера всегда относятся к эмоциональным отношениям) к одной и той же вещи утром, в полдень и вечером, не замечая этого. Или при некотором стечении обстоятельств вы имеете один род мнений, а при других обстоятельствах — другой род мнений, и буфера являются стенами, которые стоят между ними. Обычно каждый буфер основан на некоторого рода ошибочном мнении о самом себе, своих способностях, своих силах, склонностях, знании, бытии, сознании и т. д. Они отличаются от обычных ошибочных идей, так как они постоянны: при данных обстоятельствах человек всегда чувствует и видит одну и ту же вещь; и вы должны понять, что в людях №№ 1, 2, и 3 ничто не должно быть постоянным. Единственный шанс изменения, который есть у человека, состоит в том, что в нем нет ничего постоянного. Мнения, предрассудки, предвзятые идеи еще не являются буферами, но когда они становятся очень прочными, всегда одними и теми же, и всегда имеют один и тот же способ выключения вещей из нашего поля зрения, они становятся буферами. Если люди имеют некоторый род постоянного ошибочного отношения, основанного на ложной информации, неправильной работе центров, отрицательной эмоции, если они всегда применяют один и тот же род оправдания, они готовят буфера. И когда буфер установлен и становится постоянным, он останавливает всякий возможный прогресс. Если буфера продолжают развиваться, они становятся фиксированными идеями, а это уже умопомешательство или начало умопомешательства.
Буфера могут быть весьма различны. Например, я знал человека, который имел очень интересный буфер. Всякий раз, когда он совершал что-либо ошибочное, он говорил, что делал это намеренно, в качестве эксперимента. Это очень хороший пример буфера. Другой человек имел буфер, что он никогда не опаздывает, поэтому с этим прочно установленным буфером он всегда опаздывал, но никогда не замечал этого, а если его внимание обращалось на это, всегда удивлялся и говорил: «Как я могу опоздать? Я никогда не опаздываю».

_________________
Сделай шаг, и дорога появится сама собой.


15 сен 2018, 12:11
Профиль

Зарегистрирован: 21 апр 2012, 22:21
Сообщения: 519
Сообщение Re: (.) Буфера (.)
Ваше понятие буфера понятно, так же как желание рассуждать про игру как буфер. Но буфер, в своей сути, это именно тот феномен как его описал SlippingAway. Ваши "компенсаторные механизмы", имхо, будут уже вторичными проявлениями. Тут вам Успенский сослужил плохую службу, имхо.
Экспериментально, любое "наблюдающее я" (лл которая решила наблюдать) сталкивается с моментами потери внимания. Анализируя такие свои наблюдения оно может осознать наличие множества личностей, которые разделены между собой определенными границами. Вот эти границы и есть буфера.
А компенсаторные механизмы которые интересуют вас, в частности то что вы называете "игра", которая направлена на подавление импульсов совести, т.к. снижает уровень ответственности установками вида "могу переиграть если что" - это не буфер, а результаты работы лл по сохранению устойчивости картины мира с главным и единственным Я в центре.


15 сен 2018, 20:24
Профиль

Зарегистрирован: 04 апр 2015, 07:17
Сообщения: 3151
Сообщение Re: (.) Буфера (.)
alexsid писал(а):
Но буфер, в своей сути, это именно тот феномен как его описал SlippingAway.
Он описал их как и вы.
А именно никак:
SlippingAway писал(а):
Буфер - это психологический механизм в работе низших центров, являющийся "переключателем-прослойкой" между различными "я"

Итого: "буфер это прослойка-переключатель". Так прослойка или переключатель? Если он совмещает оба этих качества, то каким образом? За счет чего? ;)
SlippingAway писал(а):
Буфер - очень быстрое механическое явление, функционирующее на скорости Н24 и Н12. У него нет "ни цвета, ни вкуса, ни запаха". Чтобы увидеть его срабатывание нужно иметь способность наблюдающего "я" работать на скорости эмоционального центра, либо обладать 3-им состоянием сознания. Но даже во 2-ом состоянии сознания можно наблюдать косвенные проявления сработавшего буфера.
Описание предполагаемых свойств буфера. Почему он такой быстрый? И такой ли?
alexsid писал(а):
Анализируя такие свои наблюдения оно может осознать наличие множества личностей, которые разделены между собой определенными границами. Вот эти границы и есть буфера.
Границы, и дальше что? Из чего они состоят? За счет чего они разграничивают ваши предполагаемые личности? Как они появились? ;)

Похожее определение есть и у Успенского:
Цитата:
Буфера делят нас на некоторого рода мысленепроницаемые отделения. Мы можем иметь много противоречивых желаний, намерений, целей, и мы не видим, что они являются противоречивыми, так как между ними стоят буфера и мешают нам смотреть из одного отделения в другое.


alexsid писал(а):
Ваши "компенсаторные механизмы", имхо, будут уже вторичными проявлениями.
Вторичным явлением? Спор о первичности и вторичности тут будет таким же как о спор о том, что было раньше курица или яйцо. Или желаете попробовать?)
alexsid писал(а):
Ваше понятие буфера понятно, так же как желание рассуждать про игру как буфер.
Ваше желание порассуждать об этом тоже абсолютно понятно. ;)

alexsid писал(а):
Экспериментально, любое "наблюдающее я" (лл которая решила наблюдать) сталкивается с моментами потери внимания.
Показательно, что Вы отметили именно потерю внимания, это первый буфер действие которого я хотел разобрать подробно.
alexsid писал(а):
Анализируя такие свои наблюдения оно может осознать наличие множества личностей, которые разделены между собой определенными границами.
Только у меня другие выводы.

Я буду говорить о буфере, как явлении затрагивающем большинство частей нашей замечательной машины. И соответственно имеющем интеллектуально-информационную, эмоционально-мотивационную, инстинктивную и двигательные стороны. Буфер на мой взгляд конечно можно описать одним двумя словами :переключатель, граница, прослойка, нарост, механизм. Но это все плохо раскрывает его принципы действия и составные части. Примерно так же раскрывают устройство автомобиля слова - машина, самодвижущаяся повозка, средство передвижения. Они описывают его назначение но не за счет чего оно выполняется.

Практически все кто решает заняться самонаблюдением и самовспоминанием сталкиваются с эффектом невозможности наблюдать и помнить себя продолжительное время. Помнишь себя, помнишь, и раз - обнаруживаешь себя совершенно в другом месте занимающимся шаблонными делами абсолютно непомнящим себя и свое решение помнить себя.
На мой взгляд, попытка помнить себя сразу все время полностью соответствует попытке преодолеть без подготовки дистанцию Iron Man в триатлоне. Организм абсолютно не подготовлен к такому испытанию. Тут в первую очередь включается чисто инстинктивный буфер-предохранитель, он необходим для самосохранения в данном случае сохранения энергии внимания. Когда мы только начинаем работу наша инстинктивная часть не готова тратить драгоценную энергию на непонятную блажь, "выживали без этого раньше и сейчас проживем", и как только заканчивается первоначальный эмоциональный импульс интереса механически срабатывает переключение в нетребующие такого расхода виды деятельности (особо самонаблюдательные сейчас ярко вспомнят свои переключения и соответствующие занятия и степень внимания на них). Вот когда накопится некоторое количество наблюдений за своими попытками самовспоминания и неудачами в этом, встает проблема:
"я хочу" и "я не могу это".
Трение между "я хочу, так надо" и "я не могу, у меня это не получается" вызывает срабатывание механизма защиты представления о себе как о личности которая может. И тут два пути - продуктивный продолжать попытки и искать методы для того, чтобы "я могу и я смог" либо путь непродуктивный - "я могу, но сейчас, мне некогда, не охота, в другой раз, да не особо это и надо, "а о чем речь то вообще". Это защищает социальную часть нашей личности которая должна соответствовать определенным общепринятым шаблонам.

В данном случае буфер переключает внимание с "я не могу" на "я не хочу" "я не замечаю", и основа этого переключателя инстинктивна, именно поэтому его трудно заметить тем кто не знает о его инстинктивной природе. Это можно подтвердить сравнив свои впечатления от таких переключений с впечатлениями от действий вызывающих явный инстинктивный страх, страх высоты например. Так же тут присутствует защита своего социального "я", которому не рекомендуется чего-то не мочь. Защита своего социального "я" опять же основанна на инстинкте самосохранения и закрепленная с самого раннего детства взаимодействием в различных группах, множеством примеров и собственных большей частью невербальных выводов, сводимых к примитивному "не можешь - сожрут".

to be continued

_________________
Сделай шаг, и дорога появится сама собой.


16 сен 2018, 07:34
Профиль

Зарегистрирован: 21 апр 2012, 22:21
Сообщения: 519
Сообщение Re: (.) Буфера (.)
Вы хотите потрогать невещественное. Буфер - это модель , объясняющая наблюдаемое явление.
Если рассмотреть наблюдение себя с т.зр. головного мозга, то саморефлексия объясняется наличием нервных связей. Есть связь между нейронами - есть рефлексия, нет связи - нет и рефлексии. Если человек привык наблюдать за своими действиями, то в его мозгу сформируется группа нейронов ответственная за наблюдением этих действий. Если человек не привык наблюдать за каким-то действием или группой действий, то и нейронов не будет. Таким образом, процесс самонаблюдения сводится к возбуждению групп нейронов ответственных за наблюдения.
Учитывая тот факт, что между нейронами образуются связи становится понятным что даже наличие группы таких нейронов не дает гарантии непрерывного внимания при наблюдении за собой.
Т.е. условие непрерывного внимания будет некотороые замкнутое "кольцо" групп нейронов. Итак, мы имеем буфер как пустоту в кольце групп нейронов (или как отсутствие связей - разрыв).

Тут, имхо, вообще нечего говорить про буфер, кроме того что он есть (в том смысле как он описан здесь).


16 сен 2018, 15:50
Профиль

Зарегистрирован: 04 апр 2015, 07:17
Сообщения: 3151
Сообщение Re: (.) Буфера (.)
alexsid писал(а):
Тут, имхо, вообще нечего говорить про буфер, кроме того что он есть (в том смысле как он описан здесь).
А зачем вы тогда тут говорите))?
Или вы против мнения противного вашему мнению?))
alexsid писал(а):
Т.е. условие непрерывного внимания будет некотороые замкнутое "кольцо" групп нейронов. Итак, мы имеем буфер как пустоту в кольце групп нейронов (или как отсутствие связей - разрыв).
Это лишь ваше предположение основанное на неполной информации. Или вы считаете гипотезу о возбуждения групп нейронов исчерпывающим доказательством? Если уж память и речь не ограничены не просто отдельными группами нейронов, а даже целые области мозга могут быть повреждены, а данные функции могут восстанавливать свою работу, то что говорить о такой всеобщей функции как внимание?

Буфер как пустота? Как вариант сойдет, только это не объясняет многих явлений, например явного нежелания видеть очевидные другим вещи, которые наносят урон одному из так называемых "я".

_________________
Сделай шаг, и дорога появится сама собой.


20 сен 2018, 13:46
Профиль

Зарегистрирован: 21 апр 2012, 22:21
Сообщения: 519
Сообщение Re: (.) Буфера (.)
_Виктор_ писал(а):
Это лишь ваше предположение основанное на неполной информации. Или вы считаете гипотезу о возбуждения групп нейронов исчерпывающим доказательством? Если уж память и речь не ограничены не просто отдельными группами нейронов, а даже целые области мозга могут быть повреждены, а данные функции могут восстанавливать свою работу, то что говорить о такой всеобщей функции как внимание?


Это не "лишь предположение", это обоснованное предположение. В основании лежит физиологический факт связи состояния психики и возбужения нейрона или группы нейронов в мозге. Конкурирующей модели в научном мире нет или мне она не известна.
Создается впечатление что вы область мозга не считаете группой нейронов. )))
Ваш аргумент про "целые области" которые могут быть повреждены слабый. Понятно что если человеку отрезать пальцы на ноге он будет , конечно, продолжать ходить, но его походка будет уже не та...

_Виктор_ писал(а):
Буфер как пустота? Как вариант сойдет, только это не объясняет многих явлений, например явного нежелания видеть очевидные другим вещи, которые наносят урон одному из так называемых "я".


Он объясняет много явлений, все что вас интересует и даже больше.
Ваш пример - это компенсаторный механизм. Часть ли это буфера? Имхо, это частью буфера не является ввиду его определения. Это , скорее, часть личности, которая стремится сохранить ощущение целостности. Мы научены что раздвоение личности - это опасно и поэтому избегаем такого состояния, возможно даже имеется инстинктивный механизм для этого избегания. В конце концов , вокруг не так много людей которые имеют несколько устойчивых самосознающих личностей. Это значит что естественный отбор позаботился чтобы минимизировать наличие таких особей. Такие особи не очень выживают (что хорошо для нас), хотя способность к их образованию остается (что для нас плохо).

Давайте будем искреннее, чтобы заметить "очевидное" необходимо иметь хоть сколько-нибудь развитую саморефлексию. А это особого рода усилия. Как только человек начинает их совершать, то он довольно быстро начнет замечать несоответствие навроде "говорю/решаю одно, а делаю другое". Всего-то нужно припомнить несколько фактов о себе в нужный момент. Тут-то и пробудится в нем импульс несоответствия. Этот импульс очень важен для выживания вида т.к. несет признак угрозы, поэтому он уже давно стал сущностным и потому очень ярким с точки зрения его переживания. Любой человек старается избегать такой импульс всеми способами, которыми он обучен. Один из них это, конечно, самооправдание (как самый легкий способ). Т.е. работа мыслительного центра производит мысль, которая может компенсировать и погасить это внутреннее возбуждение. Потом, с течением времени, происходит кристализация мысли в убеждение. По итогу мы имеем в поведении человека то, что вы называете "явное нежелание видеть очевидные вещи".

Как видите, я отношу компенсаторные механизмы к ложной личности, но можно расширить и понятие буфера. Так сказать буфер в широком смысле (это вопрос предпочтения). Вот вы, например, учитывали только вторую часть понятия "буфер в широком смысле".


20 сен 2018, 22:42
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 35


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron