Успенский П. Д. СОВЕСТЬ. ПОИСК ИСТИНЫ. Вступление Мэрэли Е. Тэйлор  

Home Библиотека online Успенский П. Д, Совесть. Поиск истины Успенский П. Д. СОВЕСТЬ. ПОИСК ИСТИНЫ. Вступление Мэрэли Е. Тэйлор

Успенский П. Д. СОВЕСТЬ. ПОИСК ИСТИНЫ. Вступление Мэрэли Е. Тэйлор

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
ВСТУПЛЕНИЕ

Подходя к любой из напечатанных работ П. Д. Успенского, начиная с Tertium Organum (впервые выпущена в России в 1912 году, впоследствии переведена и опубликована в Англии в 1920 году, с тех пор неоднократно переиздававшаяся), важно помнить, что сам Успенский мало верил в написанное слово как основной метод достижения Истины. Нет, у этого “О” (так члены кружка Успенского называли его между собой) не было какого-либо неуважения к учености или к желанию получить доступ к знанию. Сам “прожорливый”, но разборчивый читатель, Успенский в шестилетнем возрасте впервые прочитал Тургенева, что является ярким доказательством выдающегося таланта, уже проявившегося в раннем возрасте.
К двенадцати годам он “проглотил” большую часть доступной для него литературы по естествознанию и психологии. К шестнадцати годам, по его собственному свидетельству, он решил не получать никакой официальной ученой степени, а сконцентрировать свое обучение на тех аспектах знания, которые были вне и над традиционными областями обучения.”Профессора убивают науку”, - говорил он - “так же, как и священники убивают религию”. Он чувствовал, что ни одна из официальных наук не шла достаточно далеко в исследование других измерений, которые, конечно же существовали. Они остановились, как говорил Успенский перед глухой стеной.
Последующее нежелание Успенского зависеть от книги как средства передачи знания было основано на двух главных идеях, неотделимых от системы, которой он учил. Во-первых, это была важность работы над своим собственным развитием вместе и через школу или организованную группу. Философия Успенского была основана на идее того, что человек является машиной, продвигающейся через свое существование в спящем, механическом состоянии. И для того, чтобы реализовать свой потенциал, ему следует пробудиться через дисциплинирующую попытку постоянно помнить себя.  Самовоспоминание является трудным процессом, требующим последовательных усилий в определенном порядке. И вознаграждением является приобретение объективных знаний с помощью школы через самоизучение, контроль и трансформацию негативных эмоций. Это есть пробужденное состояние в котором человек, освобожденный от “сна на яву” будет способен видеть высшую реальность (“эзотерическое знание”), невидимую ему на его обычном неразвитом уровне бытия. Ключом ко всему этому является школьная работа, основанная на принципе, по которому развитие знания и рост бытия должны происходить вместе для того, чтобы возникло правильное понимание. В отличие от многих других  систем система Успенского не эффективна для одного человека, изучающего ее путем размышления. Она не может быть понята путем только интеллектуального изучения. Именно по этой причине Успенский подчеркивал всю свою жизнь, что “Система не может быть изучена по какой-либо книге”. Хотя главы его книги “В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения”1 иногда читались вслух старшими членами его лондонской группы, они использовались не только для того, чтобы вспыхнула дискуссия, но также для того, чтобы показать уровень и интенсивность работы в первоначальной русской группе. Следовательно, все книги Успенского должны рассматриваться как введение в работу системы, а не как “путеводители” по выполнению этой работы.
Второй важной причиной сомнений Успенского в ценности книги как средства обучения являлось его собственное большое уважение к силе слова. Как выдающийся журналист дореволюционной России Успенский зарабатывал на жизнь с помощью слов и прекрасно осознавал как их действенность, так и их непокорность. Хорошо составленные на странице слова могли бы выразить мысль так, как не смогла бы обычная речь: с другой стороны, далеко не безупречно написанное предложение могло бы из-за своей двусмысленности внести больше неясности, чем прояснить. Успенский осознавал важность точного слова в нужном контексте, поэтому часто в течение нескольких лет после написания просматривал рукопись снова и снова. Типичным примером является повесть “Странная жизнь Ивана Осокина”, написанная в 1905 году, но не опубликованная до 1915 года. Несколько его книг, включая хорошо известную  “В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения”, он вообще предпочел не публиковать. “В поисках чудесного” появилась как рукопись в 1925 году, в 1930-х годах читалась вслух членами Лондонской группы Успенского, прошла множество пересмотров и все же не была опубликована при жизни Успенского. Люди, которые хорошо знали Успенского и которые посещали его встречи, вспоминают, как часто он подчеркивал важность верного слова для определения конкретного состояния, его отказ вовлекаться в использование религиозного и философского жаргона и его осознание, что ни одно утверждение не имеет смысла, если взято вне контекста. Один из его бывших учеников комментировал: “Если кто-то начал вопрос со слов “Господин Успенский говорил на прошлой неделе…” он бы выслушал вопрос и затем спросил: ”но в какой связи я это говорил?” Многие также помнят его уважение к “ужасающей” власти печатного слова. Он понимал, что философия, однажды заключенная в книгу, подвергается опасности остаться там погребенной. Она становится предметом бесконечных разделений, или воспринимается как евангелие, и она становится такой же мертвой, как и законы медесов и персов. Поэтому Успенский осознавал риск публикации книги и не спешил увидеть свои работы среди твердых обложек.
Успенский был мастером как разговорного, так и печатного слова. В первую очередь он был учителем, и пять глав этой маленькой книги  не являются результатом работы человека, пишущего в одиночестве в тишине кабинета, но это труды учителя, объясняющего систему идей, которые могут быть постепенно оценены и правильно поняты с помощью вдумчивых вопросов слушателей и их искреннего желания научиться.
Двадцать шесть лет (1921-1947 гг.) Успенский руководил встречами, на которых люди, заинтересованные работой в системе, могли услышать основную лекцию, затем прояснить ее знание для себя, задавая точные вопросы (правильная формулировка вопроса была частью самодисциплины, требуемой Успенским). Как вспоминает один из членов кружка “О”: “Лекции читались в группах из 60 или 70 человек один раз в неделю в течение трех месяцев. Встречи длились два часа, обычно в первой части читалась лекция, а затем предлагалось задавать вопросы, на которые отвечал Успенский. … Во время встреч, как правило, велись стенографические записи, и после смерти Успенского сделана большая подборка выдержек из них и опубликована под названием “Четвертый путь”в 1957 году. В этой книге есть очень много материала для изучения…, но трудно извлечь самородки”.
Настоящий том состоит из пяти коротких очерков, которые первоначально были изданы как отдельные книги с 1952 по 1955 гг. после смерти Успенского, перед составлением “Четвертого пути”. Книга была напечатана для частного распространения, было выпущено не более 300 копий, но они не продавались и были недоступны для широкой публики до настоящего времени. Подобно “Четвертому пути” пять глав в этом томе были построены и из сказанного Успенским на этих встречах. В отличие от размаха этого большого тома, здесь каждый очерк концентрируется на одном принципе системы таким образом, что “извлечь самородки” становится легче.
Ценность этой книги в том, что взятые вместе, очерки раскрывают практическую психологическую сторону системы, изложенной Успенским, а взятый по отдельности, каждый может быть прочитан за один раз и каждый может, таким образом, служить ключом для приближения к богатству материала, содержащегося в более объемных книгах Успенского. При подборе и редактировании отрывков из записей встреч Успенского было приложено усилие, чтобы добиться непрерывности, избежать искажения и приукрашивания идей Успенского. Почти в каждом случае комментарии Успенского записаны на слух. Конечно, необходимо помнить, что встречи, из записей которых сделана эта книга, происходили в течение периода около 30 лет, и что в течение этих лет Успенский расширял, углублял и очищал свои мысли. Вдобавок полное понимание некоторых терминов, используемых в этих очерках, зависит от знания “специального значения слов в системе Четвертого пути, которой учил “. Люди, желающие получить более глубокое представление о философии Успенского и лучше разобраться в значении определенных терминов, используемых в этой книге, могут начать с этой работы и идти дальше к его более объемным книгам, включая “Новую модель вселенной”, “В Поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения” и “Психология возможной эволюции человека” (публикованная после смерти Успенского, эта книга содержит тексты лекций, который читались “новым людям” на встречах Успенского в течение четырех - шести месяцев вступительного процесса. Было сказано, что чтение этих работ “существенно … для любого серьезного изучения идей”. Несмотря на предыдущие предостережения, непрофессиональному читателю не стоит колебаться браться за содержащиеся здесь пять работ, потому, что многое в них предназначено для понимания человека, который смутно осознает, что существует нечто большее, чем обнаруживается в скучных стереотипах повседневной жизни. Ему ничего не остается сделать, как ответить на часто появляющиеся на ранних страницах “Памяти “ слова Успенского:
“У человека есть случайные моменты самосознания, но он не имеет никакого управления над ними. Они приходят и уходят сами по себе, контролируемые обстоятельствами и случайными ассоциациями или эмоциями. Возникает вопрос: возможно ли приобрести контроль над всеми этими мимолетными моментами сознательности, для того, чтобы вызывать их чаще и поддерживать их дольше или даже сделать их постоянными?”. Конечно, со времени второй мировой войны отмечается постоянный рост массового интереса к изучению сознания, но не в том смысле, как оно определено медицинскими науками, а как осознанность и восприятие мира, лежащего выше и ниже нашего опыта. Особенно в последние  двадцать лет мы увидели появление различных техник, направленных на поднятие уровня сознания или “бытия”, начиная от практик, использующих наркотики, до целиком или частично основанных на древних восточных религиях. Вдобавок повсюду так называемые “официальные” науки принялись изучать области, когда-то относившиеся к оккультизму: экстрасенсорное восприятие, психологические феномены, четвертое и иные измерения, биологическая обратная связь, телепатия и другие предметы, которые когда-то рассматривались как область предсказателей и шарлатанов. Можно сказать, что весь сегодняшний мир приходит к наблюдению, сделанному четыреста лет назад в “Гамлете”: “На земле и в небесах, Горацио, есть больше вещей, чем может быть выдумано в твоей философии”. Именно по этим причинам сегодняшний день подходит для переиздания этих пяти книг. Сейчас время возрождения интереса к П. Д. Успенскому и другим философам, которые были вне основного потока. Время тех, кто давно сказал, что есть знание, которое недоступно обычным людям, но которое где-то существует и кому-то принадлежит”, бумаги Успенского, хранящиеся в Коллекции рукописей и архивов библиотеки Йельского университета (мемориальная коллекция работ П. Д. Успенского была открыта для ученых на большой выставке в октябре 1978 года) доказывают очевидность факта: П. Д. Успенский и “его люди” искали способ достижения этого высшего знания задолго до того, как это было модно или даже приемлемо делать. Следование Четвертому Пути не требовало ни денежных вкладов, ни приема наркотиков, ни даже рабского принятия утверждений, сделанных самим Успенским. “На самом деле , - вспоминает один из участников его круга, - он просил нас не принимать никаких идей, которые не могут быть проведены на практике”. Необходима была готовность принять свою собственную механичность и недостаток единого сознания , собрать волю и помнить себя для того, чтобы преодолеть одно и приобрести другое. Читатель , оказавшийся смущенным конфликтующими стремлениями и методами многих сегодняшних культов и философий обнаружит желанную ясность целей Успенского, как это выражено в Поверхностной личности: “Цель этой системы - привести человека к сознанию”. Читатель приобретет максимум от чтения этих пяти коротких работ Успенского, а не от чтения о них. Тем не менее немного коротких объяснений.

“Память”: Выдержки из написанного и сказанного П. Д. Успенским о памяти, самовоспоминании и возвращении.

Подобно другим работам в этом томе, “Память” частным образом была напечатана в Стоун Пресс в Кейп Тауне, Южная Африка в 1953 году. Первые четыре раздела могут быть найдены в несколько отличной форме от книги “Психология Возможной эволюции человека”. Пятый раздел составлен из цитат “Поисков чудесного”, разделы шесть и семь были воспроизведены на основе записей некоторых встреч Успенского в Лондоне и Нью-Йорке.
Главной темой “Памяти” является тот факт, что в реальности мы помним очень мало из нашей жизни, и что это происходит из-за того, мы помним лишь моменты сознания. Сознание по Успенскому было не просто противоположностью сну и бессознательности. Сознание - это осознанность самого себя, самовоспоминание. Успенский затем обсуждает , как мы можем приобрести истинное  самосознание и с ним полную память и постигнуть целостность бытия (как противоположность просто существованию в механическом состоянии).

“Поверхностная личность”: Изучение воображаемого человека.

Эта книга, опубликованная в 1954 году, составлена целиком из встречах с 1930 по 1944 гг. “Поверхностная личность” построена вокруг утверждения Успенского, что “главная черта нашего бытия состоит в том, что мы являемся не одним, а множеством”. Из-за того, что человек полностью не осознает себя, он также не осознает множество противоречивых желаний, вер, эмоций и предубеждений, которые перекатывают его от одного места к другому. У него нет никакого “центра тяжести”, и, испытывая в нем недостаток, он не способен поддерживать фиксированную цель в течение какого-либо отрезка времени. Хотя он может верить, что он сам определяет направление собственной жизни, человек, в действительности, бросается из одного желания в другое набором внешних влияний. Человек может преодолеть это состояние, только осознавая свои множественные “Я”, останавливая выражение негативных эмоций, отождествление, ложь и другие элементы “ложной личности”.
“Самоволие”: Подборка сказанного П. Д. Успенским главным образом о необходимости подчинения самоволия как о подготовке для роста воли.

Двести копий этой книги были напечатаны в Кейп Тауне в 1955 году, текст был напечатан на основе ответов и вопросов во время встреч, проводившихся П. Д. Успенским в Лондоне и Нью-Йорке в 1935 - 1947 гг. “Человек, - говорил Успенский, - не имеет никакой воли, а только самоволие (“желание иметь свой собственный путь”) и своеволие (“желание делать что-нибудь просто потому, что мы не должны делать”). Оба исходят из минутных приходящих желаний разных “Я”, из которых состоит человек. Истинная воля присутствует лишь в сознательном человеке и является целью, которую возможно достичь в школе четвертого пути. Самоволие и своеволие трудно уничтожить, потому что они являются частью нашей иллюзии нашей нынешней сознательности и способности “делать”. На самом деле эта способность заключается в завершении чего-либо с помощью первоначального намерения, а не с помощью механического, рефлекторного ответа на внешние влияния.

Синтез сказанного и написанного П. Д. Успенским по поводу негативных эмоций.

Эта работа, первоначально изданная в 1953 году, была взята из неопубликованных высказываний и записей П. Д. Успенского, за исключением некоторых определений и терминов, которые были заимствованы из “Психологических лекций”, опубликованных частичным образом в 1934-1940 гг. “Негативные эмоции” - это эмоции насилия или  депрессии. Успенский утверждал, что такие эмоции бесполезны и разрушительны, и, несмотря на наши протесты, они возникают не из внешних провокаций, а наоборот, из нас самих. Однако негативные эмоции являются искусственными - возникающими из отождествления (нашей неспособности отделять себя от объектов, людей или эмоций вокруг нас) - и таким образом, могут быть разрушены. Это произойдет, как только мы осознаем их и попытаемся сдерживать с помощью самовоспоминания. Первым шагом по удалению негативных эмоций является ограничение их выражения. Когда это происходит, то возможно добраться до самых корней негативных эмоций.  

Заметки о Работе

“Заметки о Работе”, впервые напечатанные в 1952 году, состоят из трех коротких очерков: “Заметки о решении работать”, “Заметки о работе над собой” и “Что есть Школа?” Все имеют дело со степенью индивидуальной преданности, требуемой от человека, начинающего работать в системе. Главное послание содержится в первом параграфе Успенского: “Подумайте очень серьезно перед решением работать над собой с целью изменить себя … эта работа не допускает никакого компромисса и требует большого количества самодисциплины и готовности послушания всем правилам…”
Эти пять работ были однажды напечатаны в очень ограниченном количестве и были доступны маленькой группе людей, которая посвятила себя изучению философии Успенского. Решение перепечатать “Память”, “Поверхностную личность”, “Самоволие”, “Негативные эмоции” и “Заметки о Работе” для большой аудитории основано на возобновлении общественного энтузиазма, большей частью принимающего форму запросов в Мемориальную коллекцию П. Д. Успенского в библиотеке Йельского университета. Надеемся, что многие ученые и заинтересованные непрофессионалы, которые узнали Успенского таким образом, а также другие люди получат дальнейшую возможность проникнуть в учение П. Д. Успенского и в самих себя с помощью открытия этого нового замечательного собрания.
Мэрэли Е. Тэйлор
 




Популярное