Успенский П. Д. СОВЕСТЬ. ПОИСК ИСТИНЫ. Что такое школа  

Home Библиотека online Успенский П. Д, Совесть. Поиск истины Успенский П. Д. СОВЕСТЬ. ПОИСК ИСТИНЫ. Что такое школа

Успенский П. Д. СОВЕСТЬ. ПОИСК ИСТИНЫ. Что такое школа

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
ЧТО ТАКОЕ ШКОЛА?

Вопрос: Что такое школа?
Успенский: Школа - это организация, созданная для передачи ограниченному числу подготовленных людей знания, приходящего от высшего разума. Наиболее существенным в школе является знание, которое приходит от высшего разума. Это означает, что школы не могут формироваться произвольно без участия людей, которые приобрели знания в школах. Другим очень важным фактором является отбор, проводимый школой, т.е. отбор студентов. Допускаются в школу только люди с определенной подготовкой и определенным уровнем понимания. Школа не может быть открыта для многих. Школа - это всегда закрытый круг с инструктором в центре.
Школы могут быть очень различных уровней в зависимости от подготовки и уровня бытия студентов. Чем выше уровень школы, тем большие требования предъявляются студентам.
Вопрос: Почему необходимы школы?
Успенский: Перед тем, как говорить почему необходимы школы, нужно осознать, для кого они необходимы, потому что школы совершенно не нужны для огромного большинства людей. Школы нужны для тех людей, которые уже осознали неадекватность знания, собранного обычным умом и которые чувствуют, что сами по себе, собственными силами они не могут ни разрешить окружающие их проблемы, ни найти правильный путь. Только такие люди способны преодолеть трудности, связанные со школьной работой и только для них необходимы школы. Для того, чтобы понять почему необходимы школы, нужно осознать, что знание, приходящее от людей высшего разума можно одновременно передать только очень ограниченному числу людей с необходимым соблюдением всех серий определенных условий, которые должны быть хорошо известны инструктору школы и без которых знания нельзя правильно передать. Существование этих условий и невозможность ничего сделать без них объясняет необходимость организации. Передача знаний требует усилия как со стороны, которая получает, так и от стороны, которая дает его. Организация содействует этим усилиям или делает их возможными. Эти условия не могут появиться сами по себе. Школа может быть основана в соответствии с определенным планом, разработанным и известным задолго до этого. В школах не может быть ничего произвольного и импровизированного. Но школы могут быть различных типов, соответствующим различным путям. О различных путях мы поговорим позднее.
Вопрос: Можно ли объяснить, в чем состоят эти условия?
Успенский: Эти условия связаны с определенным свойством человеческой природы, а именно с тем, что у человека есть две стороны, которые в общей эволюции человека должны развиваться одновременно и параллельно: з н а н и е  и  б ы т и е. Люди знают или думают, будто знают, что есть знание, и они понимают до определенной степени его относительность, но они не знают, что такое бытие и не понимают  относительность бытия и того факта, что знание зависит от бытия. Между тем, развитие знания без соответствующего развития бытия или развитие бытия без соответствующего развития знания дает неправильные результаты. Школы необходимы для того, чтобы избежать такого одностороннего развития и связанных с ним нежелательных результатов. Условия школьного обучения таковы, что с самых первых шагов работа развивается одновременно по двум линиям, но линии знания и по линии бытия. С первых дней в школе человек начинает изучать механичность и бороться с механичностью в себе, против непроизвольных действий, против мечтания, против ненужных разговоров, против воображения и против сна. Ему объясняется, что его знание зависит от его бытия. Делая один шаг по линии знания, человек должен сделать шаг по линии бытия. Принципы школьной работы, все требования к ученику, правила, которые он должен помнить - все помогает ему изучать свое бытие и работать над его изменением.
Вопрос: Почему необходимо знание?
Успенский: Целью человека, который осознает свое состояние и положение, становится изменение бытия. Это изменение настолько трудно, что оно фактически было бы невозможным, если бы ему не помогало знание.
Вопрос: Может ли изменение бытия, то есть достижение определенного уровня, дать знание?
Успенский: Нет, не может. Знание и бытие выражают две стороны человеческой природы, которые могут развиваться и расти, но для своего развития они требуют различных усилий.
Вопрос: От чего зависит понимание, от знания или от бытия?
Успенский: Ни знание, ни бытие не могут по отдельности дать правильное понимание. Причина этого в том, что понимание является результирующим знания и бытия. Рост понимания возможен только при одновременном росте знания и бытия. Если оно слишком сильно перерастает другое, то понимание не может развиваться в правильном направлении.
Вопрос: Что подразумевается под ростом знания и ростом бытия?
Успенский: Рост знания означает переход от частного к общему, от деталей к целому, от иллюзорного к реальному. Обычное знание или то, что называется знанием, является всегда знанием деталей без знания целого, знанием листьев или прожилок и зазубрин листьев без знания о самом дереве. Реальное знание не только показывает данную деталь, но также и место, функцию и значение этой детали в целом. В нашем обычном знании иногда мы приближаемся к реальным знаниям. Например, в обычной системе обозначения каждый номер не только определяет силу, но и показывает место этой силы в серии сил от нуля до бесконечности. Все реальное знание имеет эту природу. Реальное знание приходит от высшего разума, т.е. от разума людей, достигших вершин возможного для человека развития. Оно называется объективным
знанием, в отличие от знания обычных людей, которое называется субъективным знанием. Объективное знание является
школьным знанием, т.е. знанием, приобретенным в школе. человек не может добыть его собственным умом и приобрести из книг. Одна из первых идей об объективном знании состоит в том, что знание реального мира возможно, но только при условии, что человек способен использовать принципы относительности и  масштаба  и знает фундаментальные законы  вселенной, закон трех и закон семи. Подход к изучению объективного знания начинается с изучения объективного языка. Следующий шаг - это изучение себя, которое начинается с понимания места человека во вселенной и изучения человеческой машины. Знание себя является и целью и средством.
Человек, не имевший школьного обучения, т.е. человек с субъективным способом мышления, живет, окруженный иллюзиями в первую очередь о себе самом. Он думает, что имеет волю и возможность выбора в каждый момент своей жизни; он думает, что может  делать; он думает, что обладает индивидуальностью, т.е. чем-то постоянным и неизменным; он думает, что имеет “Я” или эго, также постоянное и неизменное; он рассматривает себя как сознательное существо и полагает, что способен устроить жизнь на Земле в соответствии с указаниями здравого смысла и логики; его обычное состояние сознания, в котором он живет и действует, он называет ясное сознание, в то время как в действительности - это сон. В этом сне он живет, пишет книги, изобретает теории, ведет войны, убивает других спящих людей и умирает сам, даже не подозревая, что может пробудиться.  Он не осознает возможности развития и роста. Он приписывает себе то, чем не обладает. Но он не знает, как велико то, что он может приобрести. Если это человек научных взглядов, то он не допускает никакой возможности индивидуальной эволюции вне обычного интеллектуального развития в течение жизни. Вместо этого он признает возможность эволюции человека как вида и считает такую эволюцию полностью механической, т.е. независимой от чьей-то воли. Если это религиозный человек, то он верит в будущую жизнь и в то, что его ведут ради его собственного благополучия высшие силы, с которыми он общается посредством молитвы. Если он знаком с теософией, он верит в закон Кармы и в перевоплощения, он считает, что  имеет астральное тело, ментальное тело и казуальное тело, и что путем неизбежной эволюции он достигнет очень высокой ступени, если не на Земле, то на какой-нибудь планете. Если он уже понял неадекватность и иллюзорность природы научных, религиозных и теософских идей и осознает необходимость внутреннего изменения в человеке, то он не осознает трудности этого, он не осознает необходимости длительных и систематических усилий, которые невозможны без знания методов и без точного и детального знания человеческой машины. Ему кажется, что то, что может прийти - должно прийти. Но в действительности, ничего не приходит само по себе. Человек должен сначала освободить себя от иллюзий, а затем работать, чтобы приобрести другое бытие.  Эта работа требует длительных и систематических усилий и знания.
Вопрос: В чем разница между школой, о которой вы говорите и “изотерической” школой в Теософском Обществе? Мне кажется, что в основе обеих лежит одна и та же идея.
Успенский: Принципиальная разница между школой, о которой я говорю и “изотерической” школой в том, что “изотерическая” школа является, можно сказать, надстройкой или верхним этажом всей теософии. Для того, чтобы попасть в  “изотерическую” школу человек должен принять и все остальное.  А в теософской системе есть очень много наивного, нелогичного, противоречивого и невозможного.
Вопрос: Какова разница между “мастерами” и существами высшего разума?
 Успенский: “Мастера” в теософии связаны с определенной легендой, начинающейся с Блаватской. Принимая мастеров, вы должны принять всю легенду. Между тем, в этой легенде есть очень много неприемлемого и невозможного. Люди высшего разума не связаны с какой-либо легендой. Человек, такой, каким мы его знаем, не является высшим возможным проявлением его природы и не является завершенным существом, а представляет собой определенную фазу своей возможной трансформации. Считается, что эта трансформация возможна в течение одной жизни, т.е. считается, что человек, рожденный в одной фазе, может в течение одной жизни перейти в другую. Если мы возьмем в качестве примера бабочку, то человек будет приблизительно соответствовать гусенице. И огромное число людей умирает “гусеницами”. Но среди массы гусениц постоянно появляется маленький процент трансформирующихся существ. Этими эволюционирующими существами для нас являются люди высшего разума. Мы можем узнать о их существовании по тем следам, которые они оставили в истории, главным образом в искусстве и религиях. Обладая более совершенным, чем обычные люди умом, они обладают большими знаниями. Школы, о которых я говорю, имеют цель привести обычных людей, почувствовавших или осознавших необходимость побега из нынешнего состояния, ближе к идеям, исходящим от людей высшего разума, потому что эти идеи сами по себе могут помочь их трасформации, т.е. переходу на новый уровень бытия.
Вопрос: Вы думаете, что такие существа, как Будда и Христос обладали школьным знанием?
Успенский: Я не могу ответить на вопрос о Христе и о Будде, потому что сначала надо установить, что мы принимаем и что - не принимаем из легенд, связанных с ними. Но если Христос действительно существовал, тогда, без сомнения, он учил своих учеников школьной науке. Евангелия полны ссылок на школьную систему и на школьное знание.
Вопрос: Идея посвящения в “эзотерическую школу” основана на выборе и оценке тех людей, которые лучше знают и, похоже, это также и ваша идея (“некоторое количество подготовленных людей”).
Успенский: Для идеи посвящения, зависящего от кого-то еще, нет никакого места в этой системе. Существует только самопосвящение, т.е. внутренний рост. Только знание можно получить от кого-нибудь еще и нельзя получить каким-либо другим способом. Подготовка означает нечто совершенно иное. В своем первом значении - это просто интеллектуальная и эмоциональная подготовка, дающая человеку возможность понимания и оценки новых идей. Необходимость подготовки подчеркивается только для того, чтобы показать, что идеи системы не могут быть даны каждому без различия. О более полном значении подготовки я поговорю позднее.
Вопрос: Имеется множество людей, заявляющих, что принадлежат школе и обладают специальным знанием. Все они говорят то же, что и вы. Где мы можем найти критерий, чтобы распознать, кто прав? Примеры некоторых из этих людей похоже больше опровергают их знание, чем подтверждают его.
Успенский: Конечно же, помимо настоящих школ, существует множество ложных школ. Главная опасность исходит из школ, обладающих очень малым количеством знания и очень большим количеством фантазии, таких как теософская, антропософская, мартинистская и тому подобные. При первом знакомстве со школой трудно указать на точный критерий для различения, потому что такой критерий зависит от глубины и качества подготовки. Лично для меня первым доказательством правильности этой школы было точное, не вызывающее сомнений, знание по психологии, превосходящее все, что я где-либо ранее слышал и делающее психологию точной и практической наукой. Для меня это был неопровержимый факт, и у меня была специальная подготовка для того, чтобы я мог судить об этом. Школы могут быть очень различных уровней.
1.  Подготовительные школы четвертого пути можно разделить на две категории. К первой категории принадлежат школы, где инструктор признает превосходство своего собственного бытия над бытием учеников и посредством этого обещает студенту помощь, основанную на силах, которые превосходят силы обычного человека. Ко второй категории относятся школы, где инструктор признает превосходство только своего знания.
2.  Школы первой категории, т.е. школы, где инструктор признает превосходство своего бытия и обладания силами, которых нет у обычного человека, несоизмеримо более трудны. В них возможно находиться, только лишь постоянно помня принципы работы, полностью покоряясь инструктору и строго выполняя правила. Малейшее отклонение от принципов, от подчинения инструктору и от выполнения правил делает невозможность продолжения обучения в такой школе.
3.  В школах второй категории инструктор может простить многие недостатки конкретных учеников, даже если они задерживают их работу, но до тех пор, пока это не наносит вреда общей работе школы.
4.  Облегчение трудностей работы, уменьшение требований или уступки со стороны инструктора никогда не являются привилегией или преимуществом для учеников, наоборот, это всегда указывает лишь на провал их работы и на потерю собственного места в работе.
5.  Привилегией является только увеличение и усиление требования.
6.  Место в работе предопределяется подготовкой, старшинством, усилиями, способностями, доверием к инструктору и пониманием цены работы.
7.  Ученик может начать без полного понимания значения идей, приходящих от высшего разума и целей школьной работы. Но после определенного времени от него потребуется правильная оценка и понимание. И без этой оценки и понимания он не сможет продолжать.
8.  Появление недоверия к инструктору и особенно выражение такого недоверия по отношению к знанию, методам и личным мнениям инструктора делает невозможным продолжение работы в школе.
9.  Ученик должен помнить, что личные мнения инструктора, которые противоречат его собственным личным мнениям, основаны на методах и доводах гораздо лучших, чем имеющие в его распоряжении. Поэтому они должны стать для него объектом изучения, а не объектом споров и возражения.
10.  Он должен помнить, что одной из целей его работы является изменение своих точек зрения, потому что его старые точки зрения, являющиеся точками зрения спящего человека, не могут быть правильными. Задача инструктора состоит в том, чтобы показать ему возможность точек зрения, которые соответствуют его пробуждению.
11.  Ученик должен помнить, что он пришел для того, чтобы учиться, а не для того, чтобы учить или выражать свои взгляды.
12.  Различие во мнении с инструктором может указывать на то, что ученик приобрел от него все, что возможно приобрести и ему следует оставить школу и работать независимо. В то же самое время разница во мнении может просто показывать, что ученик забыл некоторые фундаментальные принципы работы или, что еще хуже, добавил к этому что-то свое, чего он не слышал от инструктора. Это делает всю дальнейшую работу бесполезной.
13.  Независимая работа вне школы возможна в контакте с инструктором или без такого контакта.
14.  Контакт зависит от ученика, а не от инструктора и устанавливается в том случае, если ученик помнит все, что он когда-либо слышал от инструктора и следует всему этому без какого-либо отклонения, и помимо всего - без добавления чего-либо своего.
15.  Инструктор несет ответственность за работу учеников и может помочь в их трудностях только если по отношению к нему ученики следуют принципам школ первой категории, т.е. они никогда не забывают того, что однажды им было сказано и не спорят с инструктором.
16.  Это иногда называется подражанием школьной работе.
17.  В одной и той же школе могут быть разные ученики, то есть, ученики школ первой категории и ученики школ второй категории. Эта разница между учениками зависит исключительно от их отношения к инструктору.
 




Популярное