Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 2. НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Дальнейшие записи Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 2. НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 56

Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 2. НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Глава 2. НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ


НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ I

У. Я хотел бы особо напомнить вам об идее негативных эмоций и о состоянии негативной эмоции. Это второй по важности пункт в системе. Первый важный пункт - сознание. Второй по важности - негативные эмоции.
Вы помните, что говорилось в начале о сознании и отсутствии сознания, и должны были при наблюдении функций понять одну вещь. Вы должны были осознать, что обычно все, что мы делаем, что мы думаем, что мы чувствуем - мы делаем бессознательно, мы не помним себя при этом. Мы не осознаем, что мы находимся здесь, что мы присутствуем, что у нас есть сознание.
В то же время вы должны уже знать и понимать, что если мы делаем достаточно усилий достаточно долгое время, мы можем усилить нашу способность само-воспоминания. Мы начинаем вспоминать себя чаще, мы начинаем вспоминать себя глубже, мы начинаем вспоминать себя в связи с большим количеством идей - идеей сознания, идеей работы, идеей центров, идеей само-изучения, идеей школ.
Но вопрос в том, как вспоминать себя, как сделать себя более сознательным. Возвращаясь к идее негативных эмоций, вы увидите, что это основной фактор, который мешает нам вспоминать себя. То есть одно не возможно без другого. Вы не можете бороться с негативными эмоциями, не вспоминая себя больше, и вы не можете вспоминать себя больше, не борясь с негативными эмоциями. Если вы будете помнить эти две вещи, вы будете понимать все лучше. Поэтому старайтесь всегда сохранять в уме эти две идеи, которые тесно связаны друг с другом.

Теперь о том, как бороться с негативными эмоциями. Прежде всего необходимо понять, что нет ни одной полезной негативной эмоции, полезной в каком бы то ни было смысле. Негативные эмоции все одинаково вредны, и все являются признаком слабости. Затем, вы должны понять, что мы можем бороться с ними, они могут быть побеждены и разрушены, потому что в действительности у них нет своего центра. Если бы у них был реальный центр, то ничего нельзя было бы сделать, мы навсегда остались во власти негативных эмоций. Но к счастью для нас такого центра не существует. На самом деле работает некий искусственный центр, и этот искусственный центр может быть разрушен и отброшен. И после этого мы будем чувствовать себя намного лучше. Даже понимание того, что это возможно - это уже очень много; но у нас так много убеждений, предубеждений и даже принципов на этот счет, что очень трудно избавиться от идеи, что негативные эмоции необходимы и обязательны. Пока мы думаем, что они необходимы, неизбежны, и даже полезны для само-выражения и многого другого - мы ничего не можем сделать. Необходима определенная умственная борьба, чтобы осознать, что они совершенно бесполезны, что они не выполняют никакой полезной функции в нашей жизни, и что в то же время вся жизнь основана на негативных эмоциях. Этого как раз никто не понимает.
В. Но мне кажется, что есть обстоятельства, которые просто вызывают в человеке негативные эмоции.
О. Это одна из наших сильнейших иллюзий - думать, что негативные эмоции вызываются обстоятельствами. Все негативные эмоции находятся в нас, внутри нас.... Мы всегда думаем, что наши негативные эмоции вызываются или недостатками других людей, или неудачными обстоятельствами. Мы всегда так думаем. В этом наша главная иллюзия. Наши негативные эмоции находятся в нас и производятся нами же. Нет абсолютно ни одной причины, по которой чьи-то действия или какие-то обстоятельства неизбежно должны вызывать во мне негативную эмоцию. Это только моя слабость.
В. В таком случае, когда твой лучший друг умирает, ты должен сохранять приподнятое настроение?
О. Смерть друга или какое-то другое горе - это страдание, а не негативная эмоция. Оно может вызвать негативную эмоцию, только если вы отождествляетесь с ним. Страдание может быть реальным; негативная эмоция не реальна. И кроме того, страдание занимает очень малую часть нашей жизни, негативные эмоции занимают большую ее часть - они занимают всю нашу жизнь. Почему? Потому что мы оправдываем их. Мы думаем, что они создаются какой-то внешней причиной. Когда мы понимаем, что они не могут быть вызваны внешними причинами, большая часть из них исчезает. Но это первое условие: мы должны понять, что если мы не хотим их иметь, они не могут быть созданы внешними причинами. Они есть в нас, потому что мы разрешаем им быть, объясняем их внешними причинами, и поэтому не боремся с ними. Это очень важно понять.
В. Есть ли какая-то причина, почему мы так держимся за свои негативные эмоции?
О. Привычка. Мы привыкли к ним, мы не можем даже спать без них. Большинство людей не может даже представить себе, что бы они делали без негативных эмоций.
В. Делаем ли мы негативные эмоции еще хуже, воображая их?
О. Они не могут существовать без воображения. Просто страдание от боли - это не негативная эмоция, но когда входит воображение и отождествление, тогда это становится негативной эмоцией. Эмоциональная боль сама по себе, как и физическая боль, не является негативной эмоцией, но когда вы начинаете вышивать по ней воображением, украшать ее, она становится негативной эмоцией.
В. Чтобы бороться с негативными эмоциями, нужно больше наблюдать и работать против сильного отождествления с эмоцией?
О. Да. Позже мы поговорим о методах борьбы с эмоциями, потому что есть много методов и это очень определенные методы, различные для различных эмоций, но прежде всего вы должны бороться с негативным воображением и отождествлением. Этого вполне достаточно, чтобы разрушить многие из обычных негативных эмоций - в любом случае, сделать их намного слабее. Вы должны начать с этого, потому что использовать более сильные методы можно только тогда, когда вы уже можете до определенной степени бороться с отождествлением, и когда вы остановили негативное воображение. А оно должно быть остановлено полностью. Пока это не сделано, изучать другие методы бесполезно. Негативное воображение вы можете остановить; даже одно изучение воображения уже сможет уменьшить его. Но настоящая борьба с негативными эмоциями начинается позже, и она основана на правильном понимании - прежде всего, того, как они создаются, что стоит за ними, насколько они бесполезны и как много вы теряете из-за этого удовольствия иметь негативные эмоции. Когда вы поймете, как много вы теряете, тогда, возможно, у вас будет достаточно энергии что-то с этим делать.
В. Из того, что вы говорите, мне кажется, что вы предполагаете в нас некое "я", которые выше всех остальных и которое может это делать.
О. Не высшее, но некоторые интеллектуальные "я" свободны от эмоционального центра и могут видеть вещи беспристрастно. Они могут сказать: "Эта негативная эмоция была у меня всю жизнь. Выиграл ли я хоть на грош? Нет, я только платил, и платил, и платил. Это значит, она бесполезна."
В. Находясь на самом пике негативной эмоции, можно ли остановить ее просто думанием?
О. Нет, но вы можете приготовить себя к этому. Если вам удастся создать длительное правильное отношение, то в конце концов оно сможет помочь вам останавливать негативную эмоцию в самом начале. Но на самом пике вы ее не остановите.
В. Но ведь определенно бывают моменты, когда истинные чувства человека совсем не негативны, но при этом, по совершенно справедливому поводу, он возмущен или рассержен...
О. Нет справедливых поводов. Однажды и навсегда вы должны понять, что не может быть оправданий для гнева. И гнев не в поводе, он в вас. Негативные эмоции не находятся во внешних причинах, они в вас. Когда вы поймете это, вы начнете думать об этом правильно. Но пока вы думаете, что существуют внешние причины, это значит, вы все еще не начали думать правильно.
В. Почему с одними людьми негативные эмоции чувствуются сильнее и чаще, чем с другими?
О. Люди, которые полны негативных эмоций и отождествления, вызывают сходные реакции и в других людях. Нужно научиться изолировать себя в таких случаях с помощью само-воспоминания и неотождествления. Изоляция не означает равнодушия.
В. Всегда ли негативные эмоции каким-то образом связаны с отождествлением?
О. Всегда. Негативные эмоции не могут существовать без отождествления и негативного воображения. Эти две вещи являются психологической основой негативных эмоций. Их механическая основа - неправильная работа центров.
В. Мне иногда удается не выразить негативную эмоцию в самом начале, но она остается и старается проявить себя.
О. Это означает, что вы остановили только внешнее выражение, но вы должны стараться остановить и причину. Я не имею в виду
причину негативной эмоции, но причину ее выражения. Здесь есть разница. Эмоция - это одно, выражение - другое. Постарайтесь найти различие.
В. Где начинается выражение негативных эмоций? Часто эмоция остается, несмотря на усилия против воображения и отождествления, - например, разочарование. Исчезнет ли она, если делать правильные наблюдения и усилия по преодолению воображения и отождествления, или она может оставаться несмотря на все это? Если она остается, значит ли это, что человек все еще выражает ее?
О. Это по-разному в разных случаях. Многие вещи здесь смешаны. Вы должны понимать, что если вы говорите о невыражении негативной эмоции, вы должны говорить только о невыражении негативной эмоции. Если вы говорите о причинах эмоций или поводах, тогда вы должны говорить только об этом и ничего не говорить о выражении. Всегда только о чем-то одном.
В. Только с помощью наблюдения можно понять, что причина выражения негативной эмоции отлична от причины самой эмоции?
О. Я не говорил вам сравнивать их. Я сказал только говорить всегда о чем-то одном. Я имел в виду именно не задавать таких вопросов, не думать о двух вещах одновременно. Если вы хотите говорить о причине выражения негативной эмоции, говорите о причине выражения. Если вы хотите говорить о причине негативной эмоции, говорите о причине негативной эмоции. Но не обо всем сразу.
В. Когда мне удается удержаться от выражения негативной эмоции, результатом бывает крайнее раздражение и последующее недовольство всем окружающим.
О. Конечно, если вы подавляете выражение, вы чувствуете раздражение. Это значит, что вы отождествлены. Вы стараетесь сохранить отождествление и разрушаете только выражение. Вы должны начать с разрушения отождествления.
В. Возможно ли, чтобы усилия управлять негативной эмоцией были причиной усталости?
О. Нет. Такие усилия дают нам дополнительную энергию - они не могут вызывать усталость. Вы можете чувствовать усталость, если вы подавляете только выражение. Но я никогда не говорил подавлять. Я сказал: "Не выражайте, найдите причины для невыражения". Подавление никогда не поможет, потому что рано или поздно негативная эмоция вырвется наружу. Это вопрос нахождения причин, правильного мышления.
В. Изменения отношения?
О. Совершенно верно. Потому что выражение эмоции всегда основано на неком ошибочном ходе мысли.
В. Я бы хотел получить больше помощи в подходе к негативным эмоциям.
О. Это должно быть ваше собственное усилие, и прежде всего вы должны классифицировать ваши негативные эмоции. Вы должны найти, какие негативные эмоции в вас преобладают, почему они приходят, что их вызывает, и так далее. Вы должны понимать, что ваш единственный контроль над негативными эмоциями - это посредством ума, - но он приходит не сразу. Если вы будете думать правильно в течение шести месяцев, это подействует на негативные эмоции, потому что они основаны на неправильном мышлении. Если вы начнете правильно думать сегодня, это не изменит негативные эмоции завтра, но негативные эмоции в следующем январе можно изменить, если вы начнете правильно думать сейчас.
В. Когда я думаю о негативных эмоциях, я очень ясно понимаю, что они в нас, и тем не менее вскоре я снова становлюсь негативным и снова выражаю негативные эмоции. Это оттого, что у меня нет единства?
О. Во-первых, оттого, что у вас нет единства, и во-вторых, потому что вы не делаете правильных усилий. Как я уже говорил, это вопрос долгой работы, и вещи не изменяются сразу. Если кто-то имеет постоянные негативные эмоции, постоянно возвращающиеся негативные эмоции одного и того же типа, то в определенные моменты он будет особенно им подвержен. Наблюдая себя лучше, он будет знать, когда это состояние близко, или что оно уже пришло, и если он думал правильно заранее, то сможет оказать какое-то сопротивление. Но если у него нет правильного отношения, если он не думает правильно, то он беззащитен, и негативная эмоция наступает снова в тот же самый момент, и тем же самым образом, и так далее...
Первое, что он должен делать - это научиться не выражать ее, потому что когда он выражает негативную эмоцию, он находится в ее власти. В этот момент он ничего не может сделать. Прежде всего он должен научиться не выражать негативную эмоцию. Когда он научится этому, он может затем стараться не отождествляться, создавать правильное отношение, и помнить себя.

В этом вопросе негативных эмоций, я хочу, чтобы вы поняли, что остановка выражения негативной эмоции и борьба с негативными эмоциями это две разные практики. Вначале идет остановка выражения негативной эмоции. Вы ничего не можете сделать с самими негативными эмоциями, пока вы не научились останавливать их выражение. Когда вы приобрели определенный контроль невыражения негативных эмоций, тогда вы уже можете изучать сами негативные эмоции. Первое, вы должны понять, как они ошибочны, как они бесполезны, и затем вы должны понять, что они не могут существовать без отождествления. Когда вы это поймете, вы должны постараться - я не говорю, что вы можете сделать это сразу, это займет много времени, но вы должны стараться - разделить их на три категории. Первая - более или менее обычные, каждодневные негативные эмоции, которые случаются часто и всегда связаны с отождествлением. Вначале, конечно, вы должны наблюдать их и вы должны уже иметь определенный контроль над их выражением. Затем вы должны начать бороться с ними, стараясь не отождествляться, избегая отождествления как можно чаще, не только по отношению к этим эмоциям, но по отношению ко всему. Если вы создадите в себе способность не отождествляться, это будет влиять на эти эмоции и вы увидите, что они исчезают.
Эмоции второй категории появляются не каждый день. Это более сложные, более трудные эмоции, возникающие из некого умственного процесса - подозрения, оскорбленных чувств и тому подобных вещей. Их намного труднее преодолеть. Вы можете работать с ними созданием правильного умственного отношения, мышлением - не в то время, когда вы в состоянии негативной эмоции, но между ними, когда вы спокойны. Старайтесь найти правильное отношение, правильную точку зрения, и сделать ее постоянной. Если вы сформируете правильное мышление, оно лишит силы все эти негативные эмоции.
Затем есть эмоции третьей категории, гораздо более интенсивные, гораздо более трудные, и очень редкие. Против них вы ничего не можете сделать. Эти два метода - борьба с отождествлением и создание отношений - не помогают. Когда приходят такие эмоции, вы можете делать только одно - вспоминать себя с помощью этой эмоции. Это изменит их через какое-то время. Но к этому вам нужно быть подготовленными, это совершенно особая вещь.
Таковы методы работы с негативными эмоциями. Поскольку сами негативные эмоции могут быть различными, вы не можете использовать одни и те же методы со всеми. Вы должны быть подготовлены к любой из них. Как я сказал вначале, преодолеть их или бороться с ними будет трудно, но со временем вы этому научитесь. Но только - никогда не смешивайте это с выражением негативных эмоций. Это идет в начале всего. Это дается на самой первой лекции, и прежде чем вы сможете делать что-то другое, вы должны научиться контролировать проявление негативных эмоций. Если вы не способны остановить выражение, это значит, вы еще ничего не можете делать и с самими эмоциями. Но если вы научитесь контролировать выражение, тогда вы можете начинать. Но помните, вы ничего не можете делать, когда вы в состоянии негативной эмоции, вы можете что-то делать с ней только до или после.
В. Я не понимаю, почему вы говорите о негативных эмоциях и выражении негативных эмоций как о совершенно разных вещах.
О. Потому что для этого необходимо разное знание. Идея невыражения негативных эмоций дается уже на первой лекции. В самом начале само-наблюдения человеку говорится, чтобы он наблюдал и старался не выражать негативные эмоции, и в течение долгого времени он должен над этим работать. Затем, позже, даются многие другие объяснения и практики, и спустя довольно долгое время вы приходите к изучению самих эмоций и изучению методов их изменения. Поэтому нельзя брать их вместе, это совершенно разные вещи. Но вы должны понимать, что спустя определенное количество лекций, разговоров, и т.д., вы начинаете забывать хронологию идей, тогда как очень полезно помнить порядок, в котором они идут.


НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ II

В. Я все еще не могу понять, почему все причины негативных эмоций находятся во мне самом. Я думаю, должны быть некоторые причины, которые приходят извне.
О. Если вы наблюдаете себя, вы увидите. Причины вовне остаются теми же, но иногда они производят в вас негативные эмоции, а иногда нет. Почему? Потому что реальные причины в вас. Вовне только кажущиеся причины. Если вы в хорошем состоянии, если вы помните себя, если не отождествляетесь, тогда ничто происходящее вовне ( говоря относительно - я не имею в виду катастрофы) не может вызвать в вас негативную эмоцию. Если же вы в плохом состоянии, отождествлены, погружены в воображение или тому подобное, тогда все хоть сколько-то неприятное вызовет в вас сильнейшее раздражение. Это вопрос наблюдения.
В. Но я не понимаю, как некоторые вещи могут не вызвать негативных эмоций, например, поведение других людей?
О. Но ведь они машины. Почему поведение машин должно вызывать негативную эмоцию? Если машина вас ударит, вы сами виноваты - вы не должны стоять на пути у машины. Вы можете испытывать негативную эмоцию, но это не по вине машины, это по вашей собственной вине. Негативность в вас. Другие люди не имеют над вами столько власти, как вы думаете, это только следствие отождествления. Вы можете быть гораздо более свободны, если вы не отождествляетесь, и иногда вы и на самом деле более свободны. Вот почему я говорю, что это необходимо наблюдать. Если вы хорошо наблюдаете, вы увидите, что иногда вы отождествляетесь больше, иногда меньше; и поэтому иногда вы в полной власти негативных эмоций, а иногда вы можете оказать некоторое сопротивление. Может потребоваться много времени, чтобы научиться сопротивлению негативным эмоциям, но это не невозможно - это возможно. Вы должны понять одну вещь о негативных эмоциях - мы слишком боимся их, мы считаем их слишком могущественными. Мы можем оказать им сопротивление, если мы настойчивы и не считаем их неизбежными и всемогущими.
В. Недавно я наблюдал, как при разговоре с кем-то мое настрение резко испортилось, и хотя я старался бороться с этим, мне это не удалось. Как можно управлять настроением?
О. Это пример механичности. Вы не можете управлять своим настроением, если оно уже начало портится. Иначе не может быть, потому что уже слишком поздно - оно уже испортилось, и вы в его власти. Вы можете контролировать такие проявления, как испорченное настроение, только одним способом. Это требует долгого времени. Борьба должна начинаться в вашем уме. Вы должны прежде всего увидеть, как вы думаете об этом предмете. Допустим, вам нужно встретиться с каким-то человеком, и допустим, он вас раздражает. Ваше настроение начинает изменяться. Вам это не нравится. Как вы можете это остановить? Вы должны начать с изучения своего мышления. Что вы думаете об этом человеке - не что вы чувствуете, когда раздражены, но что вы думаете о нем в спокойные моменты? Вы можете найти, что в своем уме вы спорите с ним, вы доказываете ему, что он неправ, вы указываете ему все его ошибки, вы считаете, в общем, что он ведет себя по отношению к вам неправильно. Именно в этом ваша ошибка. Это вы должны научиться думать правильно, вы должны найти способ думать правильно. Тогда, если вам это удастся, произойдет следующее: хотя эмоция намного быстрее мысли, но при этом эмоция - вещь непостоянная, мысль же может быть более постоянной, поэтому когда выскакивает эмоция, она натыкается на постоянную мысль и не может двигаться дальше и проявлять себя. То есть вы можете бороться с выражением негативных эмоций только, как в этом примере, путем создания постоянного правильного мышления. Но невозможно объяснить в двух словах, что такое правильное мышление - это необходимо изучать. Вы помните, что я говорил о частях центров - при изучении мышления вы придете к этому, потому что почти во всех случаях и во всех обстоятельствах в обычной жизни люди думают только механической частью интеллектуального центра. Этого недостаточно. Необходимо использовать интеллектуальную часть интеллектуального центра.
В. Не потому ли мы не можем быть в высших частях, что низшие части мешают работе друг друга?
О. Нельзя брать это как причину. Главная причина - отождествление.
В. Само-воспоминание - самый простой способ избежать отождествления?
О. Это единственный способ, потому что это две стороны одной и той же вещи, одна требует другой. Но человек всегда забывает о неотождествлении и само-воспоминании. Усилие неотождествления и усилие само-воспоминания - это главное средство, чтобы перейти в высшие части центров.
В. Может ли преодоление негативных эмоций, как страх, создать энергию?
О. Да, и очень много. Это одно из сильнейших средств накопления энергии. Все возможности развития заключены в победе над негативными эмоциями и их трансформации. Тот, кто сохраняет негативные эмоции, никогда ничего не сделает.
В. Во что могут быть трансформированы негативные эмоции?
О. Нет, лучше сказать, они должны быть побеждены. Если хотите, они трансформируются в некий род эмоции, смешанной с очень большим пониманием, - в эмоцию высших частей центров. Почти любая негативная эмоция, которая у нас есть теперь, может быть трансформирована в эмоцию высших частей центров. Но это требует понимания, убеждения в том, что это необходимо, и решимости делать это.
В. Это негативные эмоции не дают нам достичь этих эмоциональных состояний?
О. Да. У нас вполне достаточно денег, но мы тратим их все на неприятные вещи. Если мы накопим достаточное количество, мы сможем использовать их правильным образом. Способность использования приходит с количеством.
В. Но на самом ли деле страх - негативная эмоция?
О. В большинстве случаев это негативная эмоция. Реальный страх находится в инстинктивном центре, но он сравнительно редок. В большинстве случаев страх воображаемый - он в вас самих.
В. Вы сказали, что боль - это негативная эмоция?
О. Боль принадлежит инстинктивному центру. Это очень полезная вещь - она предупреждает нас об опасности.
Это разделение эмоций на эмоции инстинктивного центра и эмоции эмоционального центра очень важно - вы найдете его только в этой системе. Эмоции инстинктивного центра и эмоции эмоционального центра совершенно различны, но они никогда полностью не отделены друг от друга ни в какой другой системе.
А без такого разделения нельзя ничего узнать. Инстинктивные эмоции, как позитивные, так и негативные, все одинаково полезны.
Мы находимся в очень странном положении, потому что позитивные эмоции не принадлежат нашему обычному эмоциональному центру, но высшему эмоциональному центру, и негативные эмоции также не принадлежат этому обычному центру, но пребывают в неком искусственном центре. Так что наш эмоциональный центр ни негативен, ни позитивен, а высший эмоциональный центр не имеет негативных эмоций. Негативные эмоции это некий вид искусственного образования. Как они создаются? Эмоциональный центр заимствует материал у инстинктивного, и своей негативной частью, с помощью воображения, он создает негативные эмоции из материала инстинктивного центра. Они могут быть разрушены именно потому, что они не имеют реального центра. Это очень трудная работа, но вы должны понять, что пока негативные эмоции существуют в вас, никакое развитие невозможно, потому что развитие означает развите всего, что есть в человеке. Негативные эмоции не могут развиваться - если бы они могли, это было бы катастрофой для нас. Поэтому, если человек старается приобрести сознание, он должен одновременно бороться с негативными эмоциями.
Кроме того, когда мы говорим о негативных эмоциях, может возникнуть вопрос, что делать с эмоциями, которые не негативны и могут быть даже приятны. Если вы можете иметь такие эмоции, даже вполне личные эмоции, как дружба или привязанность, без отождествления, и они не входят в негативные эмоции и не становятся ими, то я всегда говорю, что с точки зрения системы в них нет никакого вреда, хотя другие системы считают и их вредными, что на самом деле преувеличение. Но если прятные эмоции переходят в негативные эмоции, тогда, конечно, они не совместимы с развитием. Либо вы их сохраняете, либо вы развиваетесь, нельзя иметь то и другое. Определенные виды негативных эмоций должны быть разрушены прежде, чем даже начать думать о серьезном развитии.
В. Правильно ли я вас понял, что негативные эмоции это неправильное использование инстинктивного центра?
О. Нет. Негативные эмоции создаются из материала, взятого у инстинктивного центра. Этот материал законно принадлежит инстинктивному центру и неправильно заимствуется у него.
В. Почему негативная эмоция так сильно, как кажется, влияет на функционирование инстинктивного центра?
О. Негативная эмоция воздействует на все центры. Центры так связаны друг с другом, что нельзя иметь сильной негативной эмоции (а с помощью отождествления они все становятся сильными), не воздействуя при этом на все центры. Вы не можете иметь негативную эмоцию и в то же время делать что-то правильно или даже думать правильно. Вы едите неправильно, вы дышите неправильно, ходите неправильно, работаете неправильно - всё.


НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ III

В. Г.У. однажды сказал, что определенные негативные эмоции делают серьезную работу невозможной. Значит ли это, что они должны быть полностью удалены, прежде чем человек начнет такую работу? И что имеется в виду под серьезной работой?
О. Под серьезной работой я имею в виду не только изучение, но и изменение. Сперва вы должны изучить некоторые вещи, затем вы должны изменить их. Но так как даже изучение не может идти без изменения определенных вещей - потому что эти два процесса, изучение и изменение, не полностью отделены друг от друга - то изучение более серьезное, чем лишь начальное, может быть названо серьезной работой. С определенными негативными эмоциями серьезная работа практически невозможна, потому что они испортят все результаты; одна сторона вас будет работать, а другая будет все портить. Так что через некоторое время, если вы начинаете работать, не борясь одновременно с негативными эмоциями, вы можете оказаться в еще худшем положении, чем были до этого. Уже не раз случалось, что люди делали продолжение работы для себя невозможным, потому что хотели сохранить негативные эмоции. Были определенные моменты, когда они осознавали это, но не делали необходимых усилий в нужное время, и позже негативные эмоции становились сильнее.
В. Можно ли узнать больше о правильном отношении как оружии против негативных эмоций? Это должно означать больше, чем просто неотождествление.
О. Конечно, это означает больше; это означает правильное мышление об определенном предмете. Возьмите, например, такую вещь: почти все наши личные негативные эмоции основаны на обвинении - всегда виноват кто-то другой. Если путем постоянного правильного мышления мы понимаем, что никто не может быть виноват перед нами, что мы сами причина всего, что с нами происходит, то это изменяет вещи - не сразу, конечно, потому что много раз такое понимание будет приходить слишком поздно. Но через некоторое время это правильное мышление, это создание правильного отношения или точки зрения, может стать постоянным процессом, и тогда негативные эмоции будут появляться только в редких случаях. Именно благодаря своему постоянству этот процесс правильного мышления может иметь власть над негативными эмоциями - он пресекает их в самом начале.
В. Я вижу, что большая часть моего времени проходит в негативном состоянии, хотя и не очень определенно выраженном, но я, по-видимому, не способен ничего с этим сделать.
О. Да, но вы должны были понять, что это обычно связано с неким видом отождествления или воображения. Когда вы наблюдаете различные проявления этого негативного состояния, вы можете бороться с ним, потому что эта борьба происходит в уме. Вы можете отказаться от некоторых точек зрения и принять другие точки зрения, и очень скоро вы заметите разницу.
Это связано с очень большим вопросом, потому что с одной точки зрения мы полностью механичны, мы не можем ничего делать, но с другой точки зрения у нас есть - может быть, не много, но есть некоторые вещи, которые мы можем начать делать. У нас есть определенные возможности, только мы их не используем. Это правда, что вы не можете "делать", в том смысле, что вы не можете изменить то, что вы делаете в каждый данный момент, но вы можете заставить себя думать об определенном предмете в этом моменте. Это начало. Вы должны знать, что возможно, и начинать с этого, потому что возможностей "делать " будет все больше и больше. Вы можете заставить себя думать о неком предмете определенным образом, или вы можете заставить себя не думать.
Вы не осознаете, какая огромная сила заложена в мышлении. Я не имею в виду силу в философском понимании. Сила заключается в том факте, что если вы всегда думаете правильно об определенных вещах, вы можете сделать это постоянным - это мышление перерастает в постоянное отношение. Например, у вас есть склонность к неправильным эмоциональным проявлениям определенного типа. В самом моменте вы ничего не можете сделать, вы воспитали в себе эту реакцию неправильным мышлением. Но если вы начинаете с правильного мышления, тогда через некоторое время вы воспитаете в себе способность реагировать по-другому. Но только, этот метод необходимо понять, и это понимание должно быть глубоким. Вы можете применять этот метод ко многим различным вещам. На самом деле это единственная вещь, которую вы можете делать. Вы не можете "делать" ничего другого. Нет прямого пути борьбы с негативными проявлениями, потому что вы не можете поймать их в моменте, и нет способа предотвратить их, кроме как быть подготовленным к ним заранее. Но поверхностное знание о том, что они неправильны, не поможет; это понимание должно быть очень глубоким, иначе вам придется вновь тратить столько же усилий на подготовку к очередному негативному проявлению. Вы не понимаете, как много вы теряете этими непроизвольными проявлениями негативного характера. Они делают столь многие вещи невозможными.
В. Даже если я начинаю думать правильно, я вижу, что когда кто-то начинает ворчать, во мне срабатывает имитация и я начинаю тоже...
О. Сам факт, что вы начали думать правильно, сразу ничего не изменит. Необходимо думать правильно в течение долгого времени, лишь тогда появятся результаты, не сразу. Создание правильных отношений - это вопрос месяцев и лет. Созданием правильного отношения вы закрепляете тот факт, что вы реально и серьезно решили не давать хода негативным проявлениям. Мы не понимаем, как много мы теряем за счет этого. Мы теряем именно то, что хотим приобрести.
В. Но как можно устоять, если знаешь, что столкнешься с чем-то таким, что всегда вызывает в тебе негативные эмоции?
О. Я уже ответил на это. Но прежде всего вы должны победить привычку выражать негативные эмоции. Только после этого можно говорить о чем-то другом. Поэтому уже в первых лекциях, когда вы впервые слышите о само-наблюдении, одновременно говорится и о том, что вы должны научиться не выражать негативные эмоции. Пока вы продолжаете выражать негативные эмоции без всяких попыток останавливать их, ничего нельзя сделать. Каждый знает, как не показывать свои чувства. Я не имею в виду в исключительных случаях, но в обычных случаях. Негативность вся основана на отождествлении, воображении и на одной особой черте, а именно, на разрешении себе их выражать. Вы всегда уверены, что не можете их остановить, и поэтому чувствуете, что это вполне правильно - показать, что вы чувствуете. Поэтому прежде всего вы должны избавиться от этой иллюзии. Вы можете остановить проявления негативных эмоций. Если вы скажете "я не хочу", я вам поверю, но я не поверю, если вы скажете "я не могу".
В. Я не могу представить себе никакого другого способа мышления, как только основанного на ассоциациях.
О. Совершенно верно. Но можно попробовать новые ассоциации, или можно продолжать мыслить старыми ассоциациями без всякой попытки их изменить. Идея в том, чтобы попробовать новые ассоциации путем введения новых точек зрения.
В. Я был поражен ограничениями нашей мыслительной способности. Чем они обусловлены?
О. Сущность этих ограничений вы сможете увидеть только тогда, когда вы в самих себе будете иметь примеры лучшего мышления, использования высших частей центров, обладания большим сознанием. Мы знаем, что наш ум ограничен, но мы не знаем, в чем именно он ограничен. Когда вы на себе испытаете эти два способа мышления и будете в состоянии сравнить их, тогда вы узнаете, в чем состоит разница, и тогда можно будет говорить о причинах. Допустим, я скажу вам, чего не хватает в нашем мышлении, но если у вас нет своих собственных наблюдений, это ничего вам не даст. Во-первых, наши мысли слишком коротки - они должны быть намного длиннее. Когда у вас будет опыт коротких мыслей и длинных мыслей, тогда вы увидите.


У. Я замечаю по вопросам, что люди не понимают, как приходят новые вещи. Трудность мышления о них в следующем: мы привыкли думать в абсолютных терминах - все или ничего. Но необходимо понять две вещи. Первое, что все новое приходит сначала в проблесках. Оно приходит, и сразу исчезает. Только через некоторое время эти проблески становятся длиннее, затем еще длиннее, так что вы можете заметить и узнать их. Ничто не приходит сразу в законченной форме. Все, что можно приобрести, приходит, затем исчезает, приходит снова, снова исчезает. Лишь спустя много времени оно начинает приходить и оставаться немного дольше, так что вы можете рассмотреть его поближе, и даже как-то назвать.
Во-вторых, мы должны увидеть, как мы себя обманываем, когда думаем обычным способом: что мы можем "делать", что мы не виноваты, что виноваты все другие, и так далее. Мы должны изменить этот способ мышления, мы должны понять, насколько мало то, чем мы на самом деле обладаем.
В. Лучше ли всегда говорить "я сам виноват"?
О. Это в такой же степени неправильно. Это было бы просто извинением для не-думания, некое готовое решение. Мы должны думать каждый раз.
В. Каким способом можно продлить эти проблески?
О. Повторением причин, которые их вызвали. Я не хочу давать примеров, потому что это приведет к воображению. Все, что я хочу сказать, это то, что в результате определенных усилий само-воспоминания человек сможет увидеть некоторые вещи, которые он не может видеть сейчас. Наши глаза не настолько ограничены, как мы думаем. Есть много такого, что они могут видеть, но не замечают.
В. Необходимо ли воспринимать вещи по-другому, прежде чем мы сможем думать по-другому, - видеть вещь в отношениях с другими, а не как отдельное целое?
О. Мы не можем воспринимать по-другому, пока мы не начнем думать по-другому. Мы можем контролировать только мышление, у нас нет контроля над восприятием. Восприятие не зависит от нашего желания или решения, оно зависит прежде всего от состояния сознания, от большей пробужденности. Если человек пробуждается на достаточно длительное время, скажем, на один час, он может увидеть многие вещи, которых теперь не видит.


НЕГАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

У. Было бы очень хорошо, если бы вы могли изучать негативные отношения так же, как вы изучали негативные эмоции.
Мы посвятили достаточно времени изучению психологической стороны негативных эмоций, но у них есть много других сторон. Но я думаю, мы должны постараться увидеть, как этот вопрос негативных эмоций связывает нас со многими другими возможностями. Видите ли, этот вопрос негативных эмоций является чем-то вроде моста, неким введением, которое ведет нас дальше к следующей странице нашего изучения. До сих пор центр тяжести нашей работы - во всяком случае, центр тяжести практической работы - был в нас самих, в само-изучении, само-воспоминании, и всем этом. В то же время, в самом начале объяснялось, что правильное изучение человека должно идти параллельно с изучением вселенной, и у нас есть определенные идеи относительно вселенной - как Луч Творения, космосы, водороды, и так далее, - но в очень общем виде; также у нас есть идея законов, под которыми человек живет. При изучении схемы магнетического центра мы говорили о влияниях, под которыми человек находится, влияниях А, В и С. Влияние С приходит в некоторые моменты только к очень немногим людям.
Затем мы говорили о том, что означают эти влияния А, В и С. Это связано с идеей, объяснявшейся в начале, что человек это машина, управляемая внешними событиями, всем, что его окружает. Но мы не определили эти вещи конкретно, мы взяли их просто как влияния. Теперь мы должны перейти к изучению этих влияний, мы должны научиться разделять их на классы, и практической стороной будет то, как научиться контролировать эти влияния, как быть восприимчивым к определенным влияниям, и быть невосприимчивым к другим влияниям, нежелательным для вас, - в этом, так сказать, состоит наш "план".
То, что я подразумеваю под "новой главой", это изучение жизни. До сих пор центр тяжести нашего изучения был в нас самих; это изучение будет продолжаться, но необходимо начать изучать внешние вещи и стараться понять их, стараться сформировать правильную оценку внешних вещей. Мы не сможем идти дальше, или пойти слишком далеко, если не научимся видеть различия между внешними событиями. По отношению к нам самим мы до определенной степени научились это делать. - в любом случае, мы должны уже быть способны видеть, что хорошо и что плохо ("хорошо" и "плохо" в простом понимании). Если мы берем работу как нашу цель, то есть пробуждение, освобождение, и т. п., тогда с этой точки зрения мы можем увидеть, что "плохое" - это то, что препятствует нашей работе, "плохо" то, что забирает энергию у нашей работы или мешает нашей работе, и "хорошо" то, что прибавляет энергии и помогает нашей работе, и что полезно для нашей работы.
Теперь мы должны научиться исследовать внешние события, события на большой шкале, и найти, что хорошо и что плохо с точки зрения возможной эволюции. Если мы найдем во внешних событиях то, что помогает эволюции, это немедленно приведет нас к вопросу: как может индивидуальная эволюция, т.е. эволюция небольшого числа людей, воздействовать на общее состояние всего человечества. Мы слышали о существовании эзотерического круга, затем промежуточных кругов и механического круга. И если мы посмотрим на вещи непредвзято, если мы постараемся подумать о внешней жизни, если спросим себя, каково ее реальное состояние, как можно оценить ее с точки зрения эзотерического круга, тогда мы определенно увидим, что состояние человечества очень далеко от благоприятного. Потому что, с одной стороны, мы знаем, что все люди не могут быть в эзотерическом круге. Но в то же время, в жизни могут существовать определенные влияния эзотерического круга; и здесь мы можем с определенностью сказать, что таких влияний в нашей жизни не существует. Жизнь идет сама по себе. А в каком состоянии находится сам эзотерический круг? Этого мы не знаем; это только теория. Но факт тот, что мы не видим ни одного признака какого-либо управления жизнью эзотерическим кругом.
Принципы, о которых я говорю, необходимо понять с самых разных сторон. За все те годы, когда мы изучали общее строение вселенной на большой шкале, и человека, мы пришли к очень полезному пониманию. Теперь мы должны вспомнить все это наше прежнее понимание. Я говорил о 48 законах, о человеке-машине, влияниях А, В и С, и многих других идеях, о которых вам нужно теперь вспомнить, и найти, какие идеи могут прояснить нам наше положение в самой гуще внешней жизни. Говоря в общем, ситуация человека такова: он машина, и он управляется неким видом токов, идущих от больших машин, которые его окружают. Что это за большие машины? Все крупные события, войны, революции, цивилизации, религии, наука, искусство, изобретения прошлого века, все эти вещи оказывают на человека различные влияния, и он живет под этими влияниями.
В связи с этим я упомяну только одну вещь, которую необходимо понять, одну точку зрения, с которой очень полезно смотреть на этот вопрос. Вы помните, что в связи с объяснением работы различных центров мы говорили о том, что мы не можем управлять нашими функциями, т.е. нашими мыслями, эмоциями или движениями, потому что, в самом лучшем случае, воли человека хватает только на то, чтобы управлять каким-то одним центром, причем другие центры будут противостоять этой воле. Допустим, я знаю все, что мне нужно знать, и допустим, я решаю думать по-новому. Я начинаю думать по-новому, но затем я сажуть в свою обычную позу, или закуриваю сигарету привычным движением, и вот я снова оказываюсь в своих старых мыслях.
То же самое с эмоциями - человек решает чувствовать что-то по-другому, но затем он начинает думать по-прежнему и вслед за этим приходит та же негативная эмоция, что и всегда, и так он не имеет никакого контроля. На самом деле, в этом смысле, положение почти безнадежное.
Затем, в связи со школами было объяснено, что возможность существует только в школах, т.е. в условиях такой организованной работы становится возможным одновременно развивать и контролировать центры. И было также объяснено, что для управления двигательным центром необходима организация и чья-то посторонняя воля. Вы помните, мы говорили о стоп-упражнениях, и тому подобном. Но какова ситуация людей, которые не знают об этих школах? Интеллектуально мы допускаем, что школы должны где-то существовать, но мы не знаем, где. Было очень определенно объяснено - и это нужно брать как совершенно определенный факт - что изучение или работа с двигательным центром невозможна без учителя, который обладает специальным знанием об этой части работы, который специально подготовлен для нее и имеет большой опыт этой работы. Но даже если человек действительно находит школу, то и в школах есть множество других вопросов, например, вопрос возраста. Молодой человек может начать работать над двигательным центром, но в пожилом возрасте это становится труднее, потому что двигательные привычки очень сильны и очень трудно отыскать их происхождение, и поэтому эта работа становится почти невозможной.
Поэтому вопрос, который теперь возникает: означает ли это, что достичь чего-то без школы абсолютно невозможно, или такая возможность все-таки существует? Позже мы придем к этому, и увидим, что возможность существует, и эта возможность необходимо связана с тем вопросом, который мы теперь обсуждаем. Невозможно произвести одновременное действие в двух центрах - в мыслительном и эмоциональном центре. Двигательный центр будет всегда стоять на пути. Двигательный центр будет бессознательно работать в интересах механичности, потому что двигательный центр привык работать определенным образом, и он будет задерживать все остальные центры. Поэтому мы должны принять это как одно из условий, в которых мы работаем. И на самом деле это один из 48 законов.
Зная это, мы можем лучше видеть нашу ситуацию. Мы должны работать над эмоциональным центром и интеллектуальным центром. Мы должны помнить все, что мы изучили об этом, и о негативных эмоциях. Мы должны помнить все, что мы поняли о негативных эмоциях. И теперь мы должны добавить к этому, что наши отношения - это некий вид проводов, которые соединают нас с внешними событиями, и что по этим проводам от нас идут определенные токи, производимые этими отношениями; и природа этих токов определеяет то, какой вид влияния мы получаем от того или иного события. То есть какое-то большое событие оказывает на нас влияние, но это влияние может быть изменено нашим отношением. И это единственный способ, которым мы можем создать противовес влиянию двигательного центра. Потому что иначе мы можем работать тридцать лет и оставаться в том же самом положении. Мы многое изучим, будем знать и понимать больше, но каждый момент мы будем ловить себя на том же самом негативном отношении и той же самой негативной эмоции. Невозможно изменить это только за счет нашей собственной энергии. Но если изменением нашего отношения к некоторому внешнему влиянию мы изменяем характер самого влияния, то это может сбалансировать работу центров и помочь нам преодолеть интервал между той нотой, в которой мы находимся, и той, в которой мы хотим находиться.
Сегодня я не могу объяснить это в достаточной мере; это большой вопрос и мы к нему вернемся. Пожалуйста, подумайте сейчас об этом и задавайте любые вопросы, и старайтесь помнить, что теперь нам нужно думать в этом напрвлении. Что может помочь в этой работе? Только большее знание, большее знание о самих себе, большее знание об окружающем.
Необходимо понять одну очень важную вещь о негативной работе эмоционального центра и негативной работе интеллектуального центра. И думая на эту тему, мы можем увидеть, что вся работа, которую мы делали до сих пор, все эти разговоры, все эти теории, были необходимы для того, чтобы иметь возможность говорить так, как мы говорим сейчас. Если бы я говорил о том же самом новым людям, они поняли бы все неправильно.
Я хочу сказать, что вначале, когда впервые упоминалось о негативных частях центров, мы брали негативную часть эмоционального центра как вполне законную вещь. Негативная часть интеллектуального центра также понималась как его необходимая часть. Но со временем, когда вы идете дальше и начинаете изучать различные виды эмоций, вы понимаете, что негативная часть эмоционального центра не только бесполезна, не только ложна, не только все зло зависит от нее, но что еще важнее, что она вовсе не нужна, нет никакой необходимости в ее существовании. Об этом очень много было сказано ранее, поэтому я не буду повторять. Гораздо труднее понять, что то же самое относится к интеллектуальному центру. Негативная часть интеллектуального центра также не нужна. Но чтобы понять это, необходимо больше умственной гимнастики. Это можно понять только осознав, что мы не знаем, что такое позитивные отношения, точно так же, как мы не знаем, что такое позитивные эмоции.
И здесь мы подходим, на мой взгляд, к очень интересной вещи. Я хочу сказать, что эти центры - центры, с которыми мы живем - вовсе не являются центрами. О формирующем центре было сказано, что это всего лишь регистрирующий аппарат, и было определенно сказано, что это не центр. Обычный эмоциональный центр - это тоже не центр, это некий вид органа ощущения, но он не заслуживает названия полного центра, потому что, в конце концов, центров только три: один эмоциональный, один интеллектуальный, и один двигательно-инстинктивно-сексуальный. Высший эмоциональный и высший интеллектуальный отличаются от обычного мышления и эмоций, во-первых, своей скоростью, и во-вторых, тем, что они не имеют негативных частей, в них не существует "нет". "Нет" - это именно та вещь, которая удерживает работу наших центров на такой низкой скорости. Центр, имеющий в себе "нет", не может работать правильно. Реальные центры, то есть высшие центры, которые работают без "нет", мы понять не можем. Почему мы не можем их понять? Потому что мы представляем себе центр, имеющий "нет"; поэтому мы не понимаем, что это значит - думать или чувствовать без "нет".
Я хочу напомнить вам об одной вещи, не в связи со "Специальной Доктриной", но из другой книги. Когда мы читали главу под названием "Экспериментальный мистицизм", я привлек ваше внимание к некоторым из моих опытов, когда в определенном состоянии я думал об определенных вещах. Совершенно неожиданно для себя я осознал тогда, что о каких-то вещах я просто не мог думать, потому что они не существовали. Это не значило, что у меня было к ним негативное отношение. Я не мог заставить себя о них думать - их просто не было, без всякого ощущения негативности. Я задавал себе в то время разные вопросы, некоторые вопросы я мог анализировать и мог что-то найти в них, но на другие вопросы не было никакого ответа, потому что они были как пустое место - слова без всякого значения. Это пример того, как некий центр - мы не знаем какой - во всяком случае, некий вид мыслительного центра, может работать без "нет". Реальный центр может видеть, что существует, и что не существует, и будет думать только о существующих вещах; несуществующие вещи просто не будут для него существовать.
Но наш обычный ум не понимает жизни без отрицания. Все формы отрицания играют такую важную роль в нашем мышлении, что мы не можем поверить, что можно думать без "нет". Это отчасти указывает путь, и отчасти показывает всю трудность пути. Но это знание. И это необходимо знать. Только знание может помочь на этом пути.

В. Правильно ли я вас понял, что эти провода - это наши негативные отношения?
О. Не обязательно негативные.
В. Если мы изменим эти отношения, мы сможем получать другие внешние влияния?
О. Да.
В. И мы должны стараться видеть различие между А, В и С?
О. Прежде всего, говоря о событиях, мы должны изучать внешние события, не только внутренние вещи. До сих пор мы говорили, что все причины находятся в нас самих; теперь мы будем стараться находить причины во внешних вещах. Например, когда мы думаем о состоянии эволюции человечества по отношению к эзотеризму, мы увидим многое такое, что препятствует возможной эволюции, и другие вещи, которые могут быть в определенном смысле полезны, могут помочь. Мы должны стараться создать определенный стандарт, или лучше сказать, определенное понимание внешних вещей; это значит, что мы не должны судить о них на основе наших личных симпатий или антипатий, и того, нравятся они нам или нет, но стараться судить о них с точки зрения их отношения к возможной эволюции. Другими словами, мы должны расматривать их с точки зрения увеличения влияния эзотеризма. Потому что эволюция человечества означает усиление власти эзотерического круга над жизнью.
Но относительно "влияний" необходимо понимать, что в каждый данный момент человека окружает много-много больших движущихся вещей, и они влияют на него независимо от того, знает он об этом или нет - они влияют все время. Можно иметь к ним вполне определенные отношения, можно иметь очень определенные отношения к войнам, революциям, событиям в общественной жизни, политической жизни, искусстве, или можно быть безразличным, или негативным, или по преимуществу негативным или по преимуществу позитивным; но в любом случае позитивность с одной стороны означает негативность с другой - это ничего не меняет, эти вещи продолжают воздействовать; а то, что люди называют позитивным отношением, на самом деле означает не позитивное отношение, а означает просто, что некоторые вещи им нравятся. Реальное позитивное отношение - это нечто совершенно другое. Позитивное отношение можно определить лучше, чем позитивную эмоцию, потому что оно принадлежит мышлению. Но реальное позитивное отношение включает в себя понимание самой вещи и понимание качества самой вещи с точки зрения, будем говорить, эволюции, и того, что ей препятствует. Те вещи, которые против, т.е. не помогают - они не рассматриваются, они просто не существуют, как бы велики они ни были. И не-видением их, т.е. если они исчезают, можно избавиться от их влияния. Но только, здесь снова нужно понимать, что не-видение неправильных вещей не означает безразличия; это нечто совершенно отличное от безразличия. Потому что безразличные люди тоже не замечают многих вещей, но тем не менее находятся под их воздействием.
В. Вы сказали, что позитивное отношение включает в себя понимание.
О. Например, как я говорил, в том состоянии, которое было описано в главе "Экспериментальный мистицизм", я задавал себе различные вопросы, и нашел, что некоторые вещи я мог анализировать, а некоторые нет, потому что они не существуют.
Полезно думать о вещах, используя обычные эмоциональный и мыслительный центры и стараясь найти, в каком отношении находятся вещи к эволюции - в нашем понимании эволюции, т.е. усилению влияния внутренних кругов и увеличению возможности для нужных людей получить нужное знание.
В. Значит ли это, что мы должны стараться понять истинное место таких вещей как политика, образование или религия, и видеть, что помогает эволюции?
О. Понять их истинный вес. Вы помните, это говорилось о словах. Слова имеют различный вес, и необходимо чувствовать их вес, уметь определять его.
В. Я полагаю, вы очень низкого мнения о политике.
О. Я о ней никакого мнения. Есть политика и политика.
Вы должны понимать, что мы стоим перед очень трудной проблемой. Мы должны быть способны определять, что добро и что зло, и мы не можем уклониться от этой задачи. До сих пор, с помощью работы, мы могли определять добро и зло по отношению к нашей работе; теперь мы должны выйти из своей скорлупы и постараться посмотреть вокруг себя, используя те же методы и те же принципы. Если мы будем применять к себе одни принципы, а к внешним вещам другие, тогда, конечно, мы окажемся в невозможном положении, мы ничего этим не достигнем.
В. Значит ли это, что можно использовать одни и те же методы в отношении как нас самих, так и внешних событий?
О. Конечно, те же самые принципы. Но, опять же, необходимо помнить по этому поводу что-то из того, что вы изучали раньше; что-то, что покажет вам возможный путь, и путь, который не возможен. Вы должны помнить, что говорилось о космосах - один космос не представляет вселенную, но три космоса представляют всю вселенную. Вселенная и отдельный космос не аналогичны друг другу.
В. Говоря о "развитии человека", вы имеете в виду отдельного человека?
О. Какая разница? Принцип тот же самый; что хорошо для развития одного человека, то хорошо для развития десяти человек, и что хорошо для десяти, то хорошо для двухсот - то же самое.
Анализ событий может быть основан на идее влияния С, влияния В и влияния А. Влияние А - это вещи, основанные на совершенно случайном механическом сочетании сил. Влияние В - это вещи, имеющие определенное количество сознательного намерения в их происхождении, но которые очень быстро изменяются, искажая и замутняя, или подвергаясь искажению и замутнению, или в некоторых случаях оставаясь в более или менее чистой форме, хотя и механической форме. И влияния С - это вещи сознательные в своем происхождении и сознательные в своем действии.
Установив это, мы можем себя спросить: как часто мы встречаемся с влияниями этого третьего рода? И мы должны будем признать, что мы никогда их не видим. Если мы что-то ищем, мы встречаемся только с определенными проявлениями влияния В; и каждое проявление влияния В окружено всевозможными опасностями и всевозможными силами, старающимися его разрушить. Многие виды влияния В исчезают, можно сказать, у нас на глазах; вещи, которые можно было найти десять лет назад, или даже меньше, невозможно найти теперь.
Вполне возможно, что мы живем в очень интересное время - невозможно сказать с определенностью, потому что практически в каждый период, в каждое время, люди думают, что "это необычайное время." Нет ни одного периода в истории, когда люди не думали бы, что их время "уникально". Но в то же время существуют некоторые крупные события в наше время, которых никогда не было раньше. Например, можете ли вы назвать мне самую необычайную вещь нашего времени и сказать, чем она так необычайна?
В. То, что все становится настолько быстрее?
О. Но почему? На самом деле, время остается тем же.
В. Нестабильность?
О. Та же самая, всегда одна и та же. Сейчас может быть даже больше стабильности, мы не знаем; но даже если это нестабильность - это результат, а не причина. Почему вы думаете, что нашему времени свойственна нестабильность, и почему было больше стабильности во времена Цезаря?
В. Изобретения? Научные открытия?
О. Да. Но понимаете ли вы, что изменилось? Возьмите время двести лет назад и сейчас. Какое количество силы использовалось тогда, и какое используется сейчас? Эти силы входят в жизнь все больше и больше, и эти изобретения не имеют никакого плана, так что мы не знаем, что будет изобретено завтра. Это очень заметно на практической шкале, потому что теперь какое-то изобретение через три года может устареть и быть выброшено на свалку, тогда как двадцать лет назад пианино или что-то другое оставалось в доме на всю жизнь.
В. Вы сказали, что изменение негативных отношений могло бы возместить недостаток специальной работы над двигательным центром?
О. Да, но вы должны помнить, что это очень далекая цель. Но если мы действительно научимся тому, как создавать правильные отношения, то мы сможем изменить качество влияний, которые мы получаем; и тогда они перевесят это вредное влияние автоматического двигательного центра. Это единственная вещь, которая может его перевесить.
В. Это увеличение изобретений означает усиление влияния А?
О. Нет, это не означает усиления влияния А. Если хотите, можно выразить это и так, но самое важное - это увеличение силы, которая используется при этом. Люди сейчас используют такие огромные количества энергии, как никогда раньше, и эта энергия может быть направлена в одну или другую сторону. Именно это, по моему мнению, делает наше время уникальным. Такого времени еще не было в истории, хотя, конечно, пятьсот лет назад люди тоже думали, что их время уникально. На самом деле, оглядываясь на историю, мы не видим времен, подобных нашему.
В. И если бы теперь появился сознательный человек, он мог бы...
О. Сознательный человек не может появиться сам по себе. Сознательный человек может "делать" только через других людей, людей, подготовленных к тому, чтобы принять его водительство.
В. Но как изобретения влияют на возможность эволюции человека?
О. Они создают ту возможность, что скоро некому будет эволюционировать. Представьте, что кто-то изобретает нечто, способное разрушить землю, всю жизнь на земле; мы не далеки от этого!
В. Начали ли мы уже разрушать себя?
О. Я не говорю о фактах; я говорю о принципах, и о неконтролируемых изобретениях. И если они будут продолжаться, то невозможно сказать, что будет изобретено в следующий раз, и куда мы пойдем со всеми этими изобретениями, и какая сила сможет их остановить. Я не говорю, что это можно остановить или изменить; я дал это просто как иллюстрацию того, что, может быть, мы живем в интересное время.
В. Если используется больше энергии...
О. Это значит, что она может быть использовать для одной или другой цели.
В. Она используется скорее для механичности, чем для эволюции...
О. Я не говорю об эволюции. Но представьте, что люди носят в карманах динамитные бомбы. Бог знает, что может случиться! Ничего другого я не имею в виду. И эти изобретения имеют другую сторону: машины, особенно плохие машины, заставляют людей работать определенным образом; или вещи случаются определенным образом из-за машин, которые могут работать только определенным образом и нуждаются в питании. Изобретается все больше и больше машин для самых разных целей, и всех их нужно питать. Я не имею в виду питать горючим, но они должны продолжать функционировать.
В. Не любопытно ли, что эти изобретения делаются для того, чтобы сберечь энергию человека?
О. Что значит сберечь? На самом деле они означают еще большую ее трату. Предполагается, что они должны сберегать энергию человека на ручной работе, но машины нуждаются в уходе за ними, в питании и чистке. Они действительно сберегают энергию, но они дают возможность и для большей траты энергии.
В. Вы сказали, что существуют влияния, к которым мы должны быть чувствительны?
О. Конечно. Есть различные влияния, некоторые вредны, некоторые полезны, и конечно, было бы хорошо, если бы мы могли знать, какие влияния вредны и какие полезны.
В. Я старался думать о том, какие влияния полезны.
О. Если вы только думаете об этом и не стараетесь быть слишком умным, то вы сможете увидеть, какие из них полезны и какие вредны. Но, конечно, если мы стараемся быть слишком умными, то мы не сможем отличить левой стороны от правой.
В. Возможно ли отвести от себя эту энергию?
О. Да, возможно стать невосприимчивым.
В. Меня все время удивляет, какая индивидуальная воля может вырасти из всего этого шума?
О. С длинными ушами, скорее всего!
В. Или совсем без ушей! Приспосабливаются ли люди к внешним обстоятельствам?
О. Судя по существованию негров, да - они лучше приспособлены к солнцу, чем мы. Во всяком случае, в известной истории не было заметного изменения в органах или функциях. Но вы снова скажете, что и такого шума никогда не было!
В. Мне кажется, что такая эпоха, как наша, когда машины делаются все больше и больше, и становятся все более человеческими в своих функциях, - такая эпоха не очень благоприятна для эзотерических идей, потому что чем более человек способен создать машину, делающую работу пяти или шести человек, тем больше он будет думать, что может подчинить себе силы природы и использовать их в своих целях, и является хозяином этих сил; и это уводит его от идеи какого бы то ни было изменения в самом себе.
Г.У. Вполне возможно; но главное здесь не столько использование машин. Машины заставляют людей служить им, и в действительности машины управляют движениями и жизнью людей - то, где они живут, что они едят... Машины вполне определенно управляют людьми, потому что они удерживают их при себе и для себя. Но самое главное - это сами изобретения.
Вы знаете, мы берем теперь столь многие вещи, как железные дороги и т.д., как само собой разумеющееся, что забываем, насколько они на самом деле новы; мы не замечаем, как эти вещи меняются в продолжение сравнительно короткого времени, часто прямо у нас на глазах. Мы можем видеть, как вещи изменяются, и в то же время направление изобретений не контролируется и не может контролироваться. Это всегда либо удача, либо несчастный случай; никто не решает, какие изобретения полезны или необходимы, и никто не может даже сказать, с какой точки зрения их рассматривать, потому что люди немедленно начинают гадать, начинают спорить, и каждый думает, что его идея самая полезная. Кто-то может с легкостью заявить, что маленькая бомба, способная уничтожить все население Лондона, - это самая полезная вещь для ношения в своем кармане! Кто-то другой скажет, что самое важное - это лекарство от туберкулеза, третий скажет, что самая полезная вещь - цветная фотография. Поэтому как могут люди прийти к соглашению о том, какое изобретение самое лучшее, и о том, что полезно и что бесполезно?
В. Я должен сказать, я не понимаю, откуда идет вся эта избыточная энергия. Используют ли люди энергию на изобретения вместо того, чтобы использовать ее на поиски возможностей эволюции?
О. Какой эволюции?
В. На самом ли деле стало больше энергии или это та же энергия, направленная в другое русло?
О. Энергии на самом деле больше. Сорок или даже тридцать лет назад вы не могли ездить в экипаже в семьдесят лошадей - теперь можете.
В. Этот период изобретений вызван, кажется, экономическим процветанием в Америке.
О. Нет, нельзя сказать так определенно.
В. Многие вещи - лишь развитие изобретений, сделанных двадцать или тридцать лет назад.
О. Это всегда так.
В. Самое главное для нас - это понимать, быть пассивными, быть спокойными, заставить замолчать наши негативные отношения и негативные эмоции, и прислушиваться внимательно ко всему, что происходит вокруг нас?
О. Нет, нет. Мы должны учиться и знать; мы не можем лишь смутно прислушиваться. Мы ничего не услышим, если не будем знать, что именно слушать. Поэтому в данном случае это просто процесс мышления, нахождения связей - между всем, что мы уже знаем, всеми принципами - и способность видеть факты к тому времени, когда мы будем готовы говорить о них, и видеть их с новой точки зрения. Думать по-новому - это очень трудно, но старый способ мышления удерживается не только двигательными позами или негативными эмоциями, он удерживается привычками самого мышления, отношениями, и влияниями внешних вещей. Допустим, мы имеем некое отношение к какой-то вещи, - тогда эта вещь сама старается поддерживать в нас это отношение всеми возможными способами; если мы изменим его, если мы сможем управлять им сами, мы сделаем очень большой шаг.


ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В. Я чувствую, что мне мешает практически думать об идеях некое деструктивное отношение, которое начинается с поиска трудностей и возражений. Как можно ослабить это отношение?
О. Изучением. В сущности, это интересно как наблюдение, потому что многие люди, не только те, кто находится в работе, живут на одних возражениях; они считают себя умными только если они находят чему-то возражение. Когда они не находят никаких возражений, они не чувствуют, что работают, что думают, и тому подобное.
В. Я помню, как вы говорили о правильном отношении как средстве против негативных эмоций. Имели ли вы в виду негативное или позитивное к ним отношение, принятие или отвержение?
О. Это вопрос не отвержения, это вопрос понимания. Когда я говорил о правильных и неправильных отношениях в этой связи, я говорил о правильном и неправильном отношении к самим эмоциям, потому что мы можем иметь правильное и неправильное отношение к нашей негативности - оно различно в разных случаях. Здесь не может быть общего ответа. Но теперь я говорю о самих отношениях. Мы должны иметь позитивные отношения в одних случаях, и негативные в других, потому что иногда недостаток понимания происходит от неправильного отношения. Некоторые люди могут иметь негативное отношение ко всему, а некоторые люди стараются развивать позитивные отношения к тому, что заслуживает только негативного отношения. Чтобы понимать определенные вещи, вы должны иметь к ним негативное отношение; другие вещи вы можете понять только с позитивным отношением.. Но слишком много позитивного отношения тоже может все испортить. Здесь я использую слова "позитивный" и "негативный" в обычном смысле одобрения или неодобрения.
В. Не управляются ли отношения человека его эмоциями?
У. Старайтесь понять отношение отдельно от эмоции. Оно может не зависеть от эмоции. На самом деле это точка зрения. До некоторой степени это в нашей власти. Если точка зрения правильна, то результат один, если неправильна, то другой. Точки зрения могут быть очень разными.
В. Вы имеете в виду точку зрения на вещи в жизни?
О. Подумайте сами. Постарайтесь выяснить для себя, что такое отношение или точка зрения.
В. Можно ли иметь определенное отношение к работе?
О. Конечно - или к чему-то другому. Можно иметь отношения ко всему.
В. Как можно изменить свои отношения?
О. Прежде всего, изучением себя и жизни на основе этой системы. Это изменяет отношение. Эта система - это система другого мышления, или, скорее, других отношений, не только знания. Затем, необходима определенная оценка; вы должны понимать относительную ценность вещей.
В. Всегда ли возможно иметь правильное отношение к обычной жизни?
О. Конечно, возможно иметь правильное отношение, но отношение не всегда одно и то же, и в этом трудность. Это тот же принцип, который мы обсуждали в связи с различными видами действий. Отношения также могут быть различными. Для начала мы возьмем только два - позитивное и негативное - не в смысле позитивных и негативных эмоций, но в связи с позитивными и негативными частями интеллектуального центра, то есть части, которая говорит "да", и части, которая говорит "нет". В этом состоят эти два основных отношения.
Мы должны понимать, что у нас нет контроля, что мы машины, что с нами все случается. Но просто разговоры об этом не меняют этих фактов. Перестать быть механичным - это требует чего-то другого. Первое, необходимо изменение отношения. Одна вещь, над которой мы имеем некоторый контроль, это наши отношения - наши отношения к знанию, к друзьям, к системе, работе, само-изучению, и так далее. Необходимо понимать, что мы не можем ничего делать, но мы можем изменить свои отношения.
Очень важно думать об отношениях, потому что очень часто мы имеем негативное отношение к вещам, которые мы можем понять только с позитивным отношением. Для правильного понимания необходимо правильное отношение. Например, может случиться, что у людей случайно появляется негативное отношение к чему-то, связанному с работой. Тогда их отношение меняется и они не могут ничего понимать, пока не изменят своего отношения. Но по отношению ко многим вещам в жизни необходимо - для того, чтобы понимать их - иметь негативное отношение. Есть вещи, которые можно понять только с позитивным отношением, и есть вещи, котороые можно понять только с негативным отношением.
В. Что касается правильных отношений, у меня часто появляется чувство, что это несправедливо, если я не выслушаю аргумента противоположной стороны.
О. Может быть, а может быть и нет. Аргумент - это одна вещь, отношение - другая.
В. Не могли бы вы больше объяснить о том, почему для понимания некой вещи необходимо особое отношение?
О. Постарайтесь подумать об этом, постарайтесь увидеть это для самих себя, почему для понимания необходимы определенные отношения. В жизни есть очень много вещей, которые невозможно понять, если не иметь к ним достаточно сильного негативного отношения. Очень часто, начиная говорить о различных вещах, люди ни к чему не приходят, потому что не имеют негативного отношения. Если вы смотрите на эти вещи позитивно, вы никогда ничего не поймете. Поэтому иногда негативное отношение - это очень полезная вещь. С другой стороны, в тот момент, когда у вас появляется негативное отношение к вещам в работе, к правилам работы, методам работы, вы перестаете что-либо понимать. Вы можете понимать, по мере вашей способности, только пока вы позитивны.
В. Но разве иметь к чему-то определенное отношение - не просто другое название для отождествления?
О. Конечно, нет. Отношение означает точку зрения. Вы можете иметь точку зрения на вещи не будучи отождествлены. Очень часто отождествление как раз результат неправильного отношения.
В. Имеем ли мы позитивное отношение к ложной личности?
О. Да, всегда. Мы любим ее и прославляем ее, считаем ее самой лучшей своей частью.
В. Если бы мы имели к ней негативное отношение, начали бы мы ее видеть?
О. Мы начнем понимать ее, если будем иметь к ней негативное отношение.
В. Нет ли опасности, что негативное отношение будет сопровождаться негативной эмоцией?
О. Большая опасность, да, но если вы не отождествляетесь с негативным отношением, тогда эмоция войти не сможет. На самом деле у нас много негативных эмоций именно потому, что у нас нет достаточно негативного отношения к негативным эмоциям. Это может казаться парадоксом, но если вы найдете примеры, вы увидите, что это так.
В. Имеете ли вы в виду, что чтобы достичь пробуждения, нужно ненавидеть прозябание?
О. Нет. Ненависть означает негативную эмоцию. Я говорю о негативном отношении.
В. Мы оправдываем себя только из-за неправильного отношения?
О. Да, это верно.

 




Популярное


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Случайная новость


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198