Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 8. ВОЛЯ  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Дальнейшие записи Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 8. ВОЛЯ

Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 8. ВОЛЯ

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Глава 8. ВОЛЯ

ДЕЛАНИЕ - ЗАКОН СЛУЧАЯ. 27 ФЕВРАЛЯ 1935

...Есть две вещи, которые очень важно понять: мы не можем "делать" и мы живем под законом случая. В большинстве случаев люди думают, что они могут "делать", что они могут получить, что хотят, и только по случайности не получают. О случае же люди думают, что это происходит очень редко, что чаще всего это причина и следствие. Это совершенно неправильно. Необходимо научиться думать правильно. Тогда мы увидим, что все случается, и что мы живем под законом случая.
Люди смешивают октавы и перекрестки. Точка встречи октав случайна. В связи с "деланием" трудно понять, что когда люди строят мост, это не "делание", это только результат предыдущих усилий. Это случайно.
В. Но если они хотят его построить и на самом деле строят?
О. Это так кажется. Подумайте о первом мосте, который построил Адам, и всем развитии мостостроения. Вначале это случай - дерево падает на другой берег реки, затем человек строит нечто подобное этому, и так далее, и так далее. Люди не "делают". Одно следует из другого.
В. Но когда люди стараются стать сознательными, это делание?
О. Да, тогда они видят, что они не могут. В старании стать сознательным вся работа - это собственная работа человека. В построении моста он использует прошлый опыт.
В. Изобретение - это не "делание"?
О. Это результат того, что уже было подготовлено.
В. Но разве добавить что-то к прошлым попыткам - не самое важное?
О. Это очень мало, это ассоциативная вещь, угадывание. Даже изобретения случайны.
В. Вы имеете в виду, что мост - это одно, а усилие - другое? Когда они сходятся вместе - это случай?
О. Нет. Я хочу сказать, что если бы мостов вообще никогда не существовало, и вы бы его построили, это было бы "делание". Построение моста - это скопление случайностей, скопление необходимостей.


УСИЛИЕ

В. Нам было сказано делать усилия. Что имеется в виду под усилием? В обычном смысле усилие производится волей и приводит к некому результату (воля-усилие-достижение). Как примирить то, что "человек не имеет воли", "человек не может делать" с тем, что "нужно использовать усилие", "нужно работать над собой" - фактически, применять энергичное целенаправленное действие? Что предшествует этому усилию и что является его результатом? Усилие само по себе - это просто слово.
О. Трудно ответить на все сразу. Наша воля - это просто равнодействующая наших желаний. Воля показывает направление. В обычном человеке воля следует зигзагообразной линии, или идет по кругу. Воля показывает направление усилий. Усилия - это наши деньги. Мы должны платить усилием. Мы получаем результаты лишь в соответствии с величиной усилия и временем усилия (в том смысле, правильное ли это время для усилия или нет). Для усилия необходимо знание, знание моментов, когда усилие полезно. Когда октава идет сама по себе, усилие не поможет. Необходимо долгой практикой изучать то, как производить и применять усилие.
В. Вы говорите о делании усилий, и насколько я понимаю, все сводится к тому, что желание делать усилие возникает лишь случайно, время от времени.
О. Не желание, но осознание необходимости.
В. Что значит правильное время для делания усилий?
О. Усилия, которые мы можем делать, это усилия само-наблюдения и само-воспоминания. Когда люди слышат об усилиях, они думают об усилиях делания. Это было бы потерянное усилие, или неправильное усилие. Но усилие само-наблюдения и само-воспоминания - правильно, потому что оно может дать правильные результаты.
В. Тогда как может человек измениться?
О. Он не может измениться, пока он остается под законами механической жизни. Начало возможностей начинается с первой ступеньки (в диаграмме "Жизнь, Лестница и Путь").
В. Что такое человек № 4?
О. Человек № 4 имеет направление.
В. Это человек, который начинает работать независимо от законов?
В. Все это имеет степени. Человек, живущий во внешнем вруге, находится под законом случая. Или, если человек имеет сильно выраженную сущность или тип, его жизнь подчиняется закону его типа, или законам судьбы. Но это не преимущество. Когда человек начинает работать по направлению к сознанию, это создает в нем некое количество новых триад (новых действий). Это подразумевает изменение, может быть, незаметное, но тем не менее космическое изменение.
Только индивидуальные усилия могут помочь человеку перейти из внешнего круга в экзотерический круг. Что относится к человеку во внешнем круге, не относится к человеку, который начинает работать. Он находится под другими законами, или вернее, другие законы начинают достигать человека, который начинает работать.
Каждый круг находится под другими законами.


СВОЕВОЛИЕ. ОТКАЗ ОТ СВОЕЙ ВОЛИ.
10 ОКТЯБРЯ 1935

У. Об идее отказа от своей воли: это всего лишь выражение. Человек № 1,2,3 не имеет воли, только своеволие и упрямство. Постарайтесь понять, что это значит. Упрямство - это когда человек хочет или делает что-то такое, что запрещено, только потому, что это запрещено. Своеволие - это когда, например, кто-то видит, что вы не знаете, как что-то делается, и хочет помочь вам, но вы говорите: "Нет, я сам". Эти два типа воли - все, что у нас есть. Они основаны на сопротивлении. Реальная воля должна быть основана на сознании, знании и постояном "я". Такие как мы есть, мы ее не имеем. Все, что у нас есть, это упрямство и своеволие. Наша воля - это равнодействующая наших желаний. Желания могут быть очень хорошо скрыты. Например, человек может хотеть кого-то критиковать, но называет это искренностью. И желание это может быть настолько сильным, что он должен делать действительно большие усилия, чтобы остановить его. И такие реальные усилия можно делать только самому.
Чтобы создать волю, человек должен стараться координировать каждое свое действие с идеями работы; он должен при каждом действии спрашивать себя: как это будет выглядеть с точки зрения работы? Полезно это или вредно для меня, или для работы? Если он не знает, он может спросить. Если человек уже долгое время в работе, то практически нет ни одного действия, которое не касается работы - нет независмых действий. В этом смысле человек не свободен, в том смысле, что он не может действовать глупо и без различения. Он должен думать перед тем, как действовать. Если он не уверен, он может спросить. Это единственный метод, которым может быть создана воля.
А для этого необходима школьная организация. Без школы человек ничего не может делать.
В. Что значит отказаться от воли?
О. Отказаться от инфантильности, дилетантства, лжи.


16.10.35

В. Является ли это законом, что если человек отказывается от своей воли, он всегда получает желаемую вещь? Это всегда происходит со мной: когда чего-то хочешь, то чувствуешь огромное сопротивление со стороны других людей, но когда отказываешься от желания, то получаешь желаемый результат.
О. Это не своеволие. Вы взяли некоторые вещи без различения. Неопределенные вещи вы делаете определенными, а определенные неопределенными. Что такое своеволие? Это не значит все, чего вы хотите. Если я голоден и хочу есть, то это не своеволие. Своеволие - это определенный вид воли - когда человек предпочитает действовать сам по себе. В нашем случае это неучитывание работы и принципов работы. Мы говорим о принципах работы и своеволии. Мы можем делать вещи либо по-своему, либо нет. Если мое своеволие состоит в том, что я употребляю в речи нецензурную брань, и я отказываюсь от этого, потому что это против принципов работы, то где те желаемые результаты, о которых вы говорите?
В. Как можно работать против своеволия? Возможно ли для нас, таких как мы есть, распознавать моменты, когда мы имеем реальную волю?
О. Не реальную волю; мы не можем ее иметь. Все, что мы имеем, это своеволие и упрямство, или маленькие воли, которые все время меняются. Реальная воля очень далеко; она основана на постоянном "я", сознании и индивидуальности. У нас этого нет. То, как вы можете работать против своеволия - вы можете изучать систему. В системе есть определенные требования; вещи, которые вы не должны делать или должны делать. Например, вы не должны говорить, потому что если вы говорите, вы будете только лгать. Вы не можете говорить о системе, пока вы не будете знать и понимать. Таким образом, с самого начала вы видите, как идеи системы противостоят своеволию. Если вы забываете о работе, вы не работаете и против своеволия. Единственный способ бороться против своеволия - это помнить работу. Может быть, в какой-то момент работа вовсе не входит, но в другой момент она входит, и тогда вы понимаете, что значит отказаться от своеволия. Спросите себя: правильно ли это с точки зрения работы или нет? Это и есть борьба против своеволия.
В. Не могли бы вы больше объяснить об отказе от своеволия для приобретения воли, и с чего можно это начать?
О. Это скорее всего, ошибочное выражение - отказаться от воли. В обычном мышлении это включает в себя три вещи. Во-первых, под этим подразумевается, что отказ от воли - это постоянная вещь. "Если мы откажемся от своей воли, что у нас останется?" Но у людей нет воли, от которой можно отказаться. В лучшем случае воля может существовать лишь несколько минут. Поэтому вы можете отказаться не от всей воли, а только от этих ее нескольких минут. И если кто-то, для кого вы отказываетесь от своей воли, согласится ее взять у вас, он сможет взять только эти три минуты. Воля измеряется временем. Вы можете отказаться только от одного момента воли.
Второе - это то, что люди обычно думают, что это значит делать что-то такое, чего им не хочется, но в большинстве случаев это не-делание того, чего им хочется. Это большое различие.
Третье - это избегать думать в крайностях, воображая самые трудные случаи. Начните с самых простых, обычных случаев. Отказ от воли означает только помнить о работе, отказаться от воли ради требований, принципов и правил работы. Таким путем вы учитесь, как создавать волю; это метод ее развития. Отказ от воли - это на самом деле развитие ее.
В. Как я понимаю, воля, от которой нужно отказаться, это своеволие временных "я", и что сопротивление этому своеволию должно идти из наблюдающего "я". Является ли наблюдающее "я" эмбрионом постоянного "я"?
О. Наблюдающее "я" является эмбрионом постоянного "я", но оно не имеет воли. Его воля не противостоит своеволию. Что может противостоять своеволию? Есть только две вещи, противостоящие друг другу: работа и своеволие. Своеволие хочет говорить - есть правило против разговоров. Следует борьба, и результат будет зависеть от того, кто из двоих победит.
В. Не является ли остановка выражения негативных эмоций более или менее тем же самым, что и отказ от своеволия?
О. Почему вы хотите свести одну вещь к другой? Своеволие может иметь много форм без какой-либо определенной связи с негативными эмоциями.


17.10.35

В. Включает ли в себя отказ от воли отказ от собственного суждения?
О. Смотря о чем. Что значит отказаться от воли? Как можно этого достичь? Очень важно помнить, что я говорил. Вы делаете в этом три ошибки. Первое - вы думаете, что это окончательно: вы отказываетесь от своей воли и у вас больше нет воли. Это иллюзия. У нас нет воли, от которой можно так отказаться. Воля у человека обычно длится не более трех минут. Воля измеряется временем. Если один раз мы откажемся от трех минут воли, завтра к ним добавятся еще три минуты. Отказ от воли - это постоянный процесс, не единичное действие. Единичное действие ничего не значит.
Второй пункт - это помнить о тех принципах, ради которых вы отказываетесь от воли, таких, например, как школьные правила. Есть правило не говорить о системе, но естественное желание - говорить о ней. Если вы останавливаете себя, это значит, вы отказываетесь от своей воли; вы подчиняетесь этому правилу. Есть много других принципов, для следования которым вы должны отказаться от своей воли.
В. Отказаться от воли - это значит не действовать без понимания?
О. Видите ли, это снова о том же самом. Мы часто думаем, что отказаться от воли значит делать что-то. Это происходит очень редко. В большинстве случаев вам говорится не делать чего-то. В этом большое отличие. Например, вы хотите объяснить кому-то, что вы о нем думаете, но не должны этого делать. Это вопрос тренировки. Воля может расти, если человек работает над собой и заставляет свою волю подчиняться принципам работы. Вещи, которые не касаются работы, не могут быть связаны с ней. Но чем больше вы входите в работу, тем больше вещей работа начинает затрагивать. Но это требует времени.


ВОЛЯ

Обычно у нас злая воля. Мы очень редко имеем добрую волю. Вы не знаете, как думать об этом вопросе. С одной стороны, вы понимаете, что вы машины, но в следующий момент вы хотите действовать на свое усмотрение. Тогда, в этот момент, вы должны быть способны остановиться; вы должны быть способны не делать того, что вы хотите. Это не относится к моментам, когда у вас нет никакого намерения что-то делать. Но когда вы видите, что идете против правил, или принципов, или против того, что вам было сказано, вы должны быть способны остановиться. Часто случается, что люди продолжают учиться, пропуская эти моменты. Они думают, что они работают, когда ничего не случается, и когда такие моменты приходят, они пропускают их. Работа не может всегда быть той же самой. В один момент пассивное изучение - теории - достаточны. В другой момент необходимо оказать сопротивление своим действиям, остановиться.


МЫ НЕ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ. 11 ЯНВАРЯ 1939

У. Важно помнить, что мы ничего не можем делать. Если вы помните об этом, вы будете помнить многие другие вещи. В общем существует три или четыре основных камня преткновения, и всегда есть опасность упасть, споткнувшись о тот или другой. Один из них - это делание. Существуют основные принципы, которые вы никогда не должны забывать. Например, что вы должны смотреть на себя, а не на других людей; что люди не могут ничего делать сами по себе, и что если изменение и возможно, то только с помощью системы, организации, и собственной работы, изучения системы. Нужно установить эти принципы и всегда их помнить.
В. Как можно всегда помнить о них?
О. Представьте, что вы строите планы что-то сделать. Только когда вы по-настоящему попытаетесь сделать что-то иначе, чем это случается, вы поймете, что сделать иначе абсолютно невозможно. Огромное усилие необходимо, чтобы изменить даже самую маленькую вещь. Но пока вы не попытаетесь, вы этого не поймете. Вы сами не можете ничего изменить, только через систему. Это обычно забывается. Половина вопросов всегда о делании - как изменить то, как разрушить это, избегать того-то, и т.д.
В. Не могли бы вы побольше объяснить, почему так важно помнить о том, что мы не можем делать?
О. Все случается. Люди не могут ничего делать. С момента нашего рождения до момента смерти вещи случаются, случаются, случаются, а мы думаем, что мы делаем. Это наше обычное нормальное состояние в жизни. Даже малейшая возможность сделать что-то приходит только через работу, и прежде всего в самом себе, не во внешнем мире. Даже в себе самом делание очень часто начинается с не-делания. Прежде чем вы сможете делать что-то такое, чего вы не можете делать, вы не должны делать многие вещи, которые вы делали раньше. Вы не можете пробудиться лишь за счет желания пробудиться, но вы можете помешать себе, например, спать слишком долго, и тому подобное.
В. Есть ли у человека иногда выбор между двумя возможными событиями?
О. В очень мелких вещах. И даже тогда, когда вы замечаете, что вещи идут определенным образом и решаете изменить их, вы найдете, как это ужасно неудобно - изменять вещи. И тогда вы возвращаетесь к прежнему.
В. Когда человек по-настоящему начинает понимать, что он не может делать, ему нужна большая храбрость. Приходит ли она вслед за избавлением от ложной личности?
О. К этому пониманию не приходят так просто. Оно приходит спустя некоторое время работы над собой, так что когда человек приходит к этому пониманию, он имеет и много других пониманий помимо этого, главным образом о том, что всегда есть возможность изменения, если применить правильный инструмент в правильном месте и в правильное время. Нужно иметь эти инструменты, и они опять же даются только работой. Это очень, очень важно - прийти к этому пониманию. Без этого человек никогда не будет делать правильные вещи. Он будет только оправдывать себя.
В. Я не понял, что значит, что если человек не имеет этого понимания, он будет оправдывать себя.
О. Человек не хочет отказываться от идеи, что он может делать, и даже если он понимает, что вещи случаются, он находит себе оправдания. "Сегодня это случай, завтра будет по-другому." Именно поэтому мы не можем осознать эту идею. Всю жизнь мы видим, что вещи случаются, но мы продолжаем считать это отдельными случаями, исключениями из правила, которое состоит в том, что мы можем делать. Или мы забываем, или не видим, или не обращаем достаточного внимания. Мы всегда думаем, что в каждый момент мы можем начать делать. Это наш обычный способ мышления. Если вы постараетесь найти в своей жизни моменты, когда вы старались делать что-то и вам это не удалось, это будет примером, но вы считаете вашу неудачу случайностью, исключением. Если эта ситуация повторяется, вы снова думаете, что вы можете делать, и если вы снова терпите неудачу, то вы снова считаете ее лишь случайностью. Очень полезно вспомнить свою жизнь с этой точки зрения. Вы хотели одного, но случилось нечто другое. Если вы искренни, вы увидите. Если нет, вы убедите себя, что то, что случилось, было именно тем, что вы хотели.
В. Разве не существует такой вещи, как форсирование ситуации?
О. Это может так казаться, но на самом деле это случается. Если это не могло произойти таким образом, это не могло произойти вовсе. Когда вещи случаются определенным образом, нас несет течение, но нам кажется, что мы создаем это течение.
В. Как объяснить то, что человек иногда чувствует, что он может делать, например, выполнить определенное задание в какой-то работе?
О. Если он умеет что-то делать, это значит, его научили следовать определенной цепи случайностей, или, если хотите, начинать определенную цепь случайностей, и затем она развивается сама по себе, а он бежит вслед за ней, хотя думает, что ведет ее.
В. Если иметь правильное отношение...
О. Нет, отношение не имеет с этим ничего общего. Отношение может быть правильным, понимание может быть правильным, но вы все равно видите, что вещи случаются определенным образом. Любые самые обычные вещи. Очень полезно постараться вспомнить случаи, когда вы пытались сделать что-то по-другому, и как вы всегда возвращались к тому же самому, и даже если вы делали небольшое отклонение, то огромные силы возвращали вас на прежний путь.
В. Когда вы говорите, что мы ничего не можем сделать с повторяющимися ситуациями, имеете ли вы в виду - до тех пор, пока не изменится наш уровень бытия?
О. Я не говорил о работе. Я сказал, что необходимо понять, что сами по себе мы не можем делать. Когда это достаточно понимается, вы можете думать о том, что возможно сделать: какие условия, какое знание, какая помощь необходимы. Но прежде всего необходимо понять, что в обычной жизни, если вы стараетесь сделать что-то по-другому, вы всегда найдете, что не можете. Когда это эмоционально понимается, только тогда возможно идти дальше. Пока вы не вполне в этом уверены, продолжать невозможно.
В. Когда осознаешь противоречивые "я" в себе, то хочется предпринять против этого что-то радикальное. Возможно ли вообще что-то сделать?
О. Чтобы что-то сделать, необходимо больше знать почти в любом случае, особенно в этом случае противоречивых "я". Например, я очень часто сталкиваюсь с тем, что кто-то говорит, что знает, что в нем неправильно и хочет это остановить. Я начинаю говорить с ним, и поговорив некоторое время, понимаю, что он только думает, что хочет, но на самом деле не хочет настолько, как говорит. Если он на самом деле хочет, он найдет способ, но иногда необходимо особое знание. Можно знать о каком-то противоречии в себе, хотеть остановить его, и тем не менее оно остается. Иногда необходимо знать, как.


ДЕЛАНИЕ. 17 ЯНВАРЯ 1940

В. Является ли полное осознание того, что человек не может делать, уже большим шагом на пути к деланию?
О. Иногда этот шаг слишком большой, потому что иногда осознание неспособности делать то, что тебе следовало бы делать, приходит слишком поздно.

 




Популярное