Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 15. НАБЛЮДЕНИЕ  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Дальнейшие записи Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 15. НАБЛЮДЕНИЕ

Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 56

Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 15. НАБЛЮДЕНИЕ

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Глава 15. НАБЛЮДЕНИЕ


ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ. МАРТ 1939

В беседе в малой группе г. Успенский сказал:
Старайтесь подумать о том, что делает работу такой трудной, старайтесь найти вещи, который отнимают так много вашего внимания. Все эти вещи нужно найти.
Я хочу, чтобы вы поняли, что каждый человек в отдельности имеет определенное препятствие, которое стоит на пути его работы, некоторый пункт, препятствующий возможности правильной работы. Это препятствие вам нужно найти. Каждый имеет много трудностей - я имею в виду трудностей в понимании - но одна всегда больше остальных. Поэтому каждому из вас в отдельности необходимо найти свою собственную главную трудность. Когда вы найдете ее, работа против нее сможет помогать вам некоторое время, а затем, возможно, вы должны будете найти другую трудность, затем еще одну, и еще одну. Пока вы не найдете вашей главной трудности на настоящий момент, вы не сможете работать правильно.
Конечно, первая трудность для каждого - это слово "я". Вы говорите "я" и не думаете, что это говорит лишь небольшая часть вас. Но за этим и помимо этого должно быть что-то еще, и это вы должны найти сами. Это может быть особый вид негативной эмоции, особый вид отождествления или воображения, или многие другие вещи.

В. Может ли быть главной трудностью постоянное откладывание вещей на потом?
О. Вполне возможно - очень хорошо. Но это не вполне то, что я имею в виду. Это трудность в делании, а говорил о трудности в понимании. Вы уже понимаете это откладывание на потом, уже думаете об этом, так что это не та трудность, которую я имею в виду.
Старайтесь подумать, что делает вещи очень трудными или отнимает много вашего внимания. Все эти вещи нужно найти.
В. Моя трудность в том, что я должен отдавать больше времени работе, но мне страшно расстаться с тем, что доставляет мне радость. Что я мог бы с этим сделать?
О. Может быть, согласиться расстаться с чем-то. Вы ничего не можете получить, не отдав чего-то. Но есть много воображаемых вещей, которыми вы всегда можете пожертвовать. То есть вы должны расстаться с воображаемыми вещами и оставить себе реальные вещи. Но вся беда в том, что вы не знаете, что воображаемое, а что реальное.

Когда вы встречаетесь друг с другом, вы можете работать следующим образом. Если хотите, можете говорить о теориях - если вы забыли что-то, вы можете спросить других, но еще важнее стараться найти индивидуальные трудности. Я не имею в виду какие-то личные трудности в жизни, но внутренние личные трудности - черты, склонности, симпатии, антипатии, отношения, предубеждения, деятельность, которая может мешать вашему пониманию и стоять на пути вашей работы. Эти внутренние личные трудности можно разделить на три категории. Для некоторых людей главная трудность в негативных эмоциях - они просто не могут перестать быть негативными, обычно в каком-то определенном направлении. Для других людей главная трудность в воображении - они не могут перестать воображать определенные вещи, которые совершенно неправильны и искажают их взгляд на вещи. Я не имею в виду воображение в смысле просто отсутствия внимания, сна наяву; я имею в виду воображение в смысле некой постоянной ложной идеи. Третья категория - это форматорное мышление. Очень полезно постараться понять, что такое форматорное мышление, найти какие-то хорошие примеры форматорной мысли и держать их в своей памяти. Тогда будет нетрудно всегда узнавать и понимать, когда вы мыслите форматорно, и когда вы слышите, что кто-то другой говорит форматорно. Это те главные виды трудностей, которые вам нужно в себе найти. У кого-то будет сильнее одно, у другого другое, иногда то и другое вместе, но лучше стараться подумать, какая из трудностей главная - форматорное мышление, негативные эмоции или воображение.
Кроме того, возможно, вы не очень внимательно слушали; возможно, вы не знаете вещей, которые вам следует знать, может быть, вы о них не слышали. Я не имею в виду только диаграммы - я говорю и о психологической стороне. Вы можете помочь друг другу - кто-то может помнить одну вещь лучше, другой что-то другое.

ВИДЕНИЕ СЕБЯ

В. Означает ли видение себя комбинацию из само-наблюдения и само-воспоминания?
О. Нет, просто иметь правильную картину самого себя.
В. Возможно ли иметь полную картину самого себя?
О. Да, конечно, это начало всего. Пока вы ее не получите, вы не можете начать никакой серьезной работы, вы можете только учиться, но даже это будет фрагментарно.
В. Очень трудно поверить, что говоришь себе правду.
О. Да, поэтому я сказал видеть себя, а не знать. У нас много картин самих себя, мы должны их увидеть, одну за другой, и затем сравнить их. Но с первого взгляда мы не можем сказать, какая из них правильная.
В. Как можно проверить, что видишь себя?
О. Много раз видеть одно и то же.
В. Но разве нельзя много раз видеть одинаково ложно?
О. Наша способность самообмана настолько велика, что мы можем обманывать себя даже в этом.
В. Я хотел знать, есть ли какой-то способ проверить.
О. Нет, но когда входит эмоциональный элемент - совесть - это будет проверкой.
В. Вы имеете в виду, когда человек вдруг просыпается и ему становится стыдно?
О. Это эмоциональное сопровождение. Я говорю только о видении.
В. Это значит видеть и то, чем ты не являешься?
О. Одно включает в себя другое.
В. Возможно ли выдержать видение себя и при этом не измениться очень сильно?
О. Трудно ответить. Люди привыкают ко всему, даже к видению себя.
В. Вы сказали, что пока человек не видит себя, он не начал работать.
О. Да. Нельзя серьезно говорить с человеком, пока он не начнет видеть себя, или по крайней мере не поймет, что необходимо видеть себя и что он не видит себя.
В. Иногда я вижу себя в крайнем замешательстве, но не вижу, как выбраться из этого.
О. Это только одна картина. Старайтесь найти другие. Это то, что в первой группе в Петербурге называлось делать фотографии самого себя - в приготовление к видению себя.
В. Означает ли видение себя какое-то постоянное понимание? Потому что иногда то, что я в какой-то момент вижу, позже становится чем-то абстрактным и неэмоциональным.
О. Это значит, вы перестали видеть себя. В нас ничто не постоянно.
В. Означает ли видение себя видение своих недостатков и того, как их исправить?
О. Иногда это может быть так. Но вы снова пытаетесь найти определения и объяснения, а я говорил не об определениях и объяснениях, а о практике - не как сформулировать или как выразить это другими словами, а действительно видеть. Например, вы говорите о какой-то картине, но никогда не видели ее, только слышали о ней - вы можете знать все, что только можно узнать об этой картине, но если вы не видели ее, то прежде всего нужно увидеть ее, и затем проверить все, что вы знаете.

ЛОЖЬ

В. Я не могу полностью понять того, что центр тяжести лжи - говорение того, чего не знаешь.
О. Есть много элементов, но это единственный, требующий особого упоминания в лекциях, потому что он обычно совершенно не замечается, но при этом является одним из самых важных - в силу своей ненамеренности. Намеренная ложь - это другая вещь, но есть механические формы лжи, когда определенные вещи принимаются на веру и люди просто повторяют их без знания деталей.

У. Как я уже говорил, старайтесь использовать это время для наблюдения жизни в общем: политической ситуации, как люди лгут, как они не понимают простейших вещей. Особенно сейчас существует то, что я называю "силой вещей". Это трудно описать, но сила вещей в настоящий момент обращает правительства, политиков и журналистов в правильном направлении. Но они все равно не хотят ничего видеть, а пока люди не начнут видеть - люди, которые имеют какую-то власть - пока они не увидят вещи или их сопротивление, ничего не произойдет. Это просто движение вслед за временем и ни к чему не может привести.
В. Не могли бы вы дать пример того, как правильно смотреть на вещи в настоящий момент?
О. Я говорил об этом несколько раз, но это неправильный вопрос, потому что неважно, что я скажу. Я говорю только о наблюдении того, как люди не хотят видеть вещи.
В. Эта сила вещей полностью механична?
О. Это не имеет значения. Все механично. Но есть различные комбинации сил, и иногда, когда вещи становятся слишком абсурдными, сами вещи показывают правильное решение и заставляют повернуться в правильном направлении. Например, три месяца назад никто не писал в газетах того, что пишется сейчас. Французские газеты понимают необходимость борьбы с большевизмом, но им еще не очень нравится понимать, что большевизм - это главная причина; и вторая причина - ошибка европейских правительсв, помогавших большевикам.
Вы помните, я говорил в психологических лекциях, что одной из тем является изучение лжи. Сейчас у вас есть прекрасная возможность для изучения лжи.


16 ФЕВРАЛЯ 1940 (КОЛЕТ ГАРДЕНС)

В. Я нахожу, что регулярное выполнение программы помогло мне глубже понять некоторые вопросы. Например, я нашла, что некоторые из моих отношений, как, например, неудовлетворенность моим прогрессом, на самом деле являются негативными эмоциями. Я бы хотела знать, те ли это отношения, от которых, как вы говорили, нам следует отказаться для того, чтобы пробудиться.
О. Конечно, вы не можете работать, сохраняя негативные эмоции. Вы должны наблюдать их и бороться с ними. Это очевидно.
В. Думая о чем-то сразу после момента само-воспоминания, я всегда знаю, о чем я думаю, и любой звук извне не просто проходит сквозь меня, как обычно, но остается вовне и я могу совершенно ясно слышать два или три звука одновременно. Является ли это небольшим изменением сознания?
О. Нет, только наблюдения. Вы должны иметь их около тысячи, прежде чем сможете делать выводы.
В. Я старалась понять, чем мог бы быть момент само-воспоминания, и я нахожу, что в один момент я могу чувствовать только одну эмоцию. Но я чувствую, что в эмоциональном переживании должно быть много эмоций. Как мне научиться разделять их?
О. Это бесполезно. Постарайтесь увидеть, что такое отсутствие сознания. Это просто воображение - стараться понять, чем это будет. Старайтесь быть менее спящими. Постарайтесь понять разницу между моментами, когда вы больше спите, и моментами, когда вы меньше спите.
В. Откуда приходит мотивация?
О. Только из осознания механичности.
В. Тот момент, когда я чувствую, что эмоционально вижу истину о чем-то - является ли он совестью?
О. Определение не важно. Если вы чувствуете, что более сознательны, очень хорошо. Сравните это с тем, когда вы чувствуете, что менее сознательны.
В. Когда я думала о правильном отношении к негативной эмоции, мне пришло в голову, что если бы я знала всю истину о самой себе и была способна действовать соответствено, это было бы изменением сознания. Так ли это?
О. Это была бы великая вещь. Но это очень далеко.
В. Все ли негативные эмоции находятся в ложной личности или они иногда появляются от физических причин? Я имею в виду, например, депрессию.
О. Это не имеет значения. Это форматорный вопрос.
В. Я иногда вижу, что в результате усилия можно помнить себя некоторое время - не только стараться, но на самом деле помнить. Можно ли сказать, что целью должно быть иметь это состояние как можно чаще?
О. Сравните эти моменты с другими моментами. Вы получите полезный результат.
В. Кажется, состояние большего самоосознания иногда просто случается со мной. Но может быть, это результат прошлых усилий?
О. Это случается только как результат усилий. Если вы решаете работать, вы не можете просто позволить вещам случаться. Если вы будете стараться останавливать мысли, наблюдать и т.д., вы получите результаты.
В. Так ли это, что в состоянии само-воспоминания ум становится яснее и движения лучше?
О. Естествено, вы более пробуждены.
В. Должны ли мы судить о том, что мы пробуждены, по лучшему функционированию машины?
О. Нет необходимости судить. Ваше дело работать.
В. Так ли это, что для того чтобы получить какие-то результаты, необходимо перед каждым своим следующим даже самым маленьким шагом видеть, чего ты хочешь? Просто усилия общего характера не дадут никакого эффекта?
О. Совершенно верно. Чем больше человек сознает, что он делает, тем больше будет результат.
В. Наша цель - не быть машиной или контролировать машину?
О. Наша цель - быть пробужденным и контролировать все функции.
В. Мне кажется, что память о негативных эмоциях удерживает большое количество энергии в теле. Как можно освободить ее? Если, например, я помню о какой-то негативной эмоции в прошлом, она кажется заряженной энергией. Можно ли ее трансформировать в нечто более полезное?
О. Старайтесь, старайтесь, старайтесь. Вы можете судить только по своим собственным усилиям.
В. Когда мы хотим привести людей в школу, должны ли мы лишь предполагать, что они более или менее подготовлены, или мы можем что-то сделать в этом смысле?
О. Вы ничего не можете сделать и вы не должны предполагать. Вы должны постараться увидеть, подготовлены ли они или нет. Вы можете сделать это в разговорах с ними об очень многих предметах. Вам не нужно обязательно использовать язык системы или говорить о системе.
В. Что означает подготовка?
О. Вы должны были начать с этого вопроса.
В. Что вы имеете в виду, говоря о друзьях большевиков? Имеете ли вы в виду какие-то страны?
О. Нет! Нет! Я имею в виду господ Хериота, Даладье, Блюма - всех, кто пытался заключить союз с большевиками. А также лейбористов в английском правительстве, и Шоу, Уэлльса - всех тех, кто ездили в Россию.
В. Вы сказали, что большевизм всегда существовал в смысле желания навязать людям свои идеи насилием?
О. Да, в различных формах.
В. Когда делаешь какое-то неожиданное открытие в момент эмоции, всегда ли вредно говорить об этом, даже если думаешь, что это может помочь другому человеку?
О. Это зависит от человека и от открытия.
В. Кажется, что эмоция обращается вокруг самой себя и ее хорошая сторона сменяется ее полной противоположностью. Как можно остановить развитие этой негативности?
О. Негативная эмоция обычно зависит от негативного отношения, иногда от позитивного отношения. Если человек имеет позитивное отношение к неправильным вещам и негативное отношение к правильным вещам, все эмоции будут неправильны.
В. Я знаю, что в некоторых случаях, когда я что-то получаю от эмоционального открытия, то единственное, что заставляет меня говорить об этом - это желание казаться умной. Бывают моменты, когда я не могу этого остановить. Я могла бы заменить эту негативность правильным отношением. Как?
О. Механичность, не негативность.
В. Под судьбой я понимаю определенные крупные события, которые управляют жизнью человека. Так ли это?
О. Может быть, так, может быть, нет. Как судьбу мы можем брать только неизбежные вещи.
В. В какой степени люди № 1, 2 и 3, которые находятся под законом случая, могут находиться под законом судьбы, не считая рождения и смерти?
О. Это зависит от отношения между личностью и сущностью. Если личность сильная, она образует оболочку вокруг сущности, тогда может быть очень мало судьбы. Планетные влияния, которые контролируют судьбу, тип, сущность, не достигают нас, если личность очень сильна. Но некоторые люди, без всяких школ, живут больше в сущности; личность у них задается судьбой. Эти люди больше под законом судьбы, чем другие. Они больше зависят от определенных влияний, от которых другие зависят меньше. Я не буду говорить, что это за влияния, это приведет только к воображению. Вы должны найти это сами. У них нет ничего от судьбы, кроме рождения и смерти.
В. Могут ли люди № 1, 2 и 3 знать свою судьбу?
О. Это очень трудно. Что вы имеете в виду под судьбой? Если я скажу "да", это может быть правдой, если я скажу "нет", это тоже может быть правдой.
В. Можно ли узнать свою судьбу, вспоминая свою жизнь?
О. Я уже ответил на это. Это зависит от того, что сильнее - личность или сущность. Если личность сильна, то нет ничего, что можно было бы назвать судьбой, кроме рождения и смерти и определенных притяжений и отталкиваний.
В. Зная свою судьбу, как можно действовать по определенной линии, чтобы избегать закона случая?
О. Я не знаю, что вы имеете в виду под знанием судьбы. Это не имеет ничего общего с избеганием закона случая. Человек избегает "случаев" в нашем специальном смысле путем создания причин и усиления следствий. Это движение к воле. Это не воля, но это движение к воле. Это звучит очень странно вначале, но за один час или за один день может случиться только определенное количество вещей. Так что если человек создает больше причин, то остается меньше места для случаев.
В. Я знаю в себе лучшие и худшие состояния, но они всегда видятся либо как эмоциональные, либо как физические, либо как то и другое вместе. При этом я не вижу никакого изменения в сознании, тогда как нам часто говорят, что мы можем иметь значительные колебания в пределах второго состояния сознания.
О. Вы должны делать больше наблюдений. Одна и та же эмоция и мысль могут приходить в разных состояниях сознания. И они будут разными в разных состояниях сознания.
В. Я нахожу трудным быть по-настоящему искренним по отношению к программе. Иногда я могу делать это по-настоящему и тогда это дает результат, но чаще всего есть тенденция просто отделаться от этого кое-как, наспех.
О. Вы должны делать, что можете. Вы не можете обманывать себя в том, останавливаете вы мысли или нет.
В. Стараясь думать о совести, я не вполне могу понять, почему мы не можем чувствовать наши различные эмоции одновременно. Я могу дать себе только теоретический ответ, что это потому, что у нас так много "я". Но этот ответ кажется неполным. Как можно понять это лучше?
О. Поймите лишь то, что мы не можем чувствовать наши различные эмоции одновременно. Нет необходимости описывать, почему. И это вопрос, совершенно не связанный с совестью.
В. Как можно работать в направлении совести?
О. Стараясь быть искренним с самим собой.
В. Как можно оставаться в контакте с системой, когда в связи с военными условиями приходится жить за пределами Лондона? Кажется, остается только первая линия работы - принесет ли она какую-то пользу?
О. Это не входит в нашу программу. Это вопрос личных обстоятельств. Не может быть универсальных методов. Кто-то может что-то делать, другой не может.
В. Иногда в момент усилия помнить себя вещи вокруг меня становятся более живыми. В другие моменты кажется, что усилие перекрывает поток впечатлений. Какое из этих состояний ближе к само-воспоминанию?
О. Это вы должны решить сами. Это материал для наблюдения. Когда вы чувствуете, что попытки само-воспоминания не приносят никаких результатов, попытайтесь останавливать мысли. Это вы можете делать всегда. Нет таких условий, в которых невозможно остановить мысли, если только человек не болен или попадает в какие-то очень необычные обстоятельства.
В. В той программе, которая нам дана, я нахожу бедность мысли в попытках думать о проблемах, неразрешимых для нашего ума. Есть ли какой-то способ приобрести больше уверенности?
О. Вы даете мне недостаточно материала. Первое, делайте больше усилий. И старайтесь видеть, что вы все время думаете о проблемах, неразрешимых для нашего ума.
В. Может ли патриотизм быть неосознанным религиозным импульсом?
О. Я не знаю. Это может быть просто слово.
В. Я старалась думать о лени и инертности, и хотя я знаю, что это очень глубокое состояние сна, исчезающее при каждом шоке, мне кажется, у этого есть много других аспектов. Не могли бы вы что-то сказать об этом?
О. Вы говорите о словах. Здесь нет примера. Я стараюсь не думать о словах.
В. Когда я стараюсь думать по-другому, то кажется, само усилие вызывает другое ощущение в какой-то части головы. Происходит ли это оттого, что я стараюсь использовать до сих пор нетронутую энергию, или просто оттого, что я до сих пор была интеллектуально ленива, за исключением случаев, когда мой ум стимулировался извне?
О. Это чистая фантазия.
В. Есть ли какие-то методы останавливания мыслей, кроме постоянных усилий? Эти упражнения позволили мне яснее увидеть, что в этом и состоит самая большая трудность.
О. Делайте эти упражнения. Вы увидите результаты.
В. Все ли наше мышление форматорно, за исключением случаев, когда мы стараемся помнить себя?
О. Само-воспоминание не имеет с этим ничего общего. Очень большая часть мышления форматорна. Но когда мы думаем о серьезных вещах, то либо мы вовсе не думаем, либо наше мышление не форматорно. Форматоное мышление всегда плохо, но в применении к некоторым проблемам оно просто смешно. Я как раз недавно получил пример этого в одном из писем из Америки. В "Tertium Organum" написано, что человеку не обязательно иметь много книг, что десяти книг было бы вполне достаточно. И теперь по двадцать раз в год я получаю письма с просьбой дать список этих десяти книг.
В. Когда я стараюсь останавливать мысли, время, кажется, останавливается тоже. Когда мы будем более пробуждены, изменится ли время для нас полностью?
О. Это субъективно. Время отлично от наших субективных ощущений времени.
В. Я понимаю, что быть надежным - это нечто более глубокое, чем мое предложение о сожжении всех записей программы. Но разве у нас нет правила не делать записей?
О. Конечно, такое правило есть. Никто его не соблюдает, но оно существует.
В. Полезно ли думать о своей смерти?
О. Пока она не пришла, совершенно бесполезно - это будет только воображение.
В. Когда отношение, стоящее за негативной эмоцией, очень старо и привычно, возможно, главная черта, как можно с ним бороться?
О. Начните с черты. Найдите черту, говорите о ней, и так далее.
В. Когда я, как обычно, отождествлен с вещами в жизни, и стараюсь делать программу, я часто чувствую, что успокаиваюсь. Но если я отождествлен с идеями, то я не могу ни остановить мысли, ни спокойно мыслить, и после этого мое отождествление, кажется, становится еще сильнее. Я не могу этого остановить. Будет ли лучше не стараться начинать с программы, если я заранее знаю, что это произойдет?
О. Я не знаю. Это вы должны решить сами. Если вы чувствуете, что не можете думать, старайтесь помнить себя в течение пяти минут или остановить мысли. Это вы можете делать. Это принесет результаты. Это не значит, что вы станете человеком № 7 или что-то в этом роде, но вы увидите результаты.
В. Когда я стараюсь думать об одной из идей программы, я стараюсь вспомнить все, что я слышала и затем сравнить это с моими собственными наблюдениями, но мне кажется, что это на самом деле не мышление. Как можно подойти к мышлению?
О. Это очень хорошее мышление, но есть и другие способы.

5 АПРЕЛЯ 1940 (КОЛЕТ ГАРДЕНС)

В. Я нахожу в себе глубокое чувство недовольства обстоятельствами своей жизни, но не самой собой. Я знаю, что все дело во мне, потому что я остаюсь той же во всех обстоятельствах. Эта эмоция больше всего мешает само-воспоминанию. Я никак не могу победить эту эмоцию, хотя очень хочу этого.
О. Это очень хорошее наблюдение. В этом все дело. Каждый винит только обстоятельства. Затем обстоятельства меняются, и человек винит новые обстоятельства.
В. Говоря о создании большего количества причин, имели ли вы в виду в жизни или только в работе?
О. Я не знаю. Я не могу помнить всего, о чем я говорил три недели назад. Это не общий принцип. Это было сказано в связи с каким-то частным случаем.
В. Как ощущаются планетные влияния? Например, я всегда чувствую себя гораздо лучше в хорошую погоду - связано ли это как-то с планетными влияниями?
О. Нет.
В. Я чувствую, что у меня стало больше энергии и меньше контроля, чем раньше, и я хотел бы знать, не опасно ли это. У меня меньше смутных негативных эмоций, чем было раньше, но зато я гораздо легче раздражаюсь. Это происходит так быстро, что я не могу этого остановить.
О. Необходимо наблюдать в течение достаточно долгого периода времени. Вещи сильно меняются от одного дня к другому.
В. Я очень хочу быть полезным членом группы, но я чувствую, что могу что-то делать только для себя самой, по первой линии. Как я могла бы быть более полезной для группы?
О. На все вопросы этого рода есть только один ответ - помните себя. Чем больше вы помните себя, тем больше вы сможете сделать на любой линии, какой захотите.
В. Стараясь наблюдать свои различные состояния в течение дня, я заметила особенно тяжелое физическое состояние, которое приходит по утрам, без всякой видимой причины. В этом состоянии совершенно невозможно вспоминать себя. Должна ли я делать физические усилия для преодоления этого?
О. Я не знаю, какие физические усилия могли бы здесь помочь. Вы должны попробовать сами. Причины могут быть самые разные. Но если говорить о программе, то одну вещь можно сказать определенно - что если вы не можете вспоминать себя, вы всегда можете останавливать мысли. Это всегда возможно, если вы не очень сильно больны.
В. Я нашла, что говорить себе, что я не могу помнить себя в определенных физических состояниях, является глубоким негативным отношением. Когда я изменила это отношение, то все остальное для меня также изменилось.
О. Вполне возможно.
В. Я хотела бы спросить об отношении работы человека в системе к его работе в жизни. Когда я впервые встретила систему, я почувствовала, что придавала слишком много внимания моей работе в жизни; затем, позже, я почувствовала, что это отношение было из лени. Я хотела бы понять отношение между работой в жизни и работой в системе.
О. Есть много способов работы в жизни. У кого-то одно отношение, у кого-то другое. Не может быть общего ответа.
В. Вы однажды сказали, что субъективное воображение может остановить развитие. Можем ли мы видеть реальное в себе или нам нужно всегда проверять это, спрашивая других?
О. Вы должны дать примеры того, что вы имеете в виду. Иногда можно видеть, иногда нельзя.
В. Означает ли вторая линия работы лишь несколько другой вид работы над собой, чем первая линия работы?
О. Работа над собой остается той же. Вторая линия работы - это изучение дисциплины. Без понимания школьной дисциплины невозможно иметь личную дисциплину. Есть люди, которые кажутся способными сделать многое, но которым ничего не удается именно из-за этого. У них нет дисциплины.
В. Я заметила за последние две недели, стараясь вспоминать себя, что некоторые мои реакции изменились, и это заставило меня задуматься, почему наши реакции так трудно уловить и организовать. Мне кажется, что я реагирую во всех центрах. Почему, я не знаю.
О. В этих реакциях нет порядка и нет дисциплины. Но важно знать, что вы имеете в виду под само-воспоминанием. Имеете ли вы виду эти упражнения или само-воспоминание в связи с некой реальной вещью, которая происходит? Одно - это подготовка, другое - реальная вещь.
В. Способность видеть планетные влияния - это часть нашего собственного существа и не имеет ничего общего с каким-то особым отношением? Это часть бытия человека?
О. Это часть бытия. Необходимо понимать, почему мы говорили о планетных влияниях и в связи с чем. Главная идея в том, что планетные влияния могут быть очень разными. Наше состояние привлекает и отталкивает планетные влияния. Вы говорите о планетных влияниях так, как будто вы знаете, что это такое. Вы не можете этого знать, вы можете знать только ваше состояние. Если вы вспоминаете себя, вы можете привлечь хорошие планетные влияния, если вы механичны, вы привлекаете плохие планетные влияния.
В. Этот путь часто описывался как путь для отдельного человека. И тем не менее все знание, которое нам давалось, является объективным и общим для всех. Кажется невозможным получить что-то для себя одного.
О. Трудно понять, о чем вы говорите. То, что человек получает, он получает для себя. Он не может получить что-то для кого-то другого. Не бывает так, что десять человек, собравшись вместе, решают, что они пол учат. Люди очень различны. Пробуждение действует на разных людей по-разному.
В. Мне кажется, моей главной трудностью является желание деятельности. Во время вынужденной бездеятельности я строю планы о том, как я буду проводить свое время, но я нахожу, что каждые несколько часов мое тело восстает против этих планов и даже моя работа страдает от этого. Будет ли полезно для меня бороться в интервалах с этим желанием деятельности или я могла бы достичь более уравновешенного состояния с помощью деятельности?
О. Невозможно ответить, потому что вы не говорите, какую деятельность вы имеете в виду или каким именно образом вы хотите быть активной. Это может быть правильно, и может быть неправильно.
В. Я не понимаю закона случая в отношении к возвращению. Так же ли неизбежен случай, как и судьба?
О. Объясните, что вы понимаете под случаем.
В. Вы говорили, что наше рождение - это судьба, но, например, брак может быть случаем.
О. Это всегда случай.
В. В таком примере, когда случай изменяет всю жизнь человека, возвращается ли он?
О. Даже это может произойти. Один и тот же случай может повторяться. Мы говорим только о теории, но теория может быть лучше или хуже, ближе или дальше от реальных фактов. В механической жизни даже вещи, которые случаются, не изменяют ничего в реальном практическом смысле. Вещи становятся важны, только когда человек начинает пробуждаться, с помощью школы или сам по себе. С этого момента вещи становятся серьезными. Поэтому спрашиваете ли вы о механическом возвращении или начале пробуждения? Помните этот принцип школьной работы - если люди работают мало или плохо, то у них больше времени, если же они начинают работать, тогда время их сосчитано. У них становится меньше времени. То же и с возвращением.
В. Это кажется очень теоретическим, но для меня это важно. В вашей книге, в главе о вечном возвращении, вы говорите, что роли Пилата и Иуды будут играться бесконечно. Почему нельзя сделать так, чтобы сознательный человек воплотился в прошлое и как-то повлиял на эти роли? Потому ли это, что закон типов так силен, или же это входило в общий план?
О. Это настолько теоретично, что не может нас интересовать. Мы должны быть ближе к практике. Все эти Иуды и Пилаты очень далеки.
В. В ответе на вопрос о том, почему влияние С не должно растрачиваться, вы сказали, что влияние С сознательно в своем источнике и в своих результатах.
О. Влияние С может быть растрачено, все может быть растрачено, только не должно быть. Влияние С сознательно в источнике, не в результате.
В. Если влияние С воспринято механически, то есть как влияние А или В, оно перестает быть С?
О. Совершенно правильно. Тогда оно потеряно.
В. Имеет ли планетный тип такую власть над людьми № 1, 2 и 3, что они полностью управляются им?
О. Я объяснял много раз. Это так только в сравнительно редких случаях. Большинство людей живут в личности.
В. Можно ли это изменить работой над сущностью?
О. Что значит работа над сущностью? Это ничего не значит.
В. Тип - это планетное влияние и создается им или это некий вид закона, который управляет нами?
О. Можно сказать и так. Но если один Х, а другой Y, то вы все равно не знаете, кто из них кто. Планетное влияние, тип - для нас все это только слова. Они могут быть полезными, чтобы учить нас отделяться.
В. Известны ли и классифицированы ли те 48 законов, под которыми живут люди 1, 2 и 3?
О. Под 48 законами находится Земля, не человек. Человек живет под гораздо большим числом законов и на другой шкале. Он также живет и под этими 48 законами, поскольку он живет на Земле.
В. Почему три силы подчиняются как хорошим, так и плохим условиям?
О. Я не понимаю вашего вопроса. Дайте пример, что вы имеете в виду.
В. Три силы действуют и в плохие времена как сейчас, и в хорошие времена.
О. Что такое хорошие времена? Я думаю, времена всегда одни и те же. Особенной разницы между ними нет. Три силы участвуют во всем, что происходит на всех шкалах и во всех мирах. Вы говорите так, как будто время и обстоятельства что-то отдельное от трех сил. Это одно и то же. Причина вашего непонимания - неверная формулировка.
В. Закон Семи останавливает и завершает их действие, или неким толчком трансформирует в более разреженные или более плотные материи? Как они используются в истинной эволюции внутреннего человека?
О. Здесь много различных вещей. Мы можем наблюдать Закон Семи в жизни, и в исторических событиях - в том, что ничто не приходит к своему конечному результату.
В. Как мы можем использовать Закон Семи?
О. Мы можем использовать что-то только по отношению к нам самим, не к внешним вещам. Мы не можем начинать с определения сил. Мы должны понимать самих себя. Это говорится в одной из первых лекций: человек - это машина. Но машина, которая знает, что она машина - это уже нечто другое.
В. Пытаясь вспоминать себя, я иногда вижу результат, состоящий в изменении реакций. Почему их так трудно изменить? Настолько ли сильна власть типа, что человек всегда возвращается к реакциям своего типа и их обычным каналам?
О. Если вы подсчитаете количество энергии, которое вы тратите на обычные вещи, и как мало на само-воспоминание, вы поймете.
В. Я старалась думать о космосах и на практике нашла это очень полезным как помощь в борьбе против негативных эмоций. Когда я беспокоюсь о чем-то или раздражена, мысль о нашем положении относительно космосов выше и ниже дает негативной эмоции правильную перспективу и она сразу видится очень ничтожной вещью.
О. Можете ли вы рассказать, как это приходит? Это очень интересное наблюдение, но понимаете ли вы, что вы делаете? Вы думаете об этом. Очень важно знать, что вы делаете с самой собой этим думанием о космосах. Вы просто переходите в другой центр, ничего другого. То есть если вы в эмоциональном центре, начните думать о вещах и вы окажетесь в интеллектуальном центре. Это может быть трудно. Ваш гнев и раздражение могут быть настолько сильны, что вы не захотите думать. Но если вы заставите себя думать, вы получите результаты.
В. Остановит ли это форматорное мышление?
О. Форматороное мышление сюда не входит. Форматорное мышление ничего не изменяет.
В. Мне не ясно следующее. Если каждый космос относится к космосу выше или ниже как нуль к бесконечности, как это влияет на единство всего творения? Кажется, что каждый космос заперт в самом себе. Какое отношение он может иметь ко всему остальному творению?
О. Это вопрос шкалы и относительных размеров.
[Читаются вопросы, оставшиеся с прошлой недели. ]
В. Считаете ли вы, что если бы мы получили от системы все, что можно, то мы бы изменились? Где тот критерий, показывающий, что мы не изменились?
О. Можно сказать многое. Если бы вы могли - это очень трудно - вообразить, что бы с вами случилось, если бы вы не были связаны ни с одним видом работы, это было бы ответом на ваш вопрос. Если бы вы могли сравнить себя с теми собой, какими бы вы были. Или вы можете подумать о тех, кто ушел из работы. С ними происходят или не происходят определенные вещи, и вы можете представить себе, что если бы они остались в работе, это было бы по-другому.
В. Разве вы не говорили, что если мы не работаем в этот раз, то мы не встретим школу в следующий раз?
О. Какой именно разговор вы имеете в виду? Любые школы, даже самые элементарные, не находятся под законом возвращения. В сравнении с вещами в жизни они более свободны. Войны, революции - это как уличные фонари, сознательные вещи - как свет проезжающих автомобилей. Когда вы выходите на улицу, вы всегда видите те же самые фонари, но вы вряд ли увидите те же автомобили.
В. Значит ли это, что возможность никогда не повторяется?
О. Та же самая возможность - нет, это было бы поторей времени. Когда люди встречаются с определенными возможностями, они становятся ответственными за энергию, на них потраченную. Если они не используют ее, она никогда не возвращается. Фонари стоят неподвижно, автомобили не стоят, они не для стояния, они для движения.
В. Значит ли это, что в следующий раз это будет выше нашего понимания?
О. Нет, это воображение.
В. Значит ли это, что если возвращения подойдут к концу, то человек перестанет существовать?
О. Такая возможность существует.
В. Правда ли, что если человек не работает, само-воспоминание тоже уходит?
О. Естественно. Это вы можете наблюдать. Все, что вы можете приобрести, требует усилия.
В. Было ли что-то сказано о том, что мы должны двигаться назад - в направлении источника знания? Если мы не работаем, то школа будет не в состоянии двигаться назад к источнику знания?
О. Это на совершенно другой шкале. Это так велико, что неприменимо к жизни отдельного человека.
В. Определено ли количество людей, необходимое для создания школы?
О. Школы различны. Одна может существовать с очень небольшим количеством людей, другая требует больше людей, и так далее. Это варьируется в зависимости от времени, условий, людей. То есть это зависит от обстоятельств. В отношении этой работы у нас был определенный план. Мы были очень близки к его осуществлению. Затем пришла война. Сможем ли мы существовать в этих обстоятельствах, даже если они не ухудшатся? Наша организация была создана по определенному плану. Можем ли мы продолжать существовать без организации?
В. Если человек был в контакте с работой и не работал, находится ли он в худшем положении, чем если бы он не встретил ее вовсе?
О. Смотря что вы подразумеваете под лучше или хуже. Если он получил что-то, то он в лучшем положении. Если он ничего не получил, тогда он в худшем положении.
В. Кажется, что этот вопрос об ограничениях - это на самом деле вопрос о времени. Мы не можем жить вечно.
О. Механический человек возвращается и возвращается. Но если человек начинает пробуждаться, начинается отсчет времени.
В. Я заметила, что с помощью правильного мышления я получаю прилив физической энергии. Как я могу получить прилив эмоциональной энергии?
О. Вы этого не можете. Никто не может. Вы можете усилить сознание и само-воспоминание. Так вы усилите все функции. Вы не можете работать над этим непосредственно. Что есть результат правильного мышления? Вы тратите меньше энергии. Вы находитесь в нужном центре для каждой данной деятельности. Поэтому энергии тратится меньше. Очень хороший пример этого - думание о космосах.
В. Что касается дисциплины: полезна ли та дисциплина, которую устанавливаешь сам себе, или это должна быть школьная дисциплина?
О. Дисциплина - это хорошо, если это дисциплина. Но если это только свое собственное изобретение, то это не даст результата. Самый важный аспект дисциплины - это невыражение негативной эмоции и ненаслаждение негативной эмоцией. Никакие механические задания не могут дать результата, но поймать себя в момент негативной эмоции - это дисциплина. Или не давать себе наслаждаться своей негативностью.
Полезно думать о том, что те же возможности могут не представиться в следующий раз. Вы ожидаете, что вещи будут теми же, но они могут быть другими. Это зависит от других людей. Другие люди могут начать раньше. Например, я начал эти лекции в 1921 году, но в следующий раз я мог бы начать их в 1900. Вы же будете готовы только к 1921... Это только пример для размышления.
В. Очень трудно думать о более ранней подготовке к системе.
О. Вы ничего не можете подготовить, только помнить себя. Вы будете помнить все лучше; все дело в негативных эмоциях. Мы наслаждаемся ими так сильно, что не интересуемся ничем другим. Если вы помните себя сейчас, вы сможете помнить и в следующий раз. Но если вы не помните себя сейчас, вы не сможете и в следующий раз. Но в то же время у разных людей это по-разному.
В. В этом ли причина чувства "я здесь уже была"? Чувства узнавания чего-то, хотя никогда не встречалась с этим раньше.
О. Мне нужны факты. Это может быть просто воображаемая картинка, составленная из различных идей. Если вы на самом деле можете помнить что-то в этом роде, это значит, вы можете вспоминать себя. Если вы не можете вспоминать себя, то это воображение.
В. Может ли быть как-то полезным в этом случае случайное само-воспоминание?
О. Случайное само-воспоминание - это вспышка на одну минуту. На это нельзя полагаться.
В. Есть ли какой-то признак, по которому можно определенно сказать, что мы не были здесь раньше?
О. Никто не может сказать. Прежде всего, я не вступаю в этот разговор. Я знаю только, что я никогда раньше не был этом доме.
В. Тогда и мы не были.
О. Я не знаю. Но вы будете гораздо ближе к истине, если начнете все как в первый раз. Если мы делали что-то раньше, то это было лишь настолько, чтобы сделать возможным то, что мы имеем сейчас. Отношение между различными жизнями - то же, что между днями или годами. Если люди ничего не делают в одной жизни, то больше шансов, что они ничего не будут делать в следующей.
В. Есть события в жизни, как плохие, так и хорошие, которые кажутся совершенно независимыми от нашей воли, а вызываются исключительно внешними обстоятельствами. Скажем, человек попадает в обстановку, которой мог бы избежать, и за этим следуют события, совершенно ничего общего не имеющие с его обычной жизнью. И он совершенно беспомощен перед ними. Он просто должен ждать, пока они пройдут. Эти события связаны, кажется, только друг с другом, а не со всей остальной его жизнью.
О. Я стараюсь понять ваш вопрос. Видите ли, различные типы людей имеют различные жизни. С большинством людей необычные вещи не случаются. Все в их жизни происходит по одной и той же модели. Действительно может быть так, что необычные вещи связаны только друг с другом и вы ничего не можете с ними сделать. Они должны произойти.

 




Популярное


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Случайная новость


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198