Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 16. "ОТЧЕ НАШ"  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Дальнейшие записи Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 16. "ОТЧЕ НАШ"

Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 16. "ОТЧЕ НАШ"

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Глава 16. "ОТЧЕ НАШ"

"ОТЧЕ НАШ". 5 МАРТА 1937

Молитва "Отче наш" состоит из трех частей, но мы не можем назвать это тремя триадами, так как не знаем их отношения друг к другу и не можем видеть сил. Мы можем видеть только, что есть три части. Мы должны знать, как думать об этом, чтобы увидеть смысл. Необходимо изучение. Когда мы будем понимать и сможем найти больше, то увидим все яснее - здесь нет речи об угадывании или намеках. Возьмите каждый пункт в отдельности и посмотрите, какие принципы можно применить. В одних мы можем увидеть смысл, в других нет.
Вначале Отче наш - мы должны оставить это на самый конец, так как это самое трудное.
Да святится имя Твое. Нам нужно подумать об имени Бога. Оно имеет специальное значение во многих религиозных системах - иудаизме, магометанстве и некоторых христианских сектах. Мы можем изучить литературу на эту тему. Например, в Каббале тетраграмматон символизирует четыре элемента. В греческой и латинской версиях слово, использовавшееся для "святится", означает "да станет оно святым".
Да приидет Царствие Твое. Необходимо подумать о "Царствии" - все, что оно может означать. Значения даны в "Новой модели" - и возможны еще многие другие значения. С этим связано очень много вещей. С этим связана идея чуда в системе. Чудо означает проявление законов высшего уровня или мира в низшем мире.
Да будет воля Твоя. Необходимо вспомнить все, что мы знаем о воле Абсолюта - как далеко может достигать воля Абсолюта и почему она не может идти дальше - потому что сама воля создает законы, которые делают невозможным для нее идти дальше.
Каждое слово в этой молитве содержит очень много смысла. Я лишь стараюсь показать вам, как можно ее изучать. Не с помощью угадывания. Например, люди часто спрашивают о самом трудном месте:
Прости нам долги наши. С этим связано много принципов. Прежде всего "прощение" : такие как мы есть, мы прощаем, когда не должны прощать, и не прощаем, когда должны. Все отождествление, сентиментальность... Прощение - это функция высшей эмоции и связано с позитивной эмоцией. Это для нас невозможно.
Должникам нашим. Если бы мы имели позитивные эмоции, мы были бы открыты высшим влияниям, которые смогли бы что-то сделать для нас. Это объяснение для "прости нам долги наши". Это связано с идеей изменения прошлого, что можно понять только в связи с идеей возвращения. Если мы изменяем сегодня, мы изменяем будущее для следующей жизни, и если мы изменяем будущее для следующей жизни, мы изменяем и прошлое.
Если мы сведем эти идеи вместе, мы увидим, насколько невозможны обычные значения, придаваемые "Отче Нашу", и как много необходимо, чтобы уловить хотя бы проблеск реального значения. Его невозможно понять придерживаясь лишь буквального значения слов. Я только стараюсь показать вам несколько принципов: позитивные эмоции, влияния, изменение прошлого, возвращение.
Хлеб. Хлеб - это пища. Необходимо вспомнить все, что мы знаем о пище. Какая пища здесь имеется в виду? Что может быть пищей? Впечатления, влияния... высшие виды... для обычного человека влияния В уже являются этим "надсущным" хлебом: для человека с формированным магнитным центром - это влияния С.
Искушение. Для нас - все, что легко, механично; позволение себе всего: когда мы гневаемся - выражать гнев, когда раздражены - выражать раздражение; удобство "распущенности".
Лукавый. Лукавый объясняется просто. Когда человек сопротивляется искушению, он становится гордым, думает, что он пробужден, а другие спят; насколько он лучше других, и т.д. ...
Прощение. Позитивные эмоции ("Любите врагов ваших"). Результат позитивных эмоций. Если вы прощаете, это открывает вас высшим влияниям. Препятствия высшим влияниям - негативные эмоции.
Если вы будете пытаться любить своих врагов обычными эмоциями, вы наделаете себе еще больше врагов.
Высшие влияния могут изменить прошлое - также в связи с возвращением.
Все эти очень большие идеи выражены в форме молитвы. Когда вы расшифруете саму эту идею молитвы, то молитва сама по себе, то есть мольба, исчезнет.

В. В чем отличие между прощать и быть прощенным?
О. Субъект и объект. Что вы имеете в виду? Мы не можем быть прощены. Мы что-то сделали, и в соответствии с законом причины и следствия получаем определенный результат. Мы должны изменить прошлое путем очень сложного процесса - с помощью высших влияний и позитивных эмоций. Закон причины и следствия начинается в Мире 6. Мы не можем изменить закон, но мы можем освободиться - убежать от закона. Мы можем изменить настоящее, через настоящее - будущее, и через будущее - прошлое. Другого способа нет.
В. "Прости нам долги наши" относится к прошлому?
О. Нет. Это значит, что наши долги не могут быть прощены. Мы должны их оплатить. Этой платой мы изменяем прошлое, но есть разные способы платить.
В. Я могу понять, что "как и мы прощаем должникам нашим" может принадлежать только высшей эмоции.
О. Только если у нас есть позитивные эмоции, не такие как мы есть сейчас. Есть несколько стадий. Это не приходит сразу.
В. Как могут другие быть нашими должниками?
О. Если мы думаем, что они нам что-то должны, то они наши должники.
В. Каковы эти различные способы оплаты наших долгов?
О. Механические или сознательные. Мы платим их в любом случае. Либо тем, что ждем следствий причин и платим этими следствиями, либо тем, что изменяем прошлое и платим другим способом.
В. Мы можем изменить прошлое только возвращаясь сюда снова?
О. Как иначе? Думание не поможет. Мы должны изменять его сейчас. Не только возвращением. Сегодня - это результат некого прошлого. Если мы изменяем сегодня, мы изменяем будущее. Если мы изменяем будущее, мы изменяем прошлое. Будущее через некоторое время становится прошлым.
В. Относительно фразы "Да будет воля твоя"...
О. Свяжите это с идеей чуда, высшего космоса и низшего космоса. Это не о нас.
В. Изменение прошлого - это борьба с обычным ходом вещей?
О. Это только начало. Необходимы позитивные эмоции и высшие влияния. Мы ничего не можем изменить без них.
В. Вы сказали, что ничто не может измениться без позитивных эмоций?
О. Позитивные эмоции не приходят сами по себе. Нет смысла просто сидеть и ждать высших эмоций. Необходимо работать. Я дал вам несколько принципов. Необходимо понять, как мы можем осуществить их.


ПОВТОРЕНИЕ. 23 ЯНВАРЯ 1934

Я уже давно говорю о необходимости воспитания внимания и необходимости помнить себя. И мы не получаем результатов, потому что почти ни один человек не способен удерживать свое внимание там, где он должен его удерживать, и на том, что он должен помнить. Он может удерживать внимание на вещах, на которых он привык удерживать внимание в жизни, но то, что ему показывается, показано, может быть, десять раз, объяснено в работе, ускользает от его внимания, и он забывает, что это его работа.
Это именно то, что было в вопросе (Мисс Д.). Мы не понимаем, как легко вещи, связанные с работой, становятся для нас лишь обычными вещами. Это происходит только потому, что мы теряем внимание, или потому, что внимание исчезает.
За этот период было много вопросов о специальных методах. Существуют ли специальные методы, с помощью которых можно усилить само-воспоминание или усилить внимание?
Было много вопросов, которые были сформулированы подобным образом, или которые имели подобную цель, и я думаю, нам нужно теперь попробовать некоторые упражнения, которые могут помочь, первое, помнить себя, и второе, удерживать внимание, иметь больше контроля над вниманием. Как вы должны уже знать, это почти одно и то же, потому что одно не может быть без другого; в любом случае, само-воспоминание не может существовать без внимания. Моим намерением было говорить об этих упражнениях позже; я думал, что буду говорить о них после опубликования моей книги "Фрагменты". Но так как теперь я не знаю, когда она сможет быть опубликована, и так как нет смысла повторять одни и те же вопросы и возвращаться к одним и тем же вещам, я думаю, что те, кто хотят, могут попробовать некоторые упражнения. Я не думаю, что я смогу объяснить все за один вечер, так что вам нужно будет подумать об этом и мы поговорим об этом снова; вы спросите о подробностях и тогда решите, какое из них вы возьмете и для чего, потому что различные упражнения могут выполняться либо одним, либо другим способом или с одной или другой целью.
Основная идея всего, что вы можете делать на четвертом пути и в такой школе, в которой мы пытаемся работать, это то, что чем сознательнее вы становитесь, тем больше будут результаты вашей работы, так что результат того или иного усилия всегда зависит и управляется сознательностью вашей цели, намерений и желаний.
О первом способе упражнений я говорил уже много раз; я говорил о моих экспериментах с этим и некоторых других формах этих упражнений, связанных с повторением. Эти упражнения существуют в восточной церкви, и в других формах они существуют в буддийских и магометанских школах. Обычно берется некая короткая молитва и затем постоянно повторяется, и это повторение обычно связано с дыханием, слушанием ударов сердца, а также многими другими вещами, но пока этого достаточно. Необходимо помнить, что это вполне определенно связано с дыханием и что я не советую этого. И я думаю, это невозможно, потому что это требует полного уединения, по крайней мере, на очень долгое время. Нельзя делать упражнения, связанные с дыханием, находясь среди других людей или выполняя обычную работу в жизни, нужно иметь несколько часов в день совершенно свободных и без всякого беспокойства извне. Я пробовал эти упражнения задолго до того, как встретил систему, и, вначале, когда я услышал об этой системе, они мне очень помогли понять всю ценность само-воспоминания, и даже в выполнении первых заданий, которые нам давались.
Но это упражнение, то есть повторение короткой молитвы, требует дыхания и поста, иначе оно очень скоро становится слишком легким, оно скользит поверх вещей, не затрагивая их. То есть оно пробуждает внимание только в самом начале. Поэтому я заменил молитву из семи слов, упоминятую в Филокалии, на "Отче наш". Я раньше слышал о том, что "Отче наш" использовалась для этого - для постоянного повторения - в русских монастырях. Это дало интересные результаты в смысле удержания внимания, а также само внимание пробуждалось в гораздо большей степени. Но так случилось, что я был очень занят в то время - я путешествовал и затем вернулся в Россию. Затем я встретил эту систему и снова попробовал эти упражнения. Я варьировал их - я взял "Отче наш" на греческом в школьном произношении, и когда это стало почти автоматическим, я старался проговаривать эту молитву в современном греческом произношении; или я чередовал их, потому что когда школьное произношение становилось автоматическим, было трудно помнить о том, чтобы произносить по-другому. Но таким образом я удерживал внимание; когда внимание исчезало, повторение просто останавливалось, или оно смешивалось с чем-то и шло только так, как я попробовал это упражнение в самый первый раз.
Я пробовал некоторые другие вещи, но я не буду говорить о них здесь, я хочу только сказать, что упражнения такого рода, то есть повторение длинной молитвы, используются во многих школах, и если они используются в связи с определенными идеями о человеческой машине, это может быть связано с очень интересной и важной работой. Прежде всего это может быть связано с изучением частей центров, потому что вы начинаете в интеллектуальной части интеллектуального центра, иначе вы не можете этого делать. Когда вы берете новую вещь, вы должны удерживать внимание, и когда вы удерживаете внимание, вы используете интеллектуальную часть интеллектуального центра. Но если она начинает повторяться само по себе, или даже начинается сама по себе и не требует никакого внимания, то это значит, что она перешла в двигательную часть интеллектуального центра. Затем позже она может перейти в двигательный центр, и затем в инстинктивный центр; и затем, с помощью очень интересных методов, она может перейти в эмоциональный центр. В этом цель этих упражнений, не только для удержания внимания, но для изучения центров и частей центров.
Вы, вероятно, помните, что в одной беседе в "Фрагментах" я пришел к выводу, что все дело было в том, чтобы пробудить эмоциональный центр. До этого у меня было несколько интересных опытов и я пришел к выводу, что можно иметь эти переживания только в очень эмоциональном состоянии, и я спросил Г. о том, существуют ли какие-либо методы для пробуждения эмоционального центра. Что он ответил и что это за методы, я скажу позже. Но правда то, что на определенной стадии работы необходимо добиться более интесивной работы эмоционального центра, и это одна из целей этой умной молитвы - я имею в виду короткой молитвы, постоянно повторяемой с использованием дыхания и поста, потому что без дыхания и поста короткая молитва не дает никакого результата. Умная молитва в сердце описана в короткой книжке "Путь пилигрима", а в более полной форме она описана в Филокалии, но я не знаю ни одного примера в литературе с описанием другого метода, о котором я говорил - повторения длинной молитвы. Я имею в виду повторение длинной молитвы и наблюдение за тем, как она переходит из центра в центр. Я никогда не читал ни одного описания этого, но я слышал эти описания, и другие вещи, о которых я могу говорить по своему собственному опыту. Тем, кто будет стараться попробовать эту вещь, я советую вначале не думать о двигательном центре, эмоциональном центре и инстинктивном центре, но делать это прежде всего с целью удержания внимания, то есть не давать этому соскальзывать в автоматичность, потому что чем дольше вы удерживаете внимание на этом, чем дольше вы делаете это сознательно, тем легче будет затем манипулирвать и управлять этим.
Это можно сделать, например, беря различные произношения, различные языки, или с помощью счета. Допустим, вы берете "Отче наш" на английском. Через некоторое время она начинает идти так легко, что вы не замечаете ее; но это не интересно, поэтому лучше взять ее на каком-то другом языке, не обязательно на каком-то совершенно незнакомом языке, но на таком, который вы немного знаете. Затем в течение некоторого времени не призносите ее без счета - считайте на пальцах или на четках или каким-то другим способом, или просто по памяти, потому что такой счет не может вестись без внимания. В то же время это может быть очень интересным. Если кто-то хочет попробовать, можете позволить этому стать автоматическим, но в этом случае никаких интересных результатов не будет в течение, по крайней мере, двух лет. Может быть, в каких-то очень удачных случаях можно почувствовать результаты; когда это автоматическое повторение будет возбуждать внимание само по себе прикосновением к тем сторонам человека, таким внутренним ассоциациям внутренних октав, какие ничто другое не может затронуть. Идея повторения в такой форме - это создать новую функцию, которая в своем начале сознательна, а затем при переходе в определенный момент из одного центра в другой становится бессознательной, попадая в механические части центров, и снова сознательной в высших частях центров. И эта высшая функция может пройти через все центры и позже может стать средством пройти в высшие центры. Но очень опасно дать войти в это воображению, потому что можно вообразить себе что угодно. Я слышал от людей, которые пытались это делать, что у них были такие великолепные переживания, которые не могли у них быть по крайней мере в течение пяти лет, но они имели их через две недели. Так что необходимо быть в этом очень осторожным.
Я могу дать вам способ точного измерения прогресса в этом. Вы можете сказать, что повторение перешло в двигательный центр только тогда, когда вы можете читать легкую книгу и продолжать повторять вашу молитву. Но не только в течение пяти минут - если вы можете понимать, что читаете, это значит, что повторение прошло первую стадию и идет теперь в двигательном центре. Третья стадия гораздо дальше. Вы приходите к ней, когда можете разговаривать, не останавливая повторения. У разных людей это происходит по-разному. Я имею в виду, что показателем прогресса может служить и способность понимать, о чем идет речь в разговоре, потому что некоторые люди могут следовать за разговором задолго до того, как они могут читать, но чтение и говорение - это вполне определенные стадии. Первая означает, что повторение начало переходить в двигательный центр, вторая - что оно начало переходить в интстинктивный центр. Но это очень далеко - поэтому я не буду слушать никого, кто скажет, что уже может говорить и повторять.

 




Популярное