Успенский П. Д. КОСМОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА. Вторая лекция  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Космология возможной эволюции Успенский П. Д. КОСМОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА. Вторая лекция

Успенский П. Д. КОСМОЛОГИЯ ВОЗМОЖНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА. Вторая лекция

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ

Луч творения. Луч творения и его рост из Абсолютного. — Противоречивость научных взглядов. —Луна — конец Луча творения. — Воля Абсолютного. — Идея чуда. — Наше положение в мире. — Луна питается органической жизнью. — Влияние Луны и освобождение от нее. — Разная "материальность" различных миров. — Мир как мир "вибраций". — Вибрации замедляются пропорционально расстоянию от Абсолютного. — Семь видов материи. — Фрагменты древних учений. — Изучение относительности. — Где находится Земля? — Три силы и космические свойства материи. — Атомы сложных веществ. — Определение вещества в соответствии с проявляющимися через него силами. — "Углерод", "кислород", "азот" и "водород". — Три силы и четыре вещества.

Чтобы понять структуру вселенной, начнем с того, что возьмем вселенную как трехмерный мир. Будем считать ее миром материи и силы в наиболее простом и элементарном смысле этих слов. Вопрос о высших измерениях, новые научные теории о материи и энергии, пространстве и времени, другие категории познания мира, неизвестные современной науке, — все это мы обсудим позднее.

Прежде всего мы должны представить мир, в котором мы живем, в виде диаграммы Луча творения, от Абсолютного до Луны (см. рис. 10).

Рис. 10. Луч творения.

На первый взгляд Луч творения может показаться довольно элементарным планом вселенной. Однако, по мере того, как человек продвигается в его изучении, становится очевидно, что с помощью этого простого плана можно согласовать и объединить большое число всевозможных конфликтующих взглядов на мир: философских, научных и религиозных. Идея Луча творения принадлежит древнему знанию, и многие известные нам наивные геоцентрические системы вселенной — это либо некомпетентное объяснение идеи Луча творения, или же искажение этой идеи из-за буквального и неполного ее понимания. Достойно внимания то, что идея Луча творения и его роста из Абсолютного противоречит некоторым современным взглядам. Возьмем, к примеру, его часть: Солнце, Земля, Луна. Согласно расхожему пониманию, Луна — холодное, мертвое небесное тело, которое когда-то походило на Землю, т. е. имело внутреннее тепло, а в более ранний период было расплавленной массой, вроде Солнца. По этим взглядам, Земля была когда-то такой же, как Солнце, она тоже постепенно остывает и рано или поздно превратится в замерзшую массу, как Луна. Обычно предполагается, что и Солнце остывает и с течением времени станет похожим на Землю и еще позже на Луну. Многие люди думают, что это наука.

Прежде всего, разумеется, нужно понять, что этот взгляд нельзя назвать научным, в строгом смысле этого слова, т. к. в науке, а именно в астрономии или, вернее, в астрофизике, есть множество противоречивых гипотез и теорий, причем ни одна из них не имеет под собой серьезного основания. Но этот взгляд остается наиболее распространенным, он стал взглядом среднего современного человека на мир, в котором мы живем.

Идея Луча творения и его роста из Абсолютного противоречит всеобщим взглядам наших дней.

Согласно этой идее, Луна — это только что рожденная планета, еще не полностью развившаяся. Она постепенно становится теплее и со временем (если развитие Луча творения будет благоприятным) станет подобной Земле и обретет собственный спутник — новую Луну. Новое звено добавится к Лучу творения. Земля тоже не остывает. Она делается теплее и со временем будет напоминать Солнце. Мы наблюдаем сходный процесс, к примеру, в системе Юпитера, который является солнцем для своих спутников.

Подводя итог всему сказанному ранее о Луче творения, идущем от мира 1 до мира 96, следует добавить, что цифры, которыми обозначаются миры, указывают на число сил или порядков законов, управляющих мирами, о которых идет речь. В Абсолютном три силы представляют собой целое и существует только один закон — единая и независимая воля Абсолютного. В следующем мире, где силы разделены — три силы, три порядка законов. В следующем за ним мире их шесть, затем двенадцать и т. д. В нашем мире, т. е. на Земле, действуют сорок восемь порядков законов, которым мы подчинены и которые управляют всей нашей жизнью. Если бы мы жили на Луне, мы бы подчинялись девяносто шести порядкам законов, и, таким образом, наша жизнь, наша деятельность были бы еще механичнее, и у нас не было бы той возможности избежать механичности, которую мы имеем сейчас.

Как уже говорилось, воля Абсолютного проявляется только в мире, созданном им непосредственно внутри себя, т. е. в мире 3; прямая воля Абсолютного уже не достигает мира б и проявляется в нем только в форме механических законов. И далее, в мирах 12, 24, 48 и 96 воля Абсолютного имеет все меньше и меньше возможностей для выражения себя. Это означает, что в мире 3 Абсолютное создает как бы общий план всей остальной вселенной, который дальше развивается механически. Воля Абсолютного не может проявиться в следующих мирах вне этого плана, и, проявляясь согласно плану, принимает форму механических законов. Это значит, что если бы Абсолютное пожелало проявить свою волю, скажем, в нашем мире, вопреки его механическим законам. Абсолютному пришлось бы разрушить все промежуточные миры между собой и нашим миром.

Есть такой школьный анекдот. Один семинарист так и не может понять на последних экзаменах идею всемогущества Божия.

— Ну, приведи мне в пример что-нибудь, что не мог бы сделать Господь, — говорит епископ-экзаменатор.

— Нет ничего проще, ваше преосвященство. Даже сам Господь не может побить двойкой козырного туза.

Что может быть яснее?

В этой глупой истории больше смысла, чем в тысяче богословских трактатов. Правила — суть игры. Нарушение правил повлекло бы за собой уничтожение игры.

 

Для Абсолютного также невозможно вмешиваться в нашу жизнь и вносить другие результаты вместо естественных следствий этих причин, которые мы создали сами или которые за нас создали случайности, как невозможно для него побить двойкой козырного туза. Тургенев где-то писал, что все обычные молитвы могут быть сведены к одной: "Боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре". Это то же, что и козырной туз семинариста.

Идея чуда, понимаемая как нарушение законов той волей, которая создавала их, противоречит не только здравому смыслу' но и самой идее этой воли. Чудом может быть только проявление законов, которые либо неизвестны человеку, либо встречаются крайне редко. Это означает, что чудо есть проявление в каком-либо мире законов более высокого мира.

На Земле мы очень удалены от воли Абсолютного, нас отделяют от нее сорок восемь порядков механических законов. Если бы мы освободились от половины из них, мы бы нашли, что подчиняемся только двадцати четырем порядкам законов, т. е. законам мира планет; и тогда мы приблизились бы на одну ступень к Абсолютному и его воле. Если бы мы освободились от половины оставшихся законов, то оказались бы под управлением законов Солнца (двенадцати) и, следовательно, были бы ближе к Абсолютному еще на одну ступень. Если мы бы освободились от половины оставшихся законов, то попали бы под власть законов мира Звезд (шести) и лишь одна ступень отделяла бы нас от непосредственной воли Абсолютного.

Возможности человека, таким образом, в том, чтобы постепенно освободиться от механических законов.

Можно ли определить эти сорок восемь законов, которым подчиняется человек?

И да, и нет. Исследование сорока восьми порядков законов, которые управляют человеком, не может быть абстрактным, как изучение астрономии, их можно изучать, только наблюдая в себе и освобождаясь от них. Вначале человек должен попросту понять, что он без всякой нужды подчинен тысяче пустяковых, но утомительных законов, созданных для него другими людьми и им самим. Попробовав освободиться от них, он увидит, что не в силах этого сделать. Долгие попытки получить свободу позволят человеку убедиться в своем положении раба. Законы, которым подвластен человек, можно изучать только в борьбе с ними, в попытках от них избавиться. Но необходимо знать очень много, чтобы стать свободным от одного закона и не создать на его месте другого.

Порядки законов и их формы варьируются в зависимости от той позиции, которую мы занимаем по отношению к Лучу творения.

В нашей системе конец Луча творения, можно сказать, растущий конец ветви — Луна. Энергия для роста, т. е. для развития Луны и образования новых побегов, идет на Луну с Земли, где она создается общими действиями Солнца, всех других планет Солнечной системы и самой Земли. Эта энергия накапливается и сохраняется в огромном аккумуляторе, расположенном на земной поверхности. Аккумулятор — это органическая жизнь на Земле. Органическая жизнь на Земле питает Луну. Все живое на Земле — люди, животные, растения — суть пища Луны. Луна — гигантское живое существо, которое питается всем, что живет и растет на Земле. Без органической жизни на Земле Луна не могла бы существовать, как и органическая жизнь — без Луны. И более того, в отношении органической жизни на Земле Луна — это электромагнит громадных размеров. Если бы вдруг прекратилось действие этого электромагнита, то органическая жизнь обратилась бы в ничто.

Есть другой хороший пример, показывающий нам отношение Луны к органической жизни. Луна — это гиря на часах. Органическая жизнь — часовой механизм, который приводится в движение этой гирей. Тяжесть гири, натяжение цепи на шестеренке приводят в движение колеса и стрелки часов. Если гирю убрать, все движение в часовом механизме сразу прекратится. Луна — это колоссальный груз, который висит на органической жизни, приводя ее таким образом в движение. Чем бы мы ни занимались, хорошим или плохим, умным или глупым, все движения колес и стрелок нашего организма зависят от этой гири, постоянно оказывающей давление на нас.

Процесс роста и потепления Луны имеет отношение к жизни и смерти на Земле. В момент свой смерти все живое высвобождает некоторое количество энергии, "одушевлявшей" его, эта энергия, или "души" всех живых существ — растений, животных и людей — притягиваются к Луне как бы огромным электромагнитом и дают ей тепло и жизнь, от которых зависит ее рост, а значит, и рост Луча творения. Ничего не теряется в экономике вселенной, и любая энергия, закончив работу на одном плане, идет на другой.Души, которые уходят на Луну, вероятно, обладая некоторым количеством сознания и памяти, попадают там под власть девяноста шести законов, в условия жизни минералов, другими словами, в такие условия, откуда нет иного спасения, кроме постепенной общей эволюции в течение неизмеримо долгих планетарных циклов. Луна находится на самом краю вселенной; это "тьма внешняя" христианского учения, где "будет плач и скрежет зубов". ( Евангелие от Матфея, 8, 12 )Влияние Луны на все, что живет на нашей планете, проявляется повсеместно, что бы здесь ни случалось. Луна — главная, вернее сказать, ближайшая и непосредственная движущая сила всего, что происходит в органической жизни на Земле. Все движения, действия и проявления людей, животных и растений зависят от Луны и управляются ею. Восприимчивая оболочка органической жизни, покрывающая земной шар, находится в полной зависимости от влияния гигантского электромагнита, который высасывает из нее жизненную силу. Человек, как и любое живое существо, в обыкновенных условиях жизни не в состоянии вырваться из-под власти Луны. Все его движения и, следовательно, его действия управляются Луной. Если он убивает другого человека, это делает Луна; если ради других он убивает себя, жертвуя своей жизнью, это тоже делает Луна. Все пагубные дела, преступления, примеры самопожертвования и героические подвиги, да и поступки повседневной жизни — все они находятся под контролем Луны.

Освобождение, наступающее с ростом психических сил и способностей, — это освобождение от Луны. Механическая часть нашей жизни зависит от Луны и подвержена ее влиянию. Если мы разовьем в себе сознание и волю и им подчиним нашу механическую жизнь и все ее проявления, тогда мы избавимся от власти Луны.

Другая идея, которую необходимо понять, это материальность вселенной, рассматриваемой в виде Луча творения. Все в этой вселенной можно взвесить и измерить. Абсолютное так же материально, так же обладает весом и так же может быть измерено, как Луна или человек. Если Абсолютное — Бог, значит Бога можно взвесить и измерить, разложить на составные части, "вычислить" и выразить в виде некоторой формулы.

Но понятие материальности так же относительно, как и все остальное. Если мы вспомним, как понятие "человек" и все, что относится к нему, т. е. добро, зло, правда, ложь и тому подобное, подразделяются на различные категории, такие, как "человек номер один", "человек номер два" к т. д., мы легко поймем, что понятие "мир" и все, что к нему относится, также разбивается на различные категории. Луч творения устанавливает в мире семь уровней, семь миров, которые содержатся один в другом. Материальность Абсолютного — иного порядка, если сравнивать с материальностью всех миров; последняя — также иного рода, чем материальность всех звезд. Материальность всех звезд — другого порядка, чем материальность Солнца, а материальность Солнца — иного порядка, чем материальность мира планет. Материальность мира планет расходится с материальностью Земли, и последняя также иного порядка в сравнении с материальностью Луны. Эту мысль поначалу трудно усвоить. Люди привыкли думать, будто материя везде одинакова. И вся физика, астрофизика, химия, такие методы, как спектральный анализ, основаны на этом предположении. Да, верно, что материя повсюду одна и та же, но ее материальность различна. Разные степени материальности напрямую зависят от свойств и качества энергии, которая проявляется в данной точке.

Материя, или вещество, обязательно предполагает существование силы или энергии. Это не означает, что дуалистическая концепция вселенной неизбежна. Понятия материи и силы относительны, как и все прочее. В Абсолютном, где все в единстве, материя и сила тоже едины. Однако в этом отношении материя и сила берутся не как действительные законы самого мира, а как двойства или характерные черты наблюдаемого нами мира явлений. чтобы приступить к рассмотрению вселенной, достаточно иметь элементарную идею материи и энергии, подобную той, которую Нам дает непосредственное наблюдение с помощью органов чувств. Постоянное мы принимаем за материальное (или за материю), а изменения в состоянии этого постоянного, или материи, называем проявлением силы (или энергии). Все сходные изменения можно рассматривать как следствие вибраций или волнообразных движений, которые берут свое начало в центре, т. е. в Абсолютном и далее; расходятся во всех направлениях, пересекаясь друг с другом, сталкиваясь и поглощаясь одно другим. Так продолжается до тех пор, пока движения не прекращаются полностью в конце Луча творения.

Рис. 11. Относительные плотности.

С этой точки зрения мир состоит из вибраций и материи либо из материи в состоянии вибрации или вибрирующей материи. Темп вибраций обратно пропорционален плотности материи.

В Абсолютном вибрации наиболее быстры, а материя имеет наименьшую плотность. В следующем мире вибрации медленнее, а материя плотнее; и далее материя становится все более плотной, а вибрации соответствующим образом более медленными.

Можно считать, что материя состоит из "атомов". Атом в этом отношении тоже принимается за итог конечного деления материи; в каждом порядке материи атомы представляют некоторые малые частицы этой материи, неделимые лишь на данном уровне. В действительности, только атомы Абсолютного неделимы; атомы следующего уровня, т. е. мира 3, складываются из трех атомов Абсолютного; или, иначе говоря, они в три раза больше и в три раза тяжелее, а их движения соответствующим образом более медленны. Атом мира 6 состоит из шести атомов Абсолютного, можно сказать, слитых в один атом. Его движения в той же пропорции более медленны. Атом идущего следом мира состоит из двенадцати изначальных частиц, а атомы других миров — из двадцати четырех, сорока восьми, девяносто шести частиц. Атом мира 96 огромен по сравнению с атомом мира 1; движения его соответственно более медленны, а материя, состоящая из подобных атомов, на столько же плотнее. Семь миров Луча творения представляют собой семь порядков материальности. Материальность Луны разнится с материальностью Земли; материальность Земли отличается от материальности мира планет, а материальность мира планет — от материальности Солнца и так далее (см. рис. 11).

Таким образом, вместо представления о единственной материи у нас имеется семь ее родов, но обычное понятие материальности едва охватывает материальность миров 48 и 96. Материя мира 24 весьма разрежена, чтобы она могла бы считаться материей с точки зрения физики и химии; такая материя на практике является гипотетической.

 

Более тонкая материя мира 12 совсем не имеет признаков материальности для обычных методов исследования. Все разряды материи, принадлежащие к различным порядкам вселенной, не отделены друг от друга в виде слоев, а перемешаны или, вернее, взаимно проникают друг в друга. Мы получим представление о таком взаимопроникновении материи различной плотности, если изучим известные нам примеры проникновения одного вида материи в материю другого вида. Кусок дерева может пропитаться водой, а вода, в свою очередь, может быть насыщена газом. Сходное соотношение между различными видами материи наблюдается во всей вселенной: тонкие виды материи проникают в грубые. Материя, которая обладает постижимыми для нас признаками материальности, имеет несколько состоянии, которые соответствуют ее плотности, т. е. бывает твердой, жидкой или газообразной. Дальнейшие градации материи — это лучистая энергия, т. е. электричество, свет и т. п., "психо-физические излучения", "животный магнетизм" и так далее. На любом плане, т. е. на каждом уровне материальности, можно найти сходные соотношения и подразделения разных состоянии данной материи; однако, как уже было сказано, материя высшего плана для низших планов вообще не является материальной. Вся материя мира. который окружает нас, пища, которую мы употребляем, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, камни, из которых построены наши дома, наши собственные тела — все это пронизано всеми существующими во вселенной видами материи. Не обязательно изучать или исследовать Солнце, чтобы обнаружить материю солнечного мира: эта материя находится в нас самих как результат деления наших атомов.

Также мы имеем в себе материю всех других миров. Человек — это миниатюрная вселенная к полном смысле слова: в нем присутствуют все виды материи, из которых состоит и вселенная; в нем работают те же законы и силы, что управляют жизнью вселенной; следовательно, изучая человека, мы можем изучать весь мир, а исследуя мир, можем изучать человека.

И все же провести полную параллель между человеком и миром можно, только взяв человека в полном смысле слова, т. е. человека, V которого развиты все врожденные силы. Человека неразвитого. не завершившего своей эволюции, нельзя рассматривать как картину или план вселенной: это — образ незаконченного мира.

Из фрагментов древних учений собрано много теорий, которые в последнее время распространены в массах. Некоторые такие теории довольно-таки широко описывают всевозможные уровни и планы вселенной, а также разные тела человека, состоящие из веществ высших планов. Многое в тех учениях и теориях, что относится к тонким телам человека, стоит недалеко от истины; в то же время следует внести в это существенные поправки. Необходимо ввести понятие относительности.

Уже отмечалось, что изучение себя должно идти совместно с изучением основных законов вселенной. Эти законы одни и те же везде, на всех планах. Но, проявляясь в разных мирах, т. е. в разных условиях, одни и те же законы производят неодинаковые явления. Исследование отношения законов к планам, на которых они проявляются, подводит нас к изучению относительности.

Понятие относительности занимает в этом учении крайне важное положение, и мы еще будем возвращаться к нему впоследствии. Прежде всего нужно уразуметь относительность каждой вещи и любого проявления в зависимости от мести, которое они занимают в космическом порядке. Мы живем на Земле и всецело зависим от тех законов, которые действуют на Земле.

 

В масштабах космоса Земля — очень плохое место, наподобие отдаленных мест на севере Сибири: она далека от чего бы то ни было, здесь — холодно, жизнь очень тяжела. Все. что приходит само собой или приобретается играючи в другом месте, здесь достигается тяжелым трудом; за все приходится бороться.

Основной закон — это Закон Трех. Следует научиться находить проявления этого закона во всем. что мы делаем, и во всем, что изучаем. Применение его в любой области сразу открывает много нового, чего мы раньше не видели. Возьмите, к примеру, химию. Обычная наука не знает Закона Трех и изучает материю, не принимая во внимание ее космических свойств. Но помимо обычной химии существует иная, специальная химия, или, если угодно, алхимия, которая также изучает материю, но уже принимая в расчет ее космические свойства. Как говорилось ранее, космические свойства каждого вещества определяются, во-первых, его положением, во-вторых, силой, которая в данный момент действует через него. В одном и том же месте природа вещества может подвергаться значительным изменениям в зависимости от силы, которая проявляется через него. Каждое вещество может предстать проводником любой из трех сил и в соответствии с этим быть активным, пассивным, нейтрализующим. И оно может быть иным — ни первым, ни вторым и ни третьим, если через него в данный момент никакая сила не проявляется или если оно берется безотносительно к проявлению сил.

Таким образом, каждое вещество предстает как бы в четырех различных выражениях или состояниях. Здесь нужно отметить. что, говоря о материи, мы не говорим о химических элементах. Специальная химия, о которой я говорю, рассматривает как элемент каждое вещество, имеющее отдельную функцию, пусть даже наиболее сложную.

Только так можно изучать космические свойства материи, поскольку все сложные соединения имеют свою космическую цель и смысл. С этой точки зрения атом данного вещества есть мельчайшее количество последнего, которое сохраняет все его химические, физические и космические свойства. Следовательно, размеры "атомов" различных веществ не одинаковы; в некоторых случаях атом может быть частицей, которую можно увидеть даже невооруженным глазом.

Четыре выражения или состояния каждого вещества носят определенные названия.Когда вещества выступает проводником первой, активной силы, оно называется углеродом и, как углерод в химии, обозначается буквой С.

Если это проводник второй, пассивной силы, оно носит название кислород и, подобно кислороду в химии, обозначается буквой О.

Если же вещество является проводником третьей, нейтрализующей силы, оно называется азотом и так же, как азот в химии, обозначается буквой N.

Когда вещество берется безотносительно к проявляющейся через него силе, оно называется водородом. Подобно водороду в химии, оно обозначается буквой Н.

Активная, пассивная и нейтрализующая силы обозначаются цифрами 1, 2 и 3. а вещества — буквами С, О, N и Н или иногда цифрами 1, 2, 3 и 4.

Но важно помнить и сознавать, что эти последние цифры не обязательно совпадают с цифрами, обозначающими силы.

Как активная сила, так и вещество, через которое она работает. т. е. углерод, обозначается цифрой I. Пассивная сила обозначается цифрой 2, но вещество, через которое она работает, т. е. кислород, обозначается цифрой 3, т. к. из трех веществ это — наиболее плотное. Нейтрализующая сила обозначается цифрой 3, но вещество, через которое эта сила работает, т. е. азот, обозначается цифрой 2, потому что его плотность стоит между плотностью углерода (1) и кислорода (3).

В древней алхимии вещества С, О, N и Н назывались соответственно "огонь", "вода", "воздух" и "земля".

 




Популярное