Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть IV. Женское доминирование. Глава 1. Внутреннее учитывание и женское доминирование  

Home Библиотека online Хейвен Джирард. Заметки Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть IV. Женское доминирование. Глава 1. Внутреннее учитывание и женское доминирование

Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть IV. Женское доминирование. Глава 1. Внутреннее учитывание и женское доминирование

Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
 Часть IV.  Женское доминирование

Глава 1. Внутреннее учитывание и женское доминирование
 
Август 1984

Написано в ответ на вопрос о взаимосвязи внутреннего учитывания и женского доминирования. Спрашивающий представлял женское доминирование в основном как внешнее влияние, которое контролирует жизнь человека и создается другими людьми, в особенности его семьей, тогда как внутреннее учитывание он прежде всего рассматривал как страх спровоцировать у других негативное мнение о себе. Чтобы сфокусировать вопрос, он описал ситуацию, в которой чувствовал себя обязанным что-нибудь купить после того, как в магазине ему показали много разных товаров, и спросил, было ли это внутренним учитыванием или женским доминированием.

В работе есть множество секретов, но они — секреты не потому, что скрыты, а потому, что, хотя они и очевидны, но интеллектуальный центр не способен понять их сам по себе. Их нужно понимать в рабочем смысле этого слова: в сочетании знания и бытия. Один из таких секретов — оборачивать все и рассматривать по отношению к себе. Например, мы часто удовлетворяемся наблюдениями за другими людьми, но не используем это как возможность пронаблюдать самих себя, задавая, например, вопрос, почему именно данное проявление привлекло мое внимание, а не сотни других.
Неспособность наблюдать себя особенно очевидна, когда это касается темы женского доминирования. Обычно женское доминирование выглядит как нечто такое, что люди делают в отношении друг друга, в частности, как то, что другие люди — семья, друзья, коллеги — делают по отношению ко мне. Таким образом, нам не удается увидеть, что это нечто внутреннее, нечто, что я делаю по отношению к себе.
В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда женщина, столкнувшись с технической проблемой, ведет себя беспомощно, чтобы привлечь на помощь мужчину. В этом случае, по крайней мере, если она не является человеком номер пять и не способна действовать сознательно, она не использует женское доминирование, а сама находится под его влиянием. Ее программирование заставляет ее действовать таким образом. Попытка вести себя как-нибудь иначе вызвала бы огромное внутреннее учитывание — это было бы не подходящим или не соответствующим поведению женщины, она не знает, как и т.п. Он, конечно, тоже находится под женским доминированием, его программирование заставляет его помогать, так же как и ее программирование заставляет ее быть беспомощной. Ни у кого из них нет выбора. Какая-то «мистическая сила» вынуждает обоих вести себя очень точно предсказуемым образом.
Эта мистическая сила, которая почти непреодолимо принуждает нас отвечать определенным образом на стимулы, и есть женское доминирование. Учитель сказал, что это сила, которая удерживает планеты на своих орбитах, и наблюдение показывает, что нечто удерживает людей на их предсказуемых орбитах столь же надежно. Это нечто находится внутри каждого человека, чувство, что мы должны действовать определенным образом и что иное немыслимо. В результате если кто-нибудь пробует что-то, противоречащее программированию женского доминирования, или, даже просто думает об этом, он обычно возвращается обратно под шквалом внутреннего учитывания. Но рассматривать внутреннее учитывание лишь в связи с женским доминированием, означало бы пожертвовать многими возможностями этой идеи в освещении человеческой механики.
Согласно П.Д.Успенскому, внутреннее учитывание — это отождествление с людьми. Когда происходит отождествление, человек воспринимает предмет своего отождествления как важный для ощущения того, кем он является, т.е. для его чувства себя. В результате этот предмет выглядит частью того, что находится внутри человека, и составляет с ним единое целое, вместо того, чтобы оставаться самостоятельной частью внешнего мира. Когда мы отождествляемся с людьми, они, или по крайней мере, их мнения и реакции, фактически становятся частью нашего внутреннего мира, и мы рассматриваем или учитываем их с позиции своего внутреннего мира. Поэтому, такой вид отождествления называется внутренним рассмотрением или внутренним учитыванием.
Когда человек рассматривает свои взаимоотношения с другими людьми, воспринимая их как часть своего внутреннего мира, он естественно относится к этим людям иначе, чем относился бы в случае, если бы осознавал, что они являются отдельными от него субъектами внешнего мира. В частности человек имеет ожидания относительно других людей подобно тому, как у него есть ожидания относительно частей своего тела. Другими словами, он внутренне учитывает лишь тех людей, от которых желает что-то получить, порою что-то неуловимое, например внимание, уважение или дружбу. Проблема, как этого лучше достичь, отнимает у человека много времени и энергии, а в крайних, но, к сожалению, не редких случаях, ведет к любопытному, а иногда ужасающему состоянию полного паралича, возникающего в результате внутреннего учитывания.
Хотя существует много возможностей описать разницу между внутренним учитыванием и женским доминированием, по большей части они настолько же запутывают ситуацию, насколько ее проясняют. Вероятно, лучше всего относиться к этим идеям как к двум разным точкам зрения на природу человеческой машины, и на этом остановиться. Нередко в одной ситуации можно увидеть обе эти концепции, а если посмотреть внимательнее, то можно также увидеть проявления типа тела, центра тяжести, алхимии, черт и т.д. Конечно, было бы правильнее сказать, что мы изучаем себя с различных сторон или точек зрения, чем говорить, что сейчас мы проявляем одно, а потом другое. Постепенно, по мере того, как эти идеи приобретают содержание в результате наблюдений и проверок, все точки зрения сливаются в единое понимание машины, которое в целом представляет больше, нежели сумму частей.
В этом, вероятно, заключается еще один «секрет» работы: в реальности не происходит так, что сначала проявляется одна часть машины, а затем — другая. Все происходит вместе и одновременно. Но поскольку это превосходит возможности наших интеллектуальных центров, Система позволяет разделить картину на меньшие части, каждая из которых служит лишь одной стороной целого.
Какую точку зрения выбрать в конкретной ситуации — зависит от цели. Часто в качестве своей цели мы принимаем знание машины, но знание само по себе не приносит результата. Чтобы сделать его практическим, необходимо его использовать, что в данном случае означает, что мы должны работать, чтобы уменьшить женское доминирование и внутреннее учитывание.
Часто первая реакция — постараться не делать те вещи, которые мы обычно делаем из внутреннего учитывания или женского доминирования. Хотя это может быть полезным для изучения и экспериментов, это не очень хорошая линия поведения, на которой можно строить свою жизнь. Прежде всего, даже если человек не реагирует обычным запрограммированным способом, его поведение все же определяется женским доминированием, просто под влиянием некоторой другой части своей личности он чувствует себя вынужденным делать противоположное. Кроме того, обычно мы ведем себя таким образом, который вполне соответствует нашим целям, и поэтому нам нужно менять свое поведение лишь тогда, когда мы хотим изменить свои обстоятельства, например, найти лучшую работу или встречаться с другим сортом людей.
В работе над внутренним учитыванием и женским доминированием цель состоит не в том, чтобы поменять свое поведение, а в том, чтобы изменить к нему свое отношение. Это предполагает замену механических действий намеренными, вместо того, чтобы делать что-то под влиянием чувства, что он «должен», человек действует потому, что, понимая соответствующие причины, он этого желает.
Чтобы произвести такое изменение, человек должен, прежде всего, ослабить хватку женского доминирования и внутреннего учитывания. Очень полезным бывает, например, логическое мышление, когда вы спрашиваете себя, что может произойти в самом худшем случае, если… Обычно самое худшее не является очень страшным, и более того, подумав об этом, можно увидеть, что во всяком случае даже это маловероятно. Чтобы это проверить, можно провести эксперименты, и намеренно попадать в ситуации, которые, будучи относительно безвредными для нас самих и окружающих, идут против вашего программирования и вызывают внутреннее учитывание.
В то же самое время, человек должен начинать брать на себя ответственность за свои действия, размышлять, как бы он хотел действовать и затем пытаться намеренно так действовать. Все великие учителя человечества предлагали правила, в которых отдавалось должное заботливому вниманию к окружающим, в том числе в нашей собственной Системе — это идея о внешнем учитывании. Это означает принятие позиции внешней по отношению к себе и рассмотрение своих отношений с другими людьми так, как если бы это были отношения двух посторонних людей.
Если эти две линии — уменьшение женского доминирования и внутреннего учитывания и увеличение намеренности и ответственности — не идут рука об руку, то человек может оказаться в ситуации, когда он свободен от механических ограничений женского доминирования и внутреннего учитывания, но у него нет ничего, чем можно было бы это заменить. В таком случае, он совершенно перестает думать о других, или можно сказать, что он перестает учитывать вообще. Такое иногда происходит в работе, и мы должны учиться прощать за это себя и других.
Существует, однако, еще более высокая цель. Мы не работаем над собой с целью усовершенствовать машину, мы работаем над собой, чтобы использовать это как средство для пробуждения. Помнить об этом — означает понимать еще один секрет: нет необходимости в том, чтобы искоренять внутреннее учитывание и женское доминирование, необходимо лишь отделяться от них. Возможно, эти проявления навсегда останутся частью наших механических реакций на стимулы жизни, но с разделенным вниманием человек может одновременно осознавать это, присутствовать к окружающему миру и осознавать себя. Третье состояние не замещает второе, оно к нему добавляется, и самовоспоминание не замещает механических реакций на стимулы жизни, оно замещает отождествление с этими реакциями. Мир и механика остаются, но человек не так ими затронут.
Последний же «секрет» состоит в том, что в конце концов человек трансформирует свою жизнь не столько через борьбу с целью ее изменения, сколько через ее мирное принятие. Со всеми ее страданиями и механичностью, это все-таки единственная жизнь, какая нам дана, и мы можем быть благодарными за это. И конечно, по мере того, как увеличиваются присутствие и отделение, беспокойства и заботы отдаляются от человека все больше и больше, и он наполняется радостью, удивлением и благодарностью.
 
 




Популярное