Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VI. Сущность и Личность. Глава 5. Алхимия, домохозяин и бродяга  

Home Библиотека online Хейвен Джирард. Заметки Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VI. Сущность и Личность. Глава 5. Алхимия, домохозяин и бродяга

Warning: strtotime(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 56

Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VI. Сущность и Личность. Глава 5. Алхимия, домохозяин и бродяга

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Часть VI. Сущность и Личность

Глава 5. Алхимия, домохозяин и бродяга



Февраль 1989

Написано в качестве ответа на вопрос о соотношении между алхимией и домохозяином. Спрашивающий заметил, что люди с серебряной алхимией чаще оказываются лучшими домохозяевами, чем люди с золотой алхимией, особенно в практическом смысле покупки более долговечных вещей, умения о них заботиться и дольше сохранять. С другой стороны, людей с золотой алхимией, кажется, больше волнует внешний вид, и если он остается прекрасным, они допускают, к примеру, небольшие дырки в одежде, отсутствие пуговиц или грязь в подсобных помещениях. Вопрос был в том, как понять это явное противоречие.

Форматорное мышление может сводить на нет верные наблюдения, предполагая, что для каждого случая существует одно единственное объяснение, например, если что-то можно объяснить как проявление главной черты, то это уже не может быть, скажем, проявлением типа тела. Однако мой собственный опыт показывает, что действия человека оказываются результатом всей совокупности его механики, и используемые нами для изучения себя инструменты (знание о чертах, типах, алхимии и т.д.) — в действительности не изолированные и отделенные друг от друга идеи, но лишь различные точки зрения на одну и ту же машину. В результате, одинаковые внешние проявления машин могут оказываться результатом совершенно разных комбинаций их параметров, а каждая отдельная характеристика может внешне выражаться по-разному. Например, затруднения при осуществлении выбора могут быть проявлением черты несуществование (обычно характеризуемой небольшим количеством предпочтений в сочетании с заниженной оценкой тех приоритетов, которые у человека действительно имеются) или же проявлением доминирования (предполагающего контроль над своими собственными желаниями с целью не допустить “ошибки”). Однако сдержанный самоконтроль — лишь один из возможных вариантов проявления доминирования. В сочетании с сильно выраженной чертой властности, оно будет активно навязывать свой выбор другим (конечно же, в полной уверенности, что он объективно лучше).
Из сказанного следует несколько важных для самонаблюдения выводов. Во-первых, недостаточно просто наблюдать, чтó мы делаем, необходимо также замечать, почему мы это делаем. Во-вторых, мы не можем что-либо проверить на основе лишь одного-двух наблюдений, нам нужно находить модели поведения на основе многих наблюдений.
На мой взгляд, наилучший для этого метод — выбирать одну определенную точку зрения, например, рассматривать чeрты, и изучать все исключительно с этой стороны, затем принимать другую точку зрения, скажем, наблюдать типы, и изучать только эту сторону, каждый раз откладывая любые объяснения, относящиеся к описанию других характеристик. В результате, процесс самонаблюдения становится подобным спирали. Сначала приобретается понимание одной характеристики машины, затем на его основе — другой, затем на основе этих двух — третьей и т.д. В итоге это может вести к переоценке первоначального понимания. Таким образом приходит не только понимание самих этих характеристик, но и того, как они соотносятся друг с другом, и это позволяет их увидеть не как противоречивые концепции, а просто как различные подходы к одним и тем же проявлениям. Значение такого метода я осознал много лет назад после разговора с одной женщиной о ее типе тела. Я потратил полчаса только ради того, чтобы любое мое наблюдение она опровергла чем-нибудь еще; когда я фотографировал в ней Марсианский тип, она отвечала “Да, но ... ” и объясняла это как свою черту или родительское программирование и т.д.
Все это напрямую относится к наблюдениям об алхимии и домохозяине, появившимся в последнем выпуске Форума, так как любое отдельное наблюдение в этой сфере обычно можно объяснить с помощью одной, другой или обеих идей, поскольку и домохозяин, и алхимия проявляются по-разному в зависимости от других параметров машины. Поэтому, чтобы использовать эти понятия в качестве инструментов для самонаблюдения, сначала необходимо выяснить, какой подход и какую точку зрения представляет каждое из них. И лишь затем, понимая эти характеристики по отдельности, можно рассмотреть, как они проявляются вместе.
Одна из возможностей различать эти идеи — считать, что алхимия относится к утонченности впечатлений, а домохозяин — к ценностям. Проблема в том, что не так-то просто, если вообще возможно, раскрыть значение этих слов человеку, который недостаточно чувствителен к впечатлениям (т.е. имеет относительно низкую алхимию) или/и не знает, что или как ценить (т.е. имеет черту «бродяги»).
Вероятно, будет проще начать с алхимии. В рассматриваемом контексте, алхимия является параметром сущности, и характеризует чувствительность машины к уровням утонченности. Говоря в целом, человек способен оценивать утонченность до степени своей алхимии, но не выше. Имея серебряную алхимию, он будет осознавать, что некоторые вещи создают более тонкие впечатления по сравнению с уровнем медной или свинцовой алхимии, но он не будет ценить дальнейшие уровни, придающие чему-либо алхимию золотую. В результате, усилия, совершаемые ради этой дополнительной степени утонченности, будут казаться ему ненужными, непрактичными и выглядеть глупой потерей времени.
Подобные осуждающие “я” предоставляют одну из наилучших возможностей для наблюдения своей алхимии. Человек с более низкой алхимией не может понять, почему человек с более высокой совершает определенные усилия, и потому осуждает их как чрезмерные, непрактичные, напрасные и т.д., в то время как второй не может понять, почему первый таких усилий делать не в состоянии и осуждает его как ленивого, грубого или неряшливого. Если вы знаете алхимию человека, которого осуждаете (а в Школе вы можете его об этом просто спросить), то не потребуется многих наблюдений, чтобы получить достаточно полную картину и своей собственной алхимии.
Тем не менее, алхимия, если она вообще получает развитие, подобно любой другой характеристике сущности, может проявляться в личности по-разному. Например, если человек с золотой алхимией рождается в условиях жизни с алхимией медной или свинцовой, то весьма вероятно, что его способность чувствовать уровни утонченности будет оставаться в потенциальном состоянии. Однако когда такие люди вступают в Содружество, они способны быстро усвоить идею алхимии и за относительно короткое время измениться в личности. С другой стороны, студенты с медной алхимией часто бывают несколько озадачены этой идеей и рассматривают ее не как универсальный инструмент эволюции, а как набор упражнений или правил для определенных ситуаций — и в таком случае это может легко опуститься до уровня женского доминирования.
Для меня наилучшим средством против осуждений, связанных с алхимией, а также тенденции воспринимать ее как форму женского доминирования, служит понимание того, что люди с разной алхимией осознают в буквальном смысле разные вещи, и потому как машины, работающие по принципу стимул-ответ, они неизбежно ведут себя по-разному. Тогда вопросы о правильном и неправильном, о должном и не должном, имеют в отношении алхимии не больше смысла, чем в случае, когда, например, капающий кран раздражает человека с тонким слухом и не беспокоит глухого — первый идет его закрыть, а второй не реагирует. Более высокая алхимия означает просто осведомленность или чувствительность к тому, чего не осознает более низкая алхимия. Выражая это несколько иначе, определенная степень утонченности впечатлений для человека с высокой алхимией важнее, и потому он совершает усилия, которых не делают люди с алхимией более низкой. Следовательно, дело не в том, что люди с медной алхимией предпочитают более низкие впечатления, скорее они не чувствуют такой разницы между, скажем, живыми и искусственными цветами, какую чувствует человек с золотой алхимией — просто все это кажется для них не столь важным. В конце концов, пластмассовые цветы гораздо практичнее.
Это, кстати, наглядно показывает, что в контексте алхимии представление о практичности — относительно, и является лишь еще одной разновидностью осуждения, используемого каждым типом алхимии, чтобы оправдывать себя. Тот же человек с серебряной алхимией, который находит непрактичными людей с алхимией золотой, никогда бы не подумал использовать пластмассовые цветы на основании их большей практичности!
Давайте теперь обратимся к другой стороне вопроса, к теме домохозяина. В соответствии с одним из определений, хороший домохозяин — это тот, кто знает что ценить; бродяга не знает, что ценить, или, выражая это несколько иначе, как ценить, а лунатик ценит неправильно. Это теоретическое определение. На практике мы должны рассмотреть, как ценности человека влияют на его действия. В голову приходят два аспекта: совершение усилий и осуществление выбора. Таким образом, в качестве практического определения мы можем сказать, что хороший домохозяин понимает необходимость усилия и выбирает правильные вещи, ради которых их стоит делать, лунатик совершает неправильные усилия или же усилия ради неправильных вещей (т.е. его усилия не соответствуют его цели или/и сама его цель ошибочна), и наконец, бродяга избегает либо усилия, либо выбора, и обычно следует самому легкому пути, совершая лишь те усилия, которые необходимы, чтобы избежать больших. Короче говоря, хороший домохозяин знает, какие усилия делать — он обладает относительностью и способен определить, что важно в конкретной ситуации, лунатику не хватает относительности, и он часто занимается незначительными делами за счет более важных или же тратит на них больше энергии, чем они того заслуживают, тогда как бродяга вообще не обладает способностью совершать последовательные усилия.
Но что отличает “правильные” усилия от “неправильных”? Согласно П.Д.Успенскому, на этот вопрос можно ответить с точки зрения того, что является более сознательным или более механичным. Эзотерически это можно рассматривать в терминах А, В и С Влияний, и в таком случае хороший домохозяин — тот, кто способен различать эти влияния и понимать их относительную ценность. Но тот же принцип применим и в рамках Влияний А. Так, хороший домохозяин ценит близких людей — друзей, мужа или жену, родителей или детей — выше, чем, скажем, знакомых по работе, поскольку первый тип отношений происходит из более высокого места в Луче Творения. Аналогично, он ценит Школу выше семьи, семью выше материальных ценностей, здоровую интеллектуальную и эмоциональную жизнь выше здорового инстинктивного центра. Это не значит, что он отвергает низшее, скорее он придает большее значение высшему и на этом основании устанавливает свое отношение к низшему. Например, он совершает усилия, чтобы поддерживать здоровое тело до той степени, какая необходима для здоровой интеллектуальной и эмоциональной жизни, он приобретает материальные ценности, пока это прибавляет к общему благосостоянию его семьи и не отнимает неоправданно большую часть его времени и энергии. Короче говоря, он понимает, ради чего стоит делать усилия, когда их делать и когда остановиться.
Интересно сопоставить это с современной городской жизнью, где мы видим множество примеров, когда людям не хватает относительности именно в этом смысле, и они становятся одержимы здоровьем или материальными приобретениями (или наоборот их игнорируют), обращая это для себя в абсолютный вред. Хороший домохозяин возможно и не сумеет доказать, что его подход лучше, во всяком случае, он вряд ли стал бы тратить на это свою энергию, он просто занимается своим делом и до необходимой степени заботиться о том, что выпадает на его долю.
Теперь должно быть понятно, что с описанной точки зрения, способность воспринимать утонченность отличается от умения ценить и совершать ради этого усилия. В частности, человек с золотой алхимией и главной чертой бродяги может видеть различия в утонченности впечатлений, но не способен их ценить (т.е. делать ради этого усилия), тогда как человек с медной алхимией просто не может видеть разницы. Как правило, эти случаи можно различать на основании того, что хороший домохозяин будет прилагать усилия в тех областях, к которым его машина чувствительна, бродяга же следует принципу минимального усилия во всем. Таким образом, хороший домохозяин заботится о своем имуществе до той степени, до какой это представляется ценным его алхимии, тогда как бродяга, избегая усилия, принимает уровень более низкий, чем его алхимия могла бы потребовать.
В качестве примера давайте рассмотрим, как люди заботятся о своей одежде. Как уже было сказано, хороший домохозяин ценит свое время и энергию, и потому будет совершать усилия лишь до тех пор, пока будет чувствовать, что получает результат, оправдывающий эти усилия. При некотором уровне алхимии достаточно просто иметь чистую одежду. Однако тот, кто немного более чувствителен к своему внешнему виду, может предпочесть не мнущуюся одежду, а с дальнейшим повышением алхимии, он будет делать всегда больше усилий, чтобы уменьшить любые остающиеся складки. Наконец, он может пожелать гладить свою одежду во всех случаях, поскольку такое усилие даже совсем не мнущуюся ткань делает еще более изящной.
Те же принципы применимы к выбору одежды и к вопросу о том, когда человек чувствует необходимость ее постирать или выгладить. Насколько она должна запачкаться или измяться, чтобы человек почувствовал это в достаточной степени и больше не захотел ее носить? За какое качество материала, выделки и покроя человек готов заплатить? И плата в данном случае — не обязательно вопрос денег. Даже в магазине дешевых товаров имеются различия между предлагаемыми вещами. Человек с золотой алхимией увидит эти различия, не интеллектуально, а эмоционально, и выберет соответственно.
Именно в области платы легче всего увидеть проявления бродяги, ибо эта черта уменьшает способность платить. Во всех приведенных примерах она будет довольствоваться несколько меньшим, принимая компромисс в стандартах, чтобы уменьшить усилие, — а тонкие впечатления всегда требуют усилий.
Когда необходимо починить какую-либо одежду, человек со свинцовой алхимией будет удовлетворен, если она сможет отвечать своему назначению, тогда как в случае медной алхимии он пожелает ее починить, даже если с чисто функциональной точки зрения в этом не будет необходимости. Для серебряной алхимии качество ремонта также становится фактором, и такие люди захотят привести вещь в состояние по возможности близкое к первоначальному. Но для золотой алхимии сама идея “сделать как новое” выглядит противоречием. Побывавшее в ремонте, уже вследствие одного этого факта, не столь совершенно. И потому ремонт, вне зависимости от его качества, менее приемлем для золотой алхимии по сравнению с серебряной. Прибавьте к этому дискомфорту, связанному с ремонтом, небольшую долю бродяги (а бродяга — это, в конце концов, черта современной эпохи, даже если и не главная черта конкретного человека), и вы вероятно не удивитесь, обнаружив человека с золотой алхимией, для которого носить красивый свитер с небольшой дыркой — более приемлемый компромисс, чем совершить необходимое усилие и согласиться на починку.
Тем не менее, мы удивляемся, увидев дырку в чужом свитере, и в соответствии с этим друг друга судим. Однако, в действительности подобное удивление является фотографией нашей собственной неспособности признать, что машины различны, что они чувствительны к различным стимулам и отвечают на них на основе разных ценностей. Так, наблюдение, что люди с золотой алхимией выбирают недолговечную одежду, просто показывает, что они придают меньшее значение долговечности и большее — утонченности впечатления по сравнению с людьми серебряной алхимии. Но на их взгляд это вовсе не означает непрактичность, ибо для них утонченность совершенно так же важна и необходима, как и долговечность.
Тот факт, что машины с различной алхимией буквально воспринимают мир по-разному, также означает, что они склонны вкладывать свое время и энергию в разные сферы деятельности. Я слышал о том, что нередко люди с серебряной алхимией умеют больше делать своими руками, чем люди с алхимией золотой. Если сказанное верно, то скорее всего оно отражает не реальные отличия в сущности, а различные способы развития талантов в личности. Люди с золотой алхимией склонны во всем стремиться к совершенству, и им может не хватать терпения овладеть навыком или умением до такой степени, чтобы соответствовать своим стандартам: им кажется более разумным (так сказать, более “практичным”), чтобы этим занимался кто-то другой, чем мириться со своими собственными невысокими результатами во время учебы. Более того, поскольку они тратят так много времени, совершенствуя один вид мастерства, у них, возможно, остается мало времени на изучение остальных. Наконец, и вероятно это самое главное, они могут применять способности своего двигательного центра в тех направлениях, которыми люди с другой алхимией заниматься бы не стали. Например, человек с золотой алхимией может учиться создавать или оформлять впечатления вместо того, чтобы чинить свою одежду.
И все же я подозреваю, что наибольшая путаница в этих вопросах происходит между алхимией и чертой бродяги. Если кто-то с золотой алхимией выглядит заинтересованным лишь внешней стороной вещей, я бы сказал, что это — черта бродяги, что человек живет по принципу минимального усилия в моменте. Его алхимия стремится к утонченности, его черта не позволяет ему видеть ценность ее развития за пределами внешней стороны. То же самое относится к людям с золотой алхимией, которые не заботятся о купленных ими прекрасных вещах, или покупают вещи, о которых они заботиться не в состоянии. Их стремление к прекрасному представляет алхимию, их неспособность трансформировать его в усилие — черту бродяги.
Можно было бы привести гораздо больше примеров, но мое намерение не в том, чтобы выписывать здесь проверочный список для определения алхимии или уровня домохозяина. Скорее, я надеялся поделиться некоторыми мыслями, которые помогли мне рассматривать эти понятия отдельно, и указать, как их можно использовать вместе, чтобы пролить свет на затронутые в вопросе наблюдения. Ведь, в конце концов, цель этих идей не в том, чтобы мы все сумели стать хорошими домохозяевами с золотой алхимией, а в том, чтобы использовать работу в этих областях как инструмент и становиться более сознательными в отношении тех машин, какие нам достались.

 

 




Популярное


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198

Случайная новость


Warning: date(): It is not safe to rely on the system's timezone settings. You are *required* to use the date.timezone setting or the date_default_timezone_set() function. In case you used any of those methods and you are still getting this warning, you most likely misspelled the timezone identifier. We selected the timezone 'UTC' for now, but please set date.timezone to select your timezone. in /var/www/wordpress1/data/www/fway.org/libraries/joomla/utilities/date.php on line 198