Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VIII. Первая линия работы. Глава 3. Выход за пределы Системы  

Home Библиотека online Хейвен Джирард. Заметки Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VIII. Первая линия работы. Глава 3. Выход за пределы Системы

Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VIII. Первая линия работы. Глава 3. Выход за пределы Системы

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Часть VIII. Первая линия работы

Глава 3. Выход за пределы Системы


Июнь 1983

Ниже приводится выдержка из письма, присланного студентом из Бостона :

Недавно несколько студентов покинули дом обучения, чтобы переехать в расположенную поблизости квартиру. Мое отношение было смешанным: с одной стороны оно включало некоторое понимание намерений выехавших студентов и их потребности в эмоциональной обстановке, позволяющей друг для друга открыться, с другой стороны у меня было определенное понимание оставшихся студентов, чувствовавших себя отвергнутыми и покинутыми. Комментируя свое путешествие по Европе, Учитель сказал: «Это вопрос желания студента — прекращать ли работу на уровне Системы. Система учит нас идти за свои пределы». Видимо мы слишком долго полагались на форму и слова и избегали реального опыта, который мы можем приобрести друг с другом, если этого захотим. Теперь я могу видеть, что существует нечто реальное, в чем я испытыаю недостаток и крайнюю необходимость. Вопросы искренние и требуют своего разрешения, проблема — где найти ответы, ибо теперь вопрос о том, как, а не почему.


Изменения происходят в интервалах, и переезд из дома обучения показывает, что человек находится в интервале октавы своего отношения к Школе как формы его работы. Здесь нет ничего неправильного, ничего страшного и ничего предосудительного. Интервалы необходимы для изменений, и никакое реальное изменение без них не происходит. Но так как наша работа является внутренней, то все существенные изменения — внутренние, а не внешние. Это изменения отношений, а не обстоятельств. Вопрос в том, как способствовать этим внутренним изменениям, и как их поддерживать.
Прежде всего, важно избегать какого-либо чувства осуждения или критики в ситуации, когда кто-либо уезжает. Ни в самой ситуации, ни в действиях участвующих в ней людей не содержится ничего ошибочного или несправедливого. И если я оказываюсь не в состоянии использовать ее для своей работы, то это, если даже и не слабость, то по крайней мере, ограничение в моей машине, и потому мне с этим необходимо работать.
Подобное отношение имеет большое значение, и его следует развивать. Постепенно человек во всех случаях учится прежде всего смотреть на самого себя и меньше беспокоиться о ситуациях, которые происходят за пределами его машины, и над которыми он не имеет или почти не имеет контроля. Сами по себе происходящие ситуации нейтральны, и какими бы они ни были, наша ответственность — воспользоваться ими, чтобы изменить себя.
Такое понимание освобождает человека, когда это необходимо, для экспериментов с различными обстоятельствами, при условии, что он помнит о необходимости «всегда следовать трудному». Для некоторых людей изменение условий проживания может быть подобным экспериментом. Поскольку мы являемся машинами, работающими по принципу: стимул — ответ, изменение стимула создает возможность запрограммировать новые реакции, т.е. развить и закрепить новые отношения в специальной (или по крайней мере, в иной) обстановке. Позже эти новые отношения можно будет применить к исходной ситуации, что позволит использовать ее по новому.
В то же время понимание того, что обстоятельства вторичны по сравнению с отношениями, также означает, что нет большой необходимости в изменении обстоятельств, особенно тех, которые созданы Школой и участием в ней самого человека. Такие обстоятельства можно рассматривать как отливочную форму, в смысле внешнего приспособления, которое придает форму какому-либо материалу (например, бетону, или же человеку номер четыре), пока он не обретет достаточную прочность, чтобы удерживать свою структуру самостоятельно. Если отливочную форму убрать слишком рано, то материал потеряет или исказит свою форму. Если, однако, он кристаллизовался правильно, то отливочную форму можно убрать (или же оставить на прежнем месте) без всяких изменений со стороны материала. В таком случае оставление Системы или выход за ее пределы может и не выразиться в каких-либо внешних изменениях. Приобретенное бытие сохраняется в воле, которая постоянно сдерживает и контролирует проявления машины, как внутренние, так и внешние.
С точки зрения отношений, это означает, что человек перестает видеть работу, как нечто налагаемое на него извне, и рассматривает ее скорее как то, что он делает сам для себя. Это подразумевает, что он оставляет свое пристрастие к комфорту — инстинктивному, интеллектуальному или эмоциональному — и принимает как наслаждения, так и их отсутствие в качестве платы, которую охотно платит за право быть свободным от этих механических влияний.
Более того, принимая на самого себя ответственность за поддержание практик работы, человек больше не чувствует, что они его ограничивают. Ограничивая иллюзию свободы на уровне машины, он поднимается на другой уровень, где может обрести более реальную свободу. Куда бы мы не посмотрели, всюду мы находим, что контроль и ограничение на низших уровнях необходимы для свободы на уровнях высших.
Система, в конкретном выражении нашей Школы, предназначена, чтобы построить мост между этими уровнями. Это инструмент, при помощи которого человек номер четыре прокладывает себе дорогу к высшим состояниям, а также средство, позволяющее до некоторой степени объяснить высшие центры для машины. Это лестница Иакова: мы пользуемся ею, чтобы подняться, а высшие существа могут по ней спускаться, чтобы нам помочь.
Выход за пределы Системы в таком случае не означает, что человек полностью перестает ее использовать. Наоборот, это предполагает, что он через нее достигает высшего уровня и затем использует ее как мост, чтобы вернуться обратно к обычным проявлениям жизни в Мирах 24 и 48, в механических мирах сущности и личности. Можно сказать, что человек живет через Систему. Он приобретает через нее опыт собственной жизни.
В итоге оказывается, что Система, Школа и соответствующие практики предоставляют замечательный способ для жизни. Если жить согласно Системе, все становится богаче и глубже, приносит больше удовлетворения. И если мы не в состоянии использовать Систему в отношениях друг к другу, к другим людям и к окружающему миру, то есть ли у нас надежда найти что-либо лучшее?

 




Популярное