Абу Саид

Абу Саид

17.03.2009 20:07 Администратор
Печать

 Абу Саид

 

Суфизм – это способность сердца
внимать непосредственно Богу.
Абу Саид


Абу Саид родился в первый день 357 года по исламскому календарю (967 г. н. э.) в Мейхане – городе на равнине Хаварана близ Серакса, что ныне находится на территории бывшей советской республики Туркменистан на границе с Ираном. Абу Саид жил в одно время с Авиценной, аль Бируни и аль Мансуром. Это было время, когда европейские нации только выходили из тьмы раннего средневековья. Вильям Завоеватель в Англии, Эль Сид в Испании и первый крестоносец, католический папа Урбан, еще ожидали своего появления. Имеется множество точных сведений о жизни Абу Саида, в отличие от недостоверной информации о других суфийских мастерах того времени. Этим мы обязаны редчайшему случаю – существованию двух его биографий. Первую из них, «Стоянки и высказывания шейха Абу Саида Аби’ль Хайра из Мейханы» («Халат ва саканан и шейх Абу Саид Аби’ль Хайр Мейхани»), составил его прапраправнук Камаль аль Дин Мухаммад (ум. 1147/541). Вторую – «Асрар аль таухид фи макамат шейх Абу Саид», изложил Ибн Монаввар. Дата его смерти неизвестна, но предположительное время написания им биографии Абу Саида – между 1158 г. (553 г. хиджры) и 1192 г. (588 г. хиджры).


В развитии персидского суфизма Абу Саид сыграл выдающуюся роль. Во многом благодаря его усилиям стихийные встречи искателей с мастером привели к формированию многочисленных организованных суфийских братств. Его влияние также простирается на две по видимости несходные области: составление правил поведения в ханаке – особом центре жизни суфиев, и на включение музыки (сэма), поэзии и танца в религиозный коллективный ритуал суфиев – зикр, или поминание Бога. Наставления мастера, ныне именуемые «Изречения Бу Саида» (Росум и Бу Саиди), первоначально сохранялись в виде формализованного свода правил, передававшегося от поколения к поколению. В 13 веке эти правила были переведены на арабский язык, что способствовало их распространению в Западной части исламской ойкумены.


В основе установленных Абу Саидом правил ханаки лежало служение другим и рыцарственность, что было характерной чертой его собственной натуры. Эта черта ярко проявлялась в том, что он принимал критику со стороны суфиев не только с благодарностью, но и с горячей признательностью.


Духовное рыцарство и обаяние Абу Саида смягчили противоречия в исламском мире и подвигли ортодоксальное духовенство официально признать суфизм составной частью ислама*.


Теперь, спустя почти тысячу лет, Запад знакомится с Абу Саидом, великим духовным наставником, чья мудрость пережила века. Сначала западные ученые (такие, как Р. Николсон в «Исследовании по исламскому мистицизму»), а затем и авторы книг, рассчитанных на массового читателя, начали пересказывать истории о нем и использовать его опыт для подкрепления своих точек зрения. Полный текст «Асрар аль таухид фи макамат шейх Аби Саид» был переведен на английский язык Джоном O’Кейном совсем недавно и был издан под названием «Тайны божественного мистического единения».


Абу Саид сыграл уникальную роль в мистицизме исламского мира 11 века. До этого времени искатели стихийно собирались вокруг мастера, а суфийские братства еще не были чем-то общепринятым. Он способствовал становлению упорядоченной структуры братства, основал новые центры духовной практики (ханаки), разработал правила поведения суфиев. Более того, именно он способствовал введению музыки и танца в ритуал божественного взывания, или радения (сэма).


Абу Саид прожил 83 года (он скончался 12 января 1049 г.).


* Извлечение из статьи Терри Грэма «Абу Саид Аби’ль Хайр и школа Хорасана» из сборника статей под ред. Леонарда Левисона «Классический персидский суфизм: от зарождения до Руми» (Лондон, 1993, с. 83 135).

 

Из историй о Абу Саиде


В те времена, когда наш мастер жил в Нишапуре, возле ханаки располагалась городская баня, в которую он постоянно ходил. Как-то новопосвященный, который прислуживал мастеру, омывал его в бане.
Раньше в общественных банях придерживались определенного распорядка. Сначала вы попадали в большое помещение, всё устланное коврами. Здесь следовало снять верхнюю одежду и, завернувшись в нижнее белье, пройти во второе отделение, где следовало ополоснуться. Затем подходил служитель (его называют даллук) и натирал тело особыми маслами, нанося их куском толстой грубой ткани. При натирании удалялись слои омертвевшей кожи, называемые черк. Даллук обычно собирал черк в кучку, чтобы посетитель видел его и тем самым был побуждаем к вознаграждению даллука за хорошую работу обычными «чаевыми». В связи с этим слово черк обозначает «грязное» и «инородное». После удаления черка посетитель переходил в следующее помещение, где следовало помыться с мылом, после чего, наконец, он переходил в помещение для ополаскивания и в конце возвращался в помещение, застеленное коврами, где одевался. В этом помещении также часто делали массаж.
Ученик, натирая Абу Саида, спросил:
– Мастер, а что является основой духовного рыцарства, сущностью доблести?
Абу Саид ответил:
– Не показывать человеку его черк.
Все присутствующие сошлись на том, что никто еще не использовал это слово столь точно.