Про любовь (А.Р.Орейдж)  

Home Статьи Про любовь (А.Р.Орейдж)

Про любовь (А.Р.Орейдж)

А.Р.Орейдж

Про любовь



Вам необходимо научиться видеть различия между как минимум тремя видами любви (хотя на самом деле их семь): инстинктивной любовью, эмоциональной любовью и любовью сознания. Не так страшно, если вы не сможете изучить первые два вида любви, а вот третий вид, встречающийся нечасто, зависит от усилий, равно как и от образованности (intelligence). Основой инстинктивной любви являются химические процессы. Вся биология – суть химические или, скорее, алхимические процессы; и ипостаси (affinities) инстинктивной любви, проявляющиеся во влечениях, отторжениях, в механических и химических комбинациях, называемых нами любовью, ухаживанием, браком, детьми, семьей, являются лишь эквивалентом химической лаборатории на человеческом уровне. Но кто же тогда Химик? Мы зовем его природой. Но кто это – Природа? Мы об этом догадываемся так же мало, как камфора, привитая к баньяну, догадывается, что это дело рук садовника. И все же существует Садовник: инстинктивная любовь. Будучи производной химических процессов (being chemical), она сильна, и существует до тех пор, пока имеются вещества и факторы, внешним проявлением которых она и является.
… Все это может быть познано и оценено лишь тем, кто понимает алхимическую цепочку (progression), называемую нами наследственность. Многие уже высказывали идею о том, что счастье либо несчастье в браке определяется наследственностью. Также и с количеством детей, их полом, жизненностью (longevity) и т.д. Так называемая наука астрология (когда это все-таки Наука) занимается изучением проявлений наследственности на протяжении долгих периодов времени.
Эмоциональная любовь не уходит корнями в биологию. Она, фактически, по своему характеру и направленности действий зачастую противоречит биологии. Инстинктивная любовь подчиняется законам биологии, имеется в виду, законам химических взаимодействий, и случается между двумя сродствами (affinities).Но эмоциональная любовь зачастую проявляется как взаимное влечение друг к другу двух противоположностей и биологических несовместимостей. Эмоциональная любовь, если не дополняется любовью инстинктивной (а это случается не часто), редко дает потомство (offspring); и если это все таки случилось, то биология тут ни при чем (biology is not served – это не служит целям биологии). Очень странные создания возникают из объятий (embraces) эмоциональной любви. Русалки, Синие Бороды и Прекрасные Дамы (sans merci). Эмоциональная любовь не только недолговечна, но еще и провоцирует свою собственную погибель (evokes its slayer). Такая любовь создает ненависть в объекте любви, если, конечно, ненависти там пока еще нет. Любящий эмоционально сам вскоре становится объектом безразличия и, немногим позже, ненависти. Вот таковы трагедии эмоциональной любви.
Сознательная любовь очень редко достижима среди людей; на она может быть проиллюстрирована в отношениях человека к своим любимцам из мира животных и растений. Одомашнивание диких лошадей и собак, культивирование цветов и фруктов – вот примеры примитивной формы сознательной любви, примитивной потому, что мотивы все-таки эгоистичны и утилитарны. Говоря кратко, человек получает личную выгоду от одомашненной лошади и культивированных фруктов; и нельзя сказать, что человек трудился над ними только из-за своей любви к ним. Мотивом же сознательной любви в ее развитом состоянии является желание того, чтобы объект любви пребывал в лучшем из своих естественных состояний (arrive at its own native perfection – достиг лучшего из своих состояний) вне зависимости от того, какие будут последствия для самого любящего. «Пусть я попаду в Ад, лишь бы Она могла быть на Небесах». А парадокс этого подхода в том, что такая любовь всегда вызывает схожее отношение в объекте любви. Сознательная любовь порождает сознательную любовь. Но такое случается редко среди людей, потому что, во-первых, основное большинство – это дети, желающие быть любимыми, а не любить; во-вторых из-за того, что совершенство редко расценивается как достойный финал человеческой любви – хотя оно является тем единственным, что отличает любовь взрослого человека от инфантильной и животной любви; в-третьих, люди не знают, даже если и хотят, того, что является полезным для их возлюбленных, и, в-четвертых, потому что она никогда не происходит случайно, а должна стать результатом решения, усилий и сознательного выбора. Насколько невероятно, что Бушидо и Кавалерийский строй (Order Of Chivalry) возникли случайно, настолько же невероятно, чтобы сознательная любовь появилась сама по себе. Это все произведения искусства, так и сознательная любовь должна стать произведением искусства. Такой влюбленный посвящает (enrolls) себя, проходит этап ученичества и, возможно, однажды достигнет мастерства. Он улучшает себя для того, чтобы быть способным действительно искренне желать и помогать совершенствованию своей возлюбленной.
Посвятит ли кто-либо себя этому служению сознательной любви? Пусть он прочувствует (forthwear) личную страсть и предвзятость мнений. Он изучает (contemplates) свою возлюбленную. Какой тип женщины (или мужчины) она/он из себя представляет? Это загадка: штрих совершенства (a scent of perfection), чей зарождающийся образ (nascent air) совершенно очарователен. Как можно проявить это совершенство – во славу самой возлюбленной и ее Создателя (Got her Creator)? Пусть он задумается: подходит ли он (is he fit – способен ли он) для этого? Ему останется лишь сделать вывод о том, что он не подходит. Тот, кто не умеет выращивать цветы, либо заботиться о собаках или лошадях, как он сможет научиться проявлять внутреннюю красоту, все еще скрытую в его возлюбленной. Необходимо смирение и еще намеренная терпимость. Если я не знаю того, что необходимо для ее совершенствования, то пусть она хотя бы получит возможность беспрепятственно следовать своим путем. (follow her own bent). А тем временем изучать – кто она и кем может стать; что ей нужно, к чему ее душа стремится, но не может найти ни названия, ни примера. Предугадать сегодня то, что ей может понадобиться завтра. И все это без единой мысли о том, чем это может обернуться для меня. Вы увидите, дети мои, какая самодисциплина и самообразование здесь необходимы! Войдите в этот зачарованный лес, если посмеете. Боги любят друг друга сознательно. Любящие сознательно становятся богами.
Люди могут без стыда утверждать (boast), что они любили, любят либо надеются полюбить, как будто одной любви достаточно для покрытия всего множества грехов. Но любовь, как мы видели, если это не сознательная любовь – т.е. такая, которая стремится стать мудрой и дееспособной на службе у своего объекта, - то это либо влечение (affinity) либо отторжение (dis-affinity), но в обоих случаях она одинакова несознательна, т.е. неподвластна контролю. Пребывание в таком состоянии любви может быть очень опасно для одной стороны, либо для другой, либо для обеих сразу. Мы тогда становимся поляризованы относительно природной силы (которая служит своему собственному объекту вне зависимости от нас) и заряжаемся ее энергией; и можно считать везением, если мы никому не навредим своим неосторожным обращением с «динамитом». Любовь без знаний и силы – как демон. Без знания она может убить возлюбленного. Кто из вас не видел многих влюбленных, которые были разбиты и расстроены (wretched and ill) своими «возлюбленными»? Без силы любящий вынужденно окажется разбитым (wretched), потому что он не может добиться ее восхищения. Мужчины (люди) должны молиться, чтобы быть огражденными от опыта любви, если они не имеют знаний и силы. А все же влюбившись, должны молить о знании и силе, которые бы сопровождали их любовь. Одной любви не достаточно. «Я люблю тебя»,-сказал мужчина. «Странно, но мне от этого не стало лучше», - ответила женщина (feel none the better for it).
Правда о любви просматривается в той последовательности, в которой религии были даны миру. Сначала шла религия Силы, потом – религия Знания, и лишь после этого была дана религия Любви. Почему в таком порядке? Потому что любовь без вышеперечисленных качеств опасна. Но этим не говорится, что эта последовательность подразумевает нечто большее, чем просто направление : поскольку только Сила, либо только Знание менее опасны, чем Любовь без знания и силы. Совершенствование требует одновременности, а не последовательности. А такой порядок является лишь свидетельством того, что, коль скоро последовательная подача была необходима (ведь человек является субъектом для такого измерения, как Время, которое является последовательностью), то было лучше начать с менее опасных «диктаторов» и оставить любовь на последок. Один благоразумный человек, когда ощущал себя влюбленным, вешал себе на шею маленький колокольчик для предупреждения женщин о том, что он опасен. Но к сожалению для самих себя они слишком серьезно к этому относились; и мужчина страдал соответственно.
До тех пор, пока не обретете мудрость и силу равные вашей любви, необходимо стыдиться, дети мои, заявлять (avow) о том, что вы влюблены. Но если вы не способны этого скрыть, то любите смиренно и учитесь быть мудрыми и сильными. Стремитесь стать достойными состояния любви.
Все по настоящему влюбленные неуязвимы ни для кого, кроме своих возлюбленных. И это не достижимо по желанию либо с усилиями, а случается лишь из-за самого факта настоящей любви. И нет необходимости бороться с искушениями: они просто не возникают. Это волшебная неуязвимость. Более того, это случается намного чаще, чем вы даже предполагаете. Поскольку «неверность» имеет место, то делается вывод, что неуязвимости не существует. Но «неверность» не обязательно является результатом искушения а, возможно, и даже часто, результатом безразличия; а когда нет искушения, то нет и Грехопадения (Fall). Мужчинам необходимо научиться различать в себе и в женщине неуязвимость истинную и вымышленную. Последней, пусть и скоротечной, стоит опасаться. И лишь истинная неуязвимость является плодом любви. Другой благоразумный мужчина, желая, как и все остальные, неуязвимости в себе и в своей любимой женщине, подошел к этому вопросу так. Он вкусил от многих женщин, и предлагал своей возлюбленной вкусить от многих мужчин. И через несколько лет он полностью убедился в том, что уже ничто не сможет его искусить. Она же, с другой стороны, с самого начала не сомневалась в себе. Она была рождена неуязвимой, он это приобрел.
Состояние любви не всегда определяется по отношению к одному объекту. Один человек можем служить для другого талисманом в мир любви (т.е. поляризует его либо ее природной энергией любви); но этот «талисман» может быть не единственным любимым человеком, либо не быть любимым вообще. Среди людей, как и среди химических веществ, существуют катализаторы, которые делают возможными такие соединения и реакции, в которых сам катализатор не принимает участия. Зачастую новоиспеченные влюбленные не осознают этого влияния и сам катализатор как правило об этом не догадывается. В селении Бор-на, недалеко от Лхассы, жил однажды мужчина, который был таким катализатором. Люди, поговорившие с ним, мгновенно влюблялись, но не в него, и даже не в кого-либо конкретного. Они осознавали лишь, что после беседы с ним у них появлялся активный дух любви, готовый излиться в виде служения любви. Возможно, что европейские трубадуры и были такими людьми.
Не существует необходимой связи между любовью и детьми. Но существует обязательная связь между любовью и творением (creation). Любовь существует для творения; и если оно невозможно, тогда для воспроизводства; а если и это невозможно, то для такого творения, которое мы, возможно к счастью, не осознаем. Примите это, однако, как основную правду о Любви: Любовь всегда творит. Любовь сотворила мир: и не все из ее творений прекрасны! Воспроизводство детей является характерной функцией конкретно инстинктивной любви: это ее плоскость. Но выше и ниже этой плоскости существуют другие виды любви с другими функциями. Эмоциональная любовь – это обычно инстинктивная любовь не к месту; и ее «потомство» впоследствии не подходит этому миру. С другой стороны, еще более высокие формы любви либо полностью исключают воспроизводство, причем естественно, а не вынужденно, либо оно присутствует лишь как побочный продукт (by-product). Ни целью, ни функцией сознательной любви не являются дети; если конечно не воспринимать мир в мистическом смысле становления как бы маленькими детьми. Если говорить кратко, то цель сознательной любви состоит с том, чтобы (bting) о повторном рождении, о духовном детстве. Любой человек с восприятием более широким, чем у простого самца или самки, должен осознавать перемены, происходящие с мужчиной либо женщиной, пусть даже пожилого возраста, которые любят. Это обычно происходит инстинктивно, но символизирует еще более чудесные изменения, случающиеся с мужчиной либо женщиной, когда они любят сознательно, либо понимают, что сами кем-то сознательно любимы. У молодежи в таких случаях вся вечность впереди (have all the air of eternity) и это, конечно же, восхитительная молодежь. Создание такого духовного ребенка в каждом из двоих возлюбленных является отличительной функцией сознательной любви, и это не зависит ни от супружества, ни от детей. Существуют и другие творения, соответствующие еще более высоким уровням любви, но они пусть останутся в стороне до тех пор, пока мы не станем как маленькие дети.
Мы не едины, мы – три в одном; и этот факт представлен в нашем психологическом устройстве. Три основные системы: церебральная, нервная и инстинктивная, сосуществуют рука об руку, иногда создавая впечатление сотрудничества, но чаще всего неуспешного даже во взаимовыгодных (at cross-purposes) вещах. По отношению к внешнему миру, то, каким будет ответ на любой данный раздражитель, зависит от того, какая система в данный момент управляет организмом. Если «дежурит» церебральная система – т.е. она временно выполняет обязанности управляющего организмом, - ответ будет одним. А если инстинктивная либо нервная система в одиночку активны, то реакция будет другой. Три очень различные персоны, каждая со своими идеями на то, как должен действовать организм, одновременно сосуществуют в нас: и обычно они отказываются сотрудничать друг с другом и фактически мешают друг другу. Теперь представьте, что такой организм, арендуемый тремя ссорящимися (squabbling) персонами, вдруг «влюбится». Что в нем влюбилось, или, вернее, кто из трех? Очень редко случается так, что все трое влюблены в одно и то же время в один и тот же объект. А так один влюблен, а другие – нет; и они либо сопротивляются, либо, когда влюбленный потеряет бдительность, делают его организм неверным (вынуждая бедного влюбленного лгать, обманывать либо отказываться от своих слов (self-reproach), либо же им приходится подчиняться и идти на уступки. В таких обстоятельствах, которые каждый (candid) читатель легко узнает, что представляет из себя влюбленный?
Вам представляется, что вы «сдержанны» (continent) уже только потому, что вы воздерживались от секса; но существует как воздержанность чувств, так и воздержанность органов и, особенно, глаз. Из каждого органа чувств источается энергия – энергия настолько же разнообразная, как и сам человек. Это кажется невозможным, но на деле мы можем «расходовать» (expend) себя интеллектуально, эмоционально или сексуально через любой из наших органов чувств. Смотреть со страстью (lust) это намного больше, чем просто смотреть: это значит расходовать одну из самых тонких субстанций, из которых состоит полная сексуальная энергия; что-то теряется в процессе такого взгляда и восстановлению не подлежит, а без этого (for the want of it) последующим сексуальным отношениям будет чего-то не доставать. Аналогично обстоит дело и с другими органами чувств, хотя это немного сложнее осознать. Вкратце скажу, что возможно стать полностью импотентным посредством одних лишь органов чувств – да, даже посредством одних лишь глаз – вместе с тем оставаясь «воздержанным» в обычном понимании этого слова.
Целомудрие чувств является естественным для немногих людей. Но большинству необходимо приобрести его, чтобы оно стало привычным (if it is to become common). Во времена величайшей цивилизации в истории человечества, центром которой был город, жалкие останки которого представляет современный Багдад, целомудрию чувств обучали с самого раннего детства. Каждое чувство основательно тренировалось; упражнения разрабатывались с таким расчетом, чтобы обучить студента видеть различия между интеллектуально-, сексуально-, инстинктивно- либо эмоционально- мотивированными эманациями, приходящими через органы чувств. Такое образование давало людям возможность управлять своими чувствами, в результате чего целомудрие чувств ставало по крайней мере реально достижимым, поскольку чувства находились под контролем. Таким образом и эротизм перешел в ранг искусства в своей высочайшей из известных людям форме. Слабые отголоски этого искусства могут быть найдены в персидской и суфийской литературе и в наши дни.
Синяя Борода и Прекрасная Дама (La Belle Damme) являются мужским и женским типами одной и той же психологии – вдохновителями безнадежной (вследствие невозможности ее продолжения) (unrequitable) страсти. Обезглавленные леди, висевшие вокруг палат Синей Бороды, сами охотились за его головой (were really about his neck ??) , и им нужно было просто остановиться, чтобы быть освобожденными. Точно также воины и принцы приходили в пещеру Прекрасной Дамы по собственному выбору (если конечно влечение, которому невозможно сопротивляться, можно назвать выбором). В легендах Синяя Борода и Прекрасная Дама были представлены с точки зрения своих избежавших печальной участи жертв, т.е. в качестве монстров, получающих наслаждение от эротических жертв. Но оба они были настолько же жертвами, как и их титулованные поклонники; и оба также страдали, если не больше. В таких случаях неконтролируемого влечения, энергия проходит через медиума, который становится вследствие этого чрезвычайно притягательным; а мужчины и женщины, которым медиум симпатичен, притягиваются к нему или к ней как железные опилки к магниту. Сначала, без сомнения, опыт Синей Бороды и Прекрасной Дамы был очень приятен и позитивно сказывался на развитии гордости и самолюбия (self-vanity). Весь противоположный пол у их ног! Но эта начальная удовлетворенность окупается дорогой ценой, когда, осознав, что это сила не только не принадлежит им, но и неподвластна контролю, они обнаруживают себя точно такими же жертвами. Излечение очень сложно для обеих сторон. Оно состоит в переобучении тела и чувств.
Любовь без предугадывания является лишь зачаточной (elementary). Любовь требует, чтобы влюбленный предугадывал наперед желания возлюбленной задолго до того, как они осознаются ею самой. Он знает ее лучше, чем она себя; и любит ее больше, чем она себя, и тогда она становится Идеальной даже без приложения сознательных усилий. Ее сознательные усилия, если любовь взаимна, направлены на него. Таким образом каждый из них с радостью способствует совершенствованию другого.
Но такая ситуация, как правило, недостижима в природе: это плод искусства, работы над собой. Все люди жаждут этого. Даже наиболее циничные; но, поскольку это редко случается, и никто еще не опубликовал ключ к его созданию, то большинство подвергает сомнению саму возможность такой любви. И вместе с тем она возможна, если конечно обе стороны могут смиренно учиться и учить. С чего начать? Пусть влюбленный перед тем, как встретиться со своей возлюбленной, подумает о том, что ему необходимо взять с собой, либо сделать, либо сказать, чтобы это стало для нее восхитительным сюрпризом. Поначалу это не будет сюрпризом в полном смысле, т.е. она осознавала свое желание и рада тому, что ее возлюбленный угадал его. Позже такой приятный сюрприз может действительно впечатлить ее; и ее вопросом будет: «Как ты узнал, что мне это понравится, ведь я сама об этом не догадывалась?» Постоянные попытки предугадать лишь зарождающиеся желания своей возлюбленной, пока они еще не осознаются ею самой, являются средствами создания сознательной любви (are the means to conscious love).
Начинай достойно, отпускай спокойно. Это один из великих секретов счастья в любви. На каждую трагедию Ромео и Джульетты, возникающую по вине внешних обстоятельств обеих сторон, существует тысяча трагедий, возникающих по вине обстоятельств, созданных самими влюбленными. Они очень редко знают правильный момент для того, чтобы «заняться» друг другом, и еще менее часто они знают правильный момент для того, чтобы «отпустить» партнера. Склоны (ravines) горы Меру, Venusberg, заполнены возлюбленными, которые не могут разлучиться друг с другом. Один из влюбленных хотел бы «отпустить» другого, но тот не позволяет. Существуют различные объяснения такому несчастному состоянию вещей. В большинстве случаев был неправильный подход: партнеры образовали союз даже без единой мысли о пути назад. Часто первые пять минут первой встречи возлюбленных являются определяющими для будущего их отношений. В некоторых случаях последующие отношения складывались в точном соответствии с обстоятельствами своего возникновения (?) Неверное время начала отношений всегда приводит к проблемам. В других случаях сложности возникают из-за разницы в возрасте, образовании, либо в обстоятельствах прошлого. Один боится «отпустить» другого, потому что уже много времени проведено вместе, либо потому, что тот был лучшим выбором на данный момент, либо потому, что его «идеал», созданный образованием, требует вечной привязанности даже там, где это невозможно, потому что не является обоюдно желаемым, или из-за того, что один чересчур чувствителен вследствие прошлого опыта и не может смириться с тем, что другой ему не подходит; либо из-за того, что плоть, управляющая духом, слаба, и никто из них не в силах воспользоваться «ножом»; либо из-за неудачно сложившихся обстоятельств, когда, к примеру, им приходится продолжать видеть друг друга; либо даже из-за воображения, когда один из них рисует себе картины счастья другого без него. Существует тысяча объяснений, но каждое из них, являясь хорошим поводом, совершенно не адекватно в качестве причины, и факт в том, что когда одна из сторон хочет «уйти», то долгом любви второго является необходимость «отпустить». Великая любовь умеет как удерживать, так и отпускать.
Ревность – это дракон в раю; это ад на небесах; и это самая горькая из эмоций, т.к. ассоциируется с самым сладким. Есть средство против ревности, а именно – сознательная любовь; но это лекарство найти сложнее, чем перенести болезнь. Существуют обезболивающие средства, терапевтическими рекомендациями для которых являются, во-первых, осознание того, что ты болен и, во-вторых, желание излечиться. В таких обстоятельствах примите страдание намеренного эксперимента (let the suffer deliberately experiment). Многое может быть прощено ей либо ему в этом процессе. Он мог бы попробовать поспособствовать новым планам своей бывшей возлюбленной, но это не возможно без явного лицемерия. Либо он мог бы найти новую среду общения, или же заняться новой работой, требующей всей его энергии. Он мог бы также закрыть свою память «на замок» и считать, что его бывшая возлюбленная умерла; либо была «околдована». Но лучшим выходом было бы полностью «отпустить» партнершу, без малейшей надежды встретить ее снова.
Успокойтесь. Наша жизнь – это лишь один день из нашей Жизни. Если не сегодня, тогда завтра. Позвольте возлюбленному уйти!


Источник данного перевода – www.cuctema.ru

 




Популярное