Ниматуллахи — суфийский тарикат, основанный Шахом Ниматуллой Вали в XIV веке. Духовная методика ордена Ниматуллахи основывается на взывании и вспоминании Господа (зикр), размышлении (фекр), самоанализе (мохасеба), медитации (моракеба) и литании (вирд). Адепты тариката порицают отшельничество и ношение особых одежд. Для данного тариката также характерно сверхтерпимое отношение к неисламским конфессиям. Тарикат разделен на ханаки (общины), во главе которых стоят шейхи. До недавнего времени орден Ниматуллахи существовал только в Иране, и подавляющее большинство суфиев Ниматуллахи были иранцами и жили в Иране.
С 1953 по 2008 год главой тариката Ниматуллахи был д-р Джавад Нурбахш. При нем ханаки ордена появились на Западе. Первая ханака вне Ирана была основа в 1975 в Сан-Франциско. В настоящее время ханаки существуют в Северной Америке, Европе, Африке, Австралии. В 2004 году была открыта ханака в Москве, в 2006 году - в Санкт-Петербурге.
О сердце, есть лишь один Путь Влюблённости.
В стране любви раб и Царь - одно.
Не ранее, чем ты оставишь двойственность на Пути любви,
Сможешь ты постичь, что Ниматулла - только одно.
Шах Ниматулла Вали
Как и другие суфийские ордены, орден Ниматуллахи является одним из звеньев непрерывной цепи духовной преемственности, восходящей к истокам ислама, в которой Пророк считается первым суфийским наставником. Название "Ниматуллахи" происходит от имени Шаха Ниматуллы Вали, который основал орден в конце 14 века и являлся одним из наиболее влиятельных суфийских мастеров Ирана.
В настоящее время кутбом братства Ниматуллахи является Реза Али Шах (Алиреза Нурбахш).
Духовные принципы ордена Ниматуллахи.
Орден Ниматуллахи становится влиятельным и известным при жизни Шаха Ниматуллы, в основном, благодаря его подходу к суфизму и одухотворенности его личности.
Последующие мастера ордена Ниматуллахи продолжали придерживаться этой же традиции объединения социальной и духовной жизни. В целом духовная методика ордена Ниматуллахи основывается на взывании и вспоминании Господа (зэкр), размышлении (фекр), самоанализе (мохасеба), медитации (моракеба) и литании (вирд). При этом важнейшими социальными и этическими аспектами ордена, наряду с некоторыми правилами и установлениями, касающимися управления духовных центров (ханаки), являются следующие:
Отказ от затворничества, с предпочтением внутренней уединенности в присутствии других. Существуют, тем не менее, определенные исключения, например, когда уединение предлагается в качестве индивидуального терапевтического средства для восстановления психического здоровья.
Строгое порицание использования гашиша и других наркотиков, вызывающих привыкание.
Требование от суфиев конструктивной деятельности и отказ от праздности.
Ношение обычной одежды - для того, чтобы не становиться объектом повышенного внимания и не вырабатывать склонность к нарочитому поведению, цель которого - произвести впечатление на других.
Сердечное отношение к людям любого вероисповедания и этнической принадлежности, а также ко всем, чья жизнь проникнута добрым отношением к божьим созданиям.
Мастер и шейхи ордена посвящают и наставляют всех достойных искателей, никого не отвергая.
Преобладание практики зэкра сердца над вокализованным зэкром на собраниях ордена.
Защита мира, братства и равенства суфиями ордена. В частности, не делается различий между мужчинами и женщинами.
Мастер и шейхи ордена не получают денег от своих последователей и не обеспечивают их. В целом, от учеников не требуется регулярной платы, а если индивидуальный взнос сделан, он идет на нужды всего сообщества.
Духовными и финансовыми делами ханаки обычно занимаются шейхи, которых направляет мастер. В случае, когда шейх отсутствует, мастер определяет, кто будет вести эти дела.
Ханака является некоммерческой благотворительной организацией, которая принадлежит всем ее членам и управляется мастером и шейхами ордена в соответствии с законами страны, в которой она находится.
В определенных случаях, таких как трапеза в присутствии мастера или шейха, или путешествие с мастером или шейхом, определенные люди выбираются для служения. Критерием отбора является степень продвинутости на Пути. Дервиши Ниматуллахи видят в служении человеку возможность для духовного совершенствования.
Когда суфии собираются или живут вместе, их взаимоотношения основываются на равенстве. В частности, суфий не имеет права отдавать приказы другим суфиям, и вклад каждого основан на его или ее способностях.
Источники:
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://www.sufism.ru/orden/orden.htm