Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 3. САМО-ВОСПОМИНАНИЕ  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Дальнейшие записи Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 3. САМО-ВОСПОМИНАНИЕ

Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 3. САМО-ВОСПОМИНАНИЕ

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Глава 3. САМО-ВОСПОМИНАНИЕ

 

САМО-ВОСПОМИНАНИЕ. АВГУСТ 1939


У. Из всего, что вы слышали до сих пор, и из всего, что вы до сих пор наблюдали, вы должны сделать определенные выводы. Если вернуться к началу, когда мы в первый раз говорили о сознании и отсутствии сознания, вы все должны были при наблюдении функций заметить одну и ту же вещь. Вы должны были увидеть, что обычно все, что мы делаем, говорим, думаем, чувствуем - мы делаем бессознательно, мы никогда не помним себя при этом.
Это выражение - "помнить себя" - было взято специально, намеренно, потому что в обычной беседе мы часто говорим: "Он забыл себя", "он не помнил себя", или "он вовремя вспомнил себя". На самом деле, мы никогда полностью не помним себя. Мы никогда не вспоминаем себя вовремя. Мы никогда не осознаем, что присутсвуем, что мы сознательны, что мы здесь.
Это необходимо понять; и в то же время, нужно понять, что если мы делаем достаточные усилия и в течение достаточно долгого времени, мы можем увеличить нашу способность само-воспоминания, мы вспоминаем себя чаще, мы начинаем вспоминать себя глубже, мы начинаем вспоминать себя в связи с большим количеством идей - в связи с идеей сознания, идеей работы, идеей центров, идеей само-изучения, идеей школ; мы начинаем вспоминать себя в связи со всеми этими идеями.
Поэтому один из первых вопросов - как помнить себя, как сделать себя более сознательным. И тогда вы обнаружите, что негативные эмоции - это один из главных факторов, из-за которых мы не помним себя. Так одно не может быть без другого. Вы не можете бороться с негативными эмоциями без большего само-воспоминания, и вы не можете вспоминать себя больше без борьбы с негативными эмоциями. Если вы будете помнить эти две вещи, вы будете понимать все лучше. Поэтому думая об этом, всегда старайтесь держать в уме обе эти идеи, так как они неразрывно связаны.
В. Если само-воспоминание настолько важно, как лучше всего к нему подойти?
О. Первая и самая важная вещь - это понять, что мы не помним себя, и что это для нас значит, как много мы теряем из-за этого. Когда мы поймем, как много мы теряем, когда не вспоминаем себя, у нас будет сильный импульс помнить себя когда только возможно. Это единственный реальный способ понять это. Прежде всего мы должны помнить, что мы не помним себя; второе, как много мы теряем из-за этого; и третье, как много мы приобретаем, когда вспоминаем себя.
В. Кажется, должны существовать степени само-воспоминания. Я имею в виду степени, которые можно заметить самому.
О. Да, есть несколько степеней, но мы всегда говорим только о следующей степени, мы не можем говорить одновременно о нескольких степенях; но мне кажется, вы говорите не о различных степенях, а о более эмоциональном и менее эмоциональном.
В. В некоторые моменты пробуждаешься только умственно...
О. Само-воспоминание всегда становится эмоциональным. То, о чем вы говорите, это только начало. Вы можете стараться помнить себя умом, но если вы на самом деле вспоминаете себя, даже на короткое время, это становится эмоциональным. Это не одна из степеней. Это всегда так. Необходимо стараться больше и больше.
В. Возможно ли вспоминать себя эмоциональным центром, при этом предоставив интеллектуальному продолжать свою работу?
О. На самом деле, реальное само-воспоминание начинается тогда, когда вы вспоминаете себя эмоциональным центром. Но это приходит только после многих других вещей - когда уже достигнут определенный контроль над эмоциональным центром. В самом начале мы можем только стараться не выражать негативные эмоции. Затем мы должны изучать негативные эмоции и научиться с ними бороться; и единственный способ - это бороться с отождествлением. После долгой работы в этом направлении вы приобретаете определенный контроль над эмоциональным центром, и только тогда можно будет говорить о том, как использовать его для другой цели.
В. Какая разница между само-воспоминанием и само-наблюдением?
О. Лучше всего, если они происходят одновременно. Но в начале, когда вы учитесь вспоминать себя, будет достаточно, если вы сознаете самих себя. Но еще лучше, если в то же самое время вы сознаете что-то еще, ваше окружение, людей, вашу цель, идеи - чем больше, тем лучше. Но прежде всего самого себя, потому что в обычной жизни люди могут осознавать что угодно, но только не самих себя, а это не имеет никакой ценности. В начале люди разделяют эти два процесса. Цель само-воспоминания - лишь сознавать самого себя. С само-наблюдением вы наблюдаете также различные факты вокруг себя.
В. Но ведь по сути само-наблюдение это умственный процесс?
О. Да, сейчас у вас оно скорее всего будет умственным, но оно может быть и другим.
В. Можно наблюдать себя эмоционально?
О. Нет, на начальном этапе вы не сможете этого, но это может прийти позже. Теперь у вас нет контроля над эмоциональным центром, поэтому вы не можете; но это может прийти, и эмоциональный элемент впоследствии должен войти в наблюдение определенных вещей.
В. Как можно распознать само-воспоминание?
О. Прежде всего нужно понять умом, что это значит, и что значит иметь это. И затем можно быть от него на различных расстояниях. Сейчас вы еще не можете различать, но расстояние между этим состоянием и вашим нынешним состоянием меняется, и через некоторое время вы начинаете понимать умом, что означает само-воспоминание, и тогда в один день вы увидите, что оно за пять тысяч миль от вас, а в другой день только три тысячи - есть разница.
В. Я стараюсь понять, что такое само-воспоминание...
О. Постарайтесь понять, что такое не само-воспоминание, потому что это легче. Мы все время в этом состоянии и никогда не замечаем этого. Так что начните с не-воспоминания.
В. Трудность этой работы для меня в том, что ни одна идея не ясна мне полностью.
О. Невозможно объяснить это при помощи форматорного мышления и слов. Людям кажется, что они поняли вещь, если нашли ей название, но они не понимают, что это искусственно. Когда вы можете чувствовать вещь, и когда вы можете проверить это высшим сознанием и высшим умом, только тогда вы можете сказать, что это на самом деле истинно и реально существует. Школы не занимаются обычными интеллектуальными идеями - именно поэтому никто в Европе (насколько можно проследить это за последние двести лет), со всеми ее изобретениями и всей наукой, не мог прийти к идее само-воспоминания и возможности само-воспоминания. Все это значит, что это не может быть ясным без высших центров; это значит, что без высших центров человек не может прийти к истине. Школы - это работа высших центров; они дают нам нечто, чего мы не можем достичь сами, так как используем только обычный ум. А обычный ум имеет определенные пределы, которые не может перепрыгнуть. Он может накопить материал, забыть его, накопить снова и снова забыть, и свести всю систему к нонсенсу - тем, что будет следовать слишком жестко в одном направлении.
В. Является ли предметом само-воспоминания постепенное обнаружение постоянного "я"?
О. Не обнаружение. Это приготовление почвы для него. Постоянное "я" должно расти. Его еще нет. Но оно не может вырасти, если все заросло негативными эмоциями, отождествлениями, и так далее. Поэтому вы начинаете с приготовления почвы для него. Но прежде всего необходимо понять, что такое само-воспоминание, почему вспоминать себя лучше, чем не вспоминать, каковы результаты этого, и так далее.
Это требует длительного размышления.
Вы можете получить очень многие вещи, но только эмоционально, никаким иным путем. Чем вы эмоциональнее, тем больше вы можете получить. Когда вы будете в состоянии, близком к связи с высшим эмоциональным центром, вы будете удивлены, как много сразу вы сможете понять в этот один момент - но затем вы возвращаетесь к своему обычному состоянию и все забываете. Это очень странная вещь, что когда настойчивым само-воспоминанием и определенными другими методами вы на короткое время подходите к высшему эмоциональному центру, вы бываете поражены тем, насколько много вы понимаете в этот момент - но не способны удержать это. Если вы пытаетесь записывать, это будет бессмыслица при чтении позже интеллектуальным центром.
В. Возможно ли вспоминать себя, занимаясь при этом другими делами?
О. Да, это возможно. Необходимо создать в себе определенную энергию или точку (в обычном смысле слова), и это можно сделать только в момент очень серьезного эмоционального стресса. Вся работа до этого - лишь приготовление метода. Но когда вы оказываетесь в моменте очень серьезного эмоционального стресса, и если вы стараетесь при этом помнить себя, то это останется, и затем вы сможете помнить себя еще больше. Так что только очень сильной эмоцией можно создать это основание для само-воспоминания. Но это невозможно сделать, если вы не готовите себя к этому. Моменты могут приходить - но вы не сумеете ничего получить от них. Эти эмоциональные моменты время от времени приходят, и мы не используем их, потому что не знаем, как их использовать. Но если вы старались вспоминать себя достаточно напряженно, и если само-воспоминание в момент эмоционального стресса достаточно сильно, оно оставит определенный след, и он послужит само-воспоминанию в будущем.
В. Какую подготовку вы имеете в виду?
О. Само-изучение, само-наблюдение, само-понимание. Теперь вы не можете ничего изменить, или сделать что-то по-другому. Все случается, как случалось раньше, но вместе с тем уже есть разница - то, что вы видите многие вещи, которых не видели до сих пор, и поэтому многие вещи уже начинают случаться по-другому. Это не значит, что вы что-то изменили - они случаются по-другому.
В. Но что для нас важнее всего делать сейчас?
О. Все, о чем мы говорим, одинаково важно - само-воспоминание, неотождествление, не учитывание внутренне, само-изучение, изучение центров, все. Ни одна вещь не важнее другой. Все необходимо.
В. Само-воспоминание намного труднее в определенных жизненных обстоятельствах. Следует ли нам избегать их?
О. Это ошибка - думать, что жизненные обстоятельства могут что-то изменить или повлиять на что-то. Это иллюзия. Что же до того, избегать или нет - старайтесь избегать их, или старайтесь смотреть на них как на часть целого. Но если вам удастся избежать их, вы увидите, что взамен получаете то же самое; могут быть исключения, но общий баланс остается тем же.
В. Я не могу, как ни стараюсь, достичь того состояния, какое иногда приходит случайно. Можно ли каким-то усилием этого добиться?
О. Да, но вы говорите, оно приходит случайно. Если это то, что я думаю, оно приходит как результат ваших усилий, предшествовавших усилий, только оно приходит не в тот самый момент. Но если бы вы не делали усилий, эти моменты не приходили бы вовсе. Чем больше усилий вы делаете, тем больше у вас будет этих "случайных" моментов само-воспоминания, или понимания, или эмоционального состояния, и так далее. Все это результат усилий. Только мы не можем связать здесь причину и следствие; но причина остается, и она будет производить следствие. Возможно, нам не удается связать их из-за многих мелких вещей - отождествления, воображения, и прочего. Но причина остается; и она найдет момент и принесет результаты. Мы никогда не должны ожидать немедленных результатов. Чтобы иметь эти немедленные результаты, необходимо работать в течение длительного времени и установить некий род постоянных стандартов в работе. И даже тогда они приходят только в очень эмоциональных состояниях. Если бы мы могли, волей, желанием или намерением, стать более эмоциональными, мы бы увидели многие вещи по-другому. Но мы этого не можем. Мы очень низки эмоционально, и именно поэтому большая часть работы, которую мы сейчас делаем, даже если мы по-настоящему ее делаем, не может иметь немедленных результатов. Но что-то всегда остается; сделанное не теряется, ни одно усилие не теряется, но за ним должны следовать другие усилия, и еще большие усилия. Поэтому один из первых вопросв - это как стать более эмоциональным, но мы этого не можем. Второй вопрос, как использовать эмоциональные состояния когда они приходят - и это возможно. Именно к этому мы должны себя подготовить. Эмоциональные состояния, эмоциональное напряжение приходит, но мы теряем его в отождествлении и прочем. Но мы могли бы его использовать.
В. Было бы одним из способов его использования постоянно вспоминать его вкус?
О. Нет. Я имею в виду использовать. Если вы стараетесь помнить себя в эмоциональном состоянии - вы увидите сами, это вопрос наблюдения - это даст вам другую силу мышления, другую силу понимания. Вы сможете понимать вещи совершенно по-другому. Если эмоция очень сильна, и если вы помните себя в этот мемент, вы даже будете по-другому видеть. Вы увидите многие вещи, которых вы не видите теперь. Но это невозможно описать, потому что это должно быть личным переживанием.
В. Иногда, после усилий само-воспоминания, у меня появляется чувство, как будто у неодушевленных объектов, как столы и стулья, есть нечто вроде их собственного само-сознания, но впоследствии это кажется мне невероятным, и я не верю этому.
О. Учитывайте возможность воображения. Скажите лучше так: я чувствую что-то новое в вещах. Но когда вы начинаете объяснять это себе, вы начинаете воображать. Не старайтесь объяснять. Просто оставьте это как есть. Иногда можно почувствовать очень странные вещи, но объяснения всегда неправильны, потому что вы чувствуете одним очень чувствительным аппаратом, а объясняете другой очень неуклюжей машиной, которая на самом деле не способна объяснить. Чаще всего происходит именно это.
В. Есть ли какой-то метод работы с теми тусклыми, унылыми негативными состояниями, которые появляются из ощущения усталости или холода?
О. Да, много методов, но даже если состояние настолько подавленное, что вы не можете ничего делать в данный момент - если вы делали усилия раньше, в лучших состояниях, это поможет. В любом случае вы не должны отождествляться - вы должны помнить, что это пройдет, что это не нормально - и это помогает.
В. Я говорю себе, что я просто устал и так далее, но никакого воодушевления не появляется.
О. Сделать ничего нельзя. Вам нужно делать только то, что абсолютно необходимо в данный момент и знать только, что это пройдет. Мы не можем постоянно быть одними и теми же. Иногда вы можете бороться с этим, иногда нет, но вы не должны отождествляться с этим, не должны верить, что это постоянно. Потому что эмоционально мы всегда во все верим - эмоциональный центр не знает завтра - все в настоящем, все постоянно для эмоционального центра. Поэтому вы не должны отождествляться с этим чувством: вы должны помнить, что это пройдет.
В. Мы можем делать усилия только интеллектуальным центром?
О. Усилия могут быть разные, но в начале мы можем руководиться только этим, только пониманием. Поэтому долгое время работа должна быть сосредоточена на понимании. Когда вы лучше понимаете вещи, многое становится возможным.


ХИТРЫЙ ЧЕЛОВЕК И ДЬЯВОЛ. 2 МАРТА 1939

В. Какая разница между двумя умирающими людьми, один из которых овладел искусством само-воспоминания, а другой никогда не слышал о нем?
О. Чтобы это описать, нужен большой писательский талант. Есть так много возможностей - люди могут быть очень разными и обстоятельтства могут быть различными. Это нельзя сформулировать в таком виде.
В. Само-воспоминание - это развитие способности помнить усилием воли?
О. Не помнить, но осознавать себя. Воспоминание - это только слово, за неимением другого слова. Но во всех языках существует это выражение - ты забыл себя, ты не помнил себя, я помнил себя, он помнил себя. Берите это в обычном смысле слова, но мне кажется, это связано еще с другим вашим вопросом о само-воспоминании. О том, что вы спросили о само-воспоминании и умирающем человеке. Я думаю, лучше рассказать вам об этом одну историю. Это старая история, которую рассказывали в московских группах в 1916 году, о происхождении этой системы и этой работы, и о том, что такое само-воспоминание. Однажды - это случилось в неизвестной стране в неизвестное время - один хитрый человек шел мимо кафе и встретил дьявола, который был в крайней нужде, и голодный, и холодный, и все в этом роде, и хитрый человек пригласил его в кафе, заказал ему кофе и стал расспрашивать о причинах его бедственного положения. Дьявол рассказал, что у него не было никакой работы. Раньше он занимался тем, что покупал души и сжигал их в древесный уголь, потому что когда люди умирали, у них были очень крупные души, которые он мог брать с собой в ад, и все дьяволы были довольны. Но теперь все огни в аду были потушены, потому что когда люди умирали, у них не было никаких душ. Тогда хитрый человек предложил ему заключить сделку. "Научи меня, как делать души, а я дам тебе знать, у кого душа сделана с моей помощью", сказал он, и заказал еще кофе. Тогда дьявол стал объяснять ему, что он должен учить их вспоминать себя, не отождествляться и так далее, и через некоторое время у них начнут расти души. И так хитрый человек начал работать, и организовал группы и учил людей помнить себя, и некоторые из них стали работать серьезно и старались не отождествляться и все такое. И когда они умирали, долгое время происходило одно и то же: они подходили к райским вратам, на одной стороне которых стоял Святой Петр с ключами от рая, а на другой дьявол, и когда Св.Петр собирался открывать врата, дьявол говорил: "Могу я задать только один вопрос - вспоминали ли вы себя?" И они говорили: "Да, конечно", и тогда дьявол говорил: "Извините, но эта душа моя". Так продолжалось очень долго, пока им каким-то образом не удалось передать на землю о том, что происходило у небесных врат, и тогда люди пришли к хитрому человеку и сказали: "Как же вы учите нас вспоминать себя, если нас за это забирает дьявол?". Но хитрый человек ответил: "Разве я учил вас говорить, что вы вспоминаете себя? Я учил вас не болтать". Тогда люди сказали: "Но ведь это же Св.Петр и дьявол!", а хитрый человек сказал: "А разве вы видели Св.Петра и дьявола в группах? Вот и не болтайте. Некоторые люди не болтают и проходят в рай. Я не только заключил сделку с дьяволом, я подумал и том, как его обмануть, но если люди болтают...."


СОЗНАНИЕ. 16 ЯНВАРЯ 1940

В. Можно ли понимать само-сознание как интенсивное само-воспоминание?
О. Вы можете думать, что вам нравится, но это ничему не поможет. Необходимо с этим что-то делать. Если мы будем тратить наше время на поиски новых названий для вещей, которыми мы не обладаем, это нам никак не поможет. Люди старались делать это тысячи лет, без результата.


БУДИЛЬНИКИ. 16 ЯНВАРЯ 1940

В. Я вижу, что когда я нахожу какой-то метод, помогающий мне помнить себя, он работает несколько раз, но затем теряет свою силу.
О. Вы должны все время менять их; ничто не работает долгое время - это часть нашего состояния. Возьмите это как факт; нет нужды анализировать это. Чем новее и неожиданнее вещи, тем лучше они работают. Это связано с основным принципом всей умственной и физической жизни. Вообще говоря, мы способны наблюдать только изменения в наших ассоциациях. Постоянных ассоциаций мы не чувствуем; мы замечаем только изменения. Поэтому если вы привыкаете к ним, вы должны иметь какой-то другой будильник; но потом вы привыкаете и к нему, и он перестает работать. Если же вы делаете так, что ваш будильник звенит постоянно, то вы заметите его только когда он замолчит.

СОВЕСТЬ - ПРОТИВОРЕЧИЯ. 16 ЯНВАРЯ 1940

В. Я думаю, мне было бы полезно, если бы кто-то мог показать мне какие-то мои противоречия.
О. Вы сами должны найти их. Если вы не хотите их видеть, никто не сможет их для вас найти. И самое первое, вы должны быть искренни с самим собой.
В. Я не очень понимаю, когда говорится, что совесть - это все наши эмоции, чувствуемые одновременно.
О. Если вы этого никогда не испытывали (я не говорю полностью, но хотя бы приближенно), то это очень трудно объяснить. Но я уверен, что у вас было это переживание, но в тот момент вы не заметили его, и теперь не можете восстановить. Это означает, что мы можем иметь противоречивые чувства об одной и той же вещи. Это не означает все существующие в мире эмоции, но эмоции о какой-то одной отдельной вещи, или человеке, ситуации, какой-то деятельности - это не имеет значения - в один момент вы можете чувствовать одно, в другой момент - совершенно другое. Иногда же приходят моменты, когда вы можете чувствовать все ваши эмоции об одном предмете одновременно. Но нужно ждать, пока вы заметите это, это нельзя придумать.
В. Поможет ли этому состояние само-воспоминания?
О. Да, усилие само-воспоминания может помочь в этом.

17.1.40

В. Вы говорили нам подумать о совести и о том, почему мы не можем представить себе все свои эмоции одновременно.
О. Не объединяйте эти две вещи. Если вы упоминаете их в одной фразе, они теряют весь смысл.


СОВЕСТЬ. 26 ЯНВАРЯ 1940

В. Как я могу найти связь между совестью и моей неспособностью чувствовать все свои эмоции одновременно?
О. Совесть это очень странная вещь. В обычном смысле очень легко понять, что это такое. И она может быть в обычных людях. Это эмоциональное чувство истины. Но в обычных людях она сталкивается с очень большим сопротивлением и все время должна работать против ложной личности, поэтому проявляется очень редко.


САМО-ВОСПОМИНАНИЕ. 1944

В. Вспоминание себя и спрашивание себя: "Кто я?" - это одно и то же?
О. Нет. Понимание идеи само-воспоминания связано с пониманием того, что человек не может помнить себя, и всю свою жизнь не замечает этого.
В. Если бы мы могли помнить себя, мы были бы тем, что вы называете пробужденными, не так ли?
О. Вполне.
В. Тогда мы обладали бы само-сознанием?
О. Возможны различные степени - и различные отрезки времени. Вещи не приходят все вместе. Но все начинается с осознания того, что мы не помним.


СМЕХ. 7 МАРТА 1945

О. Помните, что я сказал в прошлый раз, что на данном этапе смех помогает началу само-воспоминания?
В. Это потому, что смех помогает расслабиться?
О. Нет, в определенном смысле он помогает вам помнить себя..
В. Люди, которые больше всего смеются, кажутся наименее сознающими себя.
О. Нет, это не значит, что любой смех полезен.
В. Это связяно с чувством юмора?
О. Я говорю о проявлении, не о причине. Если кого-то ударили палкой и он смеется, результат тот же самый.
В. Верно ли то, что одним людям легче смеяться, чем другим?
О. А для некоторых это совершенно бесполезно. Они смеются и смеются - и ничего не получают.

В. Не могли бы вы объяснить водороды в отношении к центрам?
О. Я думаю, это было сказано сразу в связи с водородами... Интеллектуальный центр работает с Н48. Двигательный и инстинктивный с Н24, высший эмоциональный с Н12, и высший интеллектуальный с Н6.
В. Тогда по этой схеме, без сверх-усилий эти центры не будут работать?
О. Определенное количество производится, например, с помощью смеха. Так, соль 48 с помощью смеха развивается дальше до си 12. Это может быть не усилие, это может быть случайно. В любом случае, определенное количество Н6 может быть произведено.

СОЗНАНИЕ И ФУНКЦИИ. 16 ЯНВАРЯ 1940

В. Как можно попасть в интеллектуальную часть двигательного центра?
О. Вы не можете спрашивать так раздельно. Весь контроль над функциями зависит от состояния сознания; чем сознательнее вы становитесь, тем больше правильных вещей вы будете делать для той или иной цели. Тот факт, что вы задаете такие отдельные вопросы, говорит о том, что вы не видите, как все связано. Нельзя делать что-то одно и бросить все остальное; контроль над функциями приобретается повышением интенсивности сознания - что означает пробуждение. Пока вы полностью спите, у вас нет вовсе никакого контроля - вещи могут случаться или не случаться.
В. Влияют ли наши функции на изменение состояния? Хотя мое состояние изменяется, я не смог обнаружить ни одной причины, почему это происходит.
О. Можно найти много причин: в функциях, во многих вещах, но вы должны понимать, что дело идет об изменении сознания в вашем обычном состоянии - более пробужденное, менее пробужденное.
В. Развивается ли в человеке, начинающем пробуждаться, состояние внутренней раздвоенности?
О. Это наблюдение или нет? Если это наблюдение, то это одно, если же это просто философия, то это другое, тогда это просто бесполезно. Если вы решаете одно, а вещи происходят совершенно по-другому, это вам не поможет. Вы должны заниматься только сегодняшним днем, а не каким-то возможным завтра.

17.1.40

В. Все, что меня интересовало в работе, очень скоро стало вызывать во мне негативность, стало казаться бесконечно скучным и однообразным. Как избежать этой ловушки?
О. Это замечательное состояние для само-воспоминания - вы можете его использовать. Чем вы негативнее, тем лучше вы можете вспоминать себя - если вы понимаете, что можете выбраться. Само это состояние должно напоминать вам, иначе вы будете негативны все время.

 




Популярное