Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 6. ЦЕЛЬ  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Дальнейшие записи Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 6. ЦЕЛЬ

Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 6. ЦЕЛЬ

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Глава 6. ЦЕЛЬ

ДЕЛАНИЕ НЕВОЗМОЖНОГО - ИЗМЕНЕНИЕ БЫТИЯ - ЭМОЦИЯ И УСИЛИЕ

В. Нам было сказано, что реальная работа над бытием требует осознания необходимости правильного понимания. Вы также говорили, что мы должны понимать, чего мы хотим.
О. Этому есть несколько причин. Из всех факторов, способных нас изменить, понимание - самый сильный. Чем больше у нас понимания, тем лучше результаты наших усилий.
В. Я нахожу совершенно невозможным судить о каком-то изменении в уровне моего бытия. Я могу наблюдать понимание, но не изменение бытия.
О. Понимание зависит от уровня бытия. Я вижу, вы не понимаете, что значит уровень бытия. Как я объяснил в первой лекции, одна из основных черт нашего бытия - это то, что у нас много "я", а также, что у нас есть организация для работы, направление работы. Это уже означает изменение бытия.
В. Какой уровень бытия от нас требуется?
О. Понимание. Степень невозможно определить словами.
В. Если мы машины, как мы можем изменить наш уровень бытия?
О. Вы не можете ждать, пока вы изменитесь. В работе есть один очень важный принцип - вы никогда не должны работать в меру своих сил, но всегда выше своих сил. Это постоянный принцип. В работе вы всегда должны делать больше, чем можете. Только тогда вы можете измениться. Если вы делаете только то, что возможно, вы останетесь там, где есть. Нужно делать невозможное. Не берите слово "невозможное" на большой шкале. Даже немного имеет большое значение. Вы должны делать больше, чем можете, иначе вы никогда не изменитесь. Это не так, как в жизни - в жизни вы делаете только то, что возможно.
Необходимо понять, что единственная цель - это изменение бытия. Цель в том, чтобы достичь высших состояний сознания и уметь работать с высшими центрами. Все остальное для этого, для достижения этого. Необходимо сделать тысячу вещей, которые кажутся не имеющими к этому никакого отношения, но они все необходимы, потому что мы живем ниже нормального уровня. Вначале нам нужно достичь нормального уровня, а затем уже развивать новые возможности.
Часто люди говорят, что они работали очень долго и не видят никаких результатов. Но чтобы получить хотя бы немного, нужно работать с совсем другим напряжением. Это как учить иностранный язык. Если вы учите десять слов в день, через десять или пятнадцать лет вы будете на том же самом месте - вы будете что-то учить и что-то забывать. Работа требует постоянных усилий, очень больших усилий, постоянных усилий. Много времени занимает только приготовление, и некоторые вещи, как работа над препятствиями, требуют очень длительного времени - это медленная работа. Но вы должны думать не только о препятствиях, но и о цели, а это требует другого усилия.
В. Что значит стараться делать невозможное?
О. Изменить свое состояние - само-воспоминание. Чтобы сдвинуться с мертвой точки, вы должны делать больше, делать больше усилий, чем в обычной жизни. Люди забывают это, или думают, что могут делать эту работу с тем же, а то и меньшим усилием, чем в жизни. Это совершенно невозможно. Усилие имеет много различных сторон. Иногда усилие не делать чего-то, или делать это по-другому, больше, чем усилие что-то делать. Усилия могут быть разными, но вначале мы можем руководиться только разумом и пониманием. Поэтому в течение долгого времени работа должна быть сосредоточена на понимании. Когда вы лучше понимаете вещи, многое становится возможным.
В. Как делать правильное усилие по отношению к само-воспоминанию?
О. Стараясь понять, что это такое, почему вы хотите это делать. Чем больше вы вкладываете в это, чем больше вы понимаете об этом, тем лучше будет результат. Когда вы поймете, как много вы теряете, когда не вспоминаете себя, у вас будет сильный импульс вспоминать себя когда только можно. Когда вы поймете, что вы не помните себя, и что это значит, и когда вы поймете, что значит для вас само-воспоминание, и когда вы сопоставите то, что вы теряте, когда не помните себя, с тем, что вы приобретаете, когда вспоминаете себя - тогда ваше понимание начнет расти, и чем больше вы будете понимать, тем больше усилий вы будете делать.
В. Когда я становлюсь слишком эмоциональным в работе, я очень скоро разрушаю все усилие.
О. Разрушительно только отождествление. Эмоция может только прибавить энергии, дать новое понимание. Вы принимаете отождествление за эмоцию. Вы не знаете эмоций без отождествления.
В. Есть ли какой-то способ увеличить понимание?
О. Не один; есть тысячи способов. Все, о чем мы говорили с самого первого дня - все это о способах увеличения понимания. Но главное, вы должны бороться с препятствиями, с тем, что мешает вам понимать. Только удалив эти препятствия вы начнете понимать больше. Но препятствия, за исключением общих описаний отождествления и так далее, индивидуальны. Вы должны найти свои собственные. Вы должны найти, что мешает вам лично. В общем смысле, вы найдете ту или иную форму отождествления, но для вас лично она будет иметь совершенно особый вкус. Трудности другого человека могут казаться вам самым простым делом, но ваши собственные покажутся невероятно трудными и вы почувствуете, что вы ничего не можете с ними сделать. Но это не невозможно. От вас не требуется ничего невозможного. Вам нужно быть только настойчивыми и действовать определенным образом, и помнить обо всем сказанном.
В. До этой работы я был полон каких-то маленьких радостей, воодушевлений, и тому подобного. Я вижу, что большинство из них были основаны на воображении, но сейчас у меня почти совсем нет никаких чувств. Это какое-то очень унылое ощущение, и трудно поверить, что у других людей то же самое.
О. К сожалению, то же самое. Это одна из самых больших проблем - как сделать себя более эмоциональным - потому что мы не можем уйти далеко на одном интеллекте. Поможет только усилие - делать усилия и помнить о различных линиях работы, стараться не отождествляться, стараться помнить себя, стараться то, стараться это - усилие, усилие... Вместе с тем, это очень большая проблема, потому что столь многое против этого... Но если вы делаете достаточно усилий, вы станете более эмоциональными. Чем больше усилий вы делаете, тем более эмоциональными вы становитесь. И тот факт, что это постоянный вопрос, который все задают - или если не задают, то, во всяком случае, чувствуют эту проблему - говорит о том, что вы не делаете достаточных усилий.
В. Вы говорите, что необходимо больше усилий. Усилий чувствовать эмоцию или усилий работать?
О. Так нельзя формулировать. Это просто усилие работать. Невозможно делать усилия быть эмоциональным. Здесь не поможет никакое усилие.
В. Вы сказали, есть многое против нас в наших усилиях быть эмоциональными.
О. Вы не можете делать усилия быть эмоциональными. Это совершенно неверно. Вы не можете делать усилия быть эмоциональными, но вы можете делать усилия. Если вы делаете что-то, вы можете делать это без усилия, стараясь делать как можно меньше, или вы можете вкладывать в это много усилия. Эмоция может появиться только как результат определенного усилия. В обычных условиях, в обычной жизни, это только случается - что-то случается и приводит вас в эмоциональное состояние. Вопрос в том, как произвести эмоцию, как сделать себя эмоциональными самим. И я могу сказать, что в нашем положении есть только одна вещь - усилие. Не усилие произвести эмоцию. Такого усилия не существует. Но очень сильное постоянное усилие в любой работе, которую вы делаете, через некоторое время сделает вас эмоциональными - конечно, не сразу. Но определенный период усилий на различных линиях определенно усилит ваши эмоции.
В. Почему совершение усилий так трудно? Вероятно, это отчасти оттого, что пока у нас нет контроля над негативными эмоциями, у нас нет и достаточной энергии?
О. Нет. Контроль над негативными эмоциями - это очень далекая цель. Мы не можем ждать этого. Усилия могут казаться трудными, потому что мы не готовы к ним в своем уме. Мы не думаем о них правильным образом. Мы даже не допускаем умственно, что это необходимо - делать усилия. Это создает наибольшую трудность. Необходимость делать усилия приходит как шок - как что-то новое. Мы не готовы к этому.


ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ И МНОГИЕ "Я"

В. Мне хотелось бы суметь принять такое решение работать, от которого я бы не мог уже отступиться.
О. Это одна из наших наибольших иллюзий - что мы можем принимать решения. Чтобы принимать решения, необходимо быть, потому что у таких, какие мы есть, одно маленькое "я" принимает решения, а от другого "я", которое ничего об этом не знает, ожидается выполнение этого решения. Это одна из главных вещей, которые мы должны осознать, то есть что, такие как мы есть, мы не можем принимать решения даже в малом - вещи просто случаются. Но когда вы поймете это правильно, когда вы начнете искать причины, и когда вы найдете эти причины, тогда вы будете способны работать, и, может быть, сможете принимать решения, но в течение долгого времени только по отношению к работе, ни к чему иному.
Самое первое решение ваше должно быть - делать вашу собственную работу, и делать ее регулярно, напоминать себе о ней, не давать ей ускользнуть от вас. Мы очень легко все забываем. Мы решаем делать усилия - определенные виды усилий и определенные виды наблюдений - а затем просто обычные вещи, обычные октавы, прерывают все это и мы все забываем. Снова мы вспоминаем, и снова забываем, и так далее. Необходимо меньше забывать и больше вспоминать. Необходимо удерживать при себе определенную массу понимания, определенные вещи, которые вы уже осознали и поняли. Вы должны стараться не забывать их.
Главная проблема в том, что делать и как заставить себя это делать. Заставить себя думать регулярно, работать регулярно - в этом вся вещь. Только тогда вы начнете видеть себя, то есть видеть, что более важно, что менее важно, чему уделять больше внимания, и так далее. Иначе - что происходит? Вы решаете работать, делать что-то, изменять что-то - и остаетесь там же, где были. Старайтесь думать о вашей работе: что вы пытаетесь делать, почему вы делаете это, что помогает вам это делать и что мешает, как извне, так и изнутри. Как я уже не раз говорил, это даже полезно - думать о внешних событиях, особенно в такое время как сейчас, потому что они показывают вам, насколько все вызвано тем, что люди спят, что они неспособны думать правильно, неспособны понимать. Когда вы увидите это вокруг себя, вы сможете применить это и к себе. Вы увидите ту же путаницу в вас по отношению к самым разным предметам, к одному и тому же предмету. Очень трудно думать, трудно увидеть, где начать думать. Когда вы осознаете это, вы начнете думать правильным образом.
Если вы найдете свой способ мыслить правильно об одной вещи, это сразу поможет вам думать правильно о других вещах. Трудность в том, что люди не думают правильно ни об одной вещи.
В. Что меня в себе наиболее тревожит, это легкость, с которой я впадаю в состояние, в котором невозможно никакое усилие.
О. Да, но если вы будете делать регулярные усилия, это поможет вам продвинуться дальше.
В. Как можно избежать того, чтобы регулярные усилия стали лишь формальными, чтобы они лишились всякого смысла?
О. Само-воспоминание никогда не может стать формальным. Если эти усилия становятся формальными, это означает очень глубокий сон. Тогда необходимо сделать что-то, чтобы себя пробудить. И начать нужно с идеи механичности и результатов механичности.
Вы совершенно правы. Все ускользает и исчезает, и вы остаетесь ни с чем. Снова вы начинаете с какого-то сознательного усилия. Снова оно ускользает. Вся вещь в том, как не допустить этого исчезновения. В нашем обычном мышлении и эмоциях много механических привычек, и эти механические привычки всегда возвращают нас в наше обычное состояние. Мы хотим думать по-другому, мы хотим быть другими, работать другим способом, чувствовать по-новому - но ничего не происходит, потому что есть много механических привычек, которые возвращают нас обратно. Необходимо изучать эти привычки и стараться пролить свет на них, увидеть их. Взять, например, это постоянное использование слова "я", когда вы не имеете права говорить "я". Вы можете говорить о себе "я" только говоря о своей работе для достижения определенной цели - само-изучение, изучение системы, само-воспоминание. Только тогда вы можете говорить "я". Во все остальном - конечно, вы не можете изобрести другого языка - но вы должны осознавать, что это не самом деле не "вы", а лишь малая часть вас. Когда вы научитесь видеть это различие, когда это станет почти привычкой (не в обычном смысле привычкой, но постоянным осознанием), тогда вы будете ощущать себя правильно. Но если вы все время говорите "я", и не видите никакой разницы, это только усиливает механические привычки. И как много мы делаем такого, чего мы на самом деле вовсе не хотим делать! Это забирает всю нашу энергию, и для реальной работы ничего не остается.
В. Является ли постоянная смена многих "я" результатом привычки?
О. Да, но все это изменение на одном и том же месте, топтание на одном и том же месте. На самом деле это не изменение. Мы хотим вызвать изменение, но изменение может быть только результатом постоянного усилия. Обычно, механически, это лишь хождение по кругу.
В. Возможно ли найти в себе какую-то ответственность?
О. Конечно. Но по отношению к чему? Вы начинаете определенную работу. Вы имеете ответственность по отношению к этой работе - по крайней мере, вы должны иметь. Но кто? Если вы все называете "я", то вы должны иметь в виду, что есть много "я": некоторые ответственны, некоторые нет, потому что они не имеют ничего общего с этой работой. Вы состоите из различных частей.
В. Что это за качесто, которым обладают те некоторые, которые могут развиваться, и которым не обладают другие?
О. Много качеств, не одно. Старайтесь подумать опять о различных сторонах самих себя, и возможно, вы найдете эти вещи - здесь возможен только практический подход. Вы найдете стороны, которые работают, и стороны, которые не работают, и затем, возможно, вы увидите, какие качества могут работать, а какие несовместимы с работой. В общем, это можно выразить только так. Это начинается со способности оценки; полезно начать с этого. Некоторые люди имеют истинные ценности, некоторые имеют ложные, некоторые не имеют никаких. То же самое с различными "я" - некоторые из них ценят реальные вещи, некоторые - ложные, некоторые не ценят ничего. Вы можете найти все это в самих себе.
В. Что это такое, что может быть развито в людях, и чем, как кажется, я не обладаю? Я всегда вижу только негативную сторону самого себя, только то, что мне мешает.
О. Кто работает? Это что-то в вас самих. Некоторые "я" заинтересованы в работе, другие "я" не хотят беспокоиться. Увидеть это - это только вопрос наблюдения, ничего больше. Затем вы увидите, что одно "я" связано с другим, с третьим. То, что хочет работать, связано со многими другими. Таким способом вы можете найти в себе много групп "я".


ИДЕИ И ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ. 3 СЕНТЯБРЯ 1935

О. Система не может объяснить всего. Многие вещи мы знаем очень хорошо, но продолжаем обманывать себя, главным образом, о словах. Очень трудно понять истинную ценность слов. "Нищие духом" означает тех, кто не верит в слова, "богатые духом" - тех, кто верит. Часто люди говорят (и это связано с триадами): "Если я сделаю то-то и то-то, это будет прекрасно". Они не понимают, что невозможно сделать точно то, что они хотят, что все будет немного по-другому, а в конце вообще все будет по-другому. Тогда они видят, что все вышло по-другому и говорят: "Да, но первоначально все задумывалось очень хорошо." Это не было хорошо. Это может выглядеть прекрасно как идея, но при реализации она превращается в свою противоположность. Она всегда изменится из-за трения. Есть идеи, которые могут пройти через триады, и есть такие, которые не могут, которые могут существовать только в форме одной силы, или половины силы, или четверти.
В. Их невозможно осуществить?
О. Если и можно, они становятся другими, или превращаются в свою противоположность. Возьмите психоанализ или большевизм. Именно поэтому людям почти никогда ничего не удается - они не понимают, что многие прекрасные идеи не могут быть осуществлены в такой же прекрасной форме. Люди не понимают, что есть идеи совершенно пустые, без всякого содержания, и есть другие, очень весомые. Люди (массы, люди 1, 2 и 3) живут этими несуществующими идеями. И каждые десять лет, если оглянуться назад, видно, что они были ложными, потому что уже видны результаты. Но свои настоящие идеи человек не может увидеть так же, как эти прошлые.
В. Можно ли их как-то распознавать заранее?
О. Конечно. Во многих случаях, если вы смотрите искренно, вы немедленно увидите, что та или иная идея не может быть осуществлена. Например - разоружение. Самый простой способ это увидеть - просто посмотреть серьезно и спросить: можно это осуществить или нет? Или например, социалистические идеи: большевизм - это их единственно возможное осуществление. Почему? Потому что всегда будет оппозиция, и в этой борьбе за выживание социалистические идеи всегда становятся преступными.
В. Почему социализм превращается в капитализм? Их идея была равномерное распределение доходов...
О. Нет, это было только в брошюрах. Им нужна была власть, и для этого им пришлось отказаться от принципов. Конечно, они стараются повторять как можно больше слов. Но социалистические идеи не могут быть осуществлены, потому что всегда будет сопротивление и борьба. Если бы не было сопротивления, то, может быть, было бы достигнуто равновесие на полчаса. Борьба всегда изменяет результаты. Но к школьным идеям это не относится. Они становятся только лучше от борьбы, потому что они созданы для борьбы. Они задуманы высшими умами так, что начинаются с результатов - как роман, начатый с конца и затем приведенный к началу. Любой хороший роман, если есть сюжет, может быть написан только с конца. Тогда все вещи становятся на свои места. То же самое и здесь. Интересно, что сами писатели часто не знают, что пишут с конца. Многие думают, что пишут с начала.
В. В отношении собственной цели - могут быть в ней неосуществимые вещи?
О. Система показывает, что осуществимо, а что нет.
В. Я нахожу, что мне трудно держаться принятых решений. Может быть, лучше отказаться от их принятия?
О. Одни могут быть в конце концов осуществлены, другие могут оказаться неосуществимими. Если вы не принимате решений, вы никогда не будете пытаться что-то делать. Но вы должны принимать осуществимые решения, и решения, о которых нужно помнить. Некоторые вещи в работе необходимы. Есть общие требования, обязательные для тех, кто хочет работать в этой системе. Имеют ваши решения отношение к этому или нет? Необходимо начинать с начала, и всегда помнить, почему вы начали. Хотите вы того, что можно получить в обычной жизни, или чего-то другого? Стоит ли стараться? О некоторых вещах вы можете быть уверены, что вы не получите их обычным путем, но нет гарантии и того, что вы получите их на этом пути. Например, может быть иной очередность. Есть определенный порядок, в каком можно что-то получить, но нам о нем ничего не известно. Нет сомнения, что вы можете получить некоторые вещи, но нет гарантии, что вы их получите. Но, возможно, вы получите что-то другое. Если вы чего-то не получите, это значит, что вы совершенно точно не получите этого и ни на каком другом пути.


ПЕРЕКРЕСТКИ. 19 СЕНТЯБРЯ 1935

В. Несколько раз в год некая линия действия становится мне совершенно ясной. То, что было очень трудно, становится очень легким и даже вызывает воодушевление. Я знаю по опыту, что если я немедленно перестану следовать этой линии, то следующая возможность предоставится очень нескоро, или вообще никогда. Эти хорошо видимые линии действия иногда приходят как результат усилия, но очень часто по совершенно неизвестным причинам. Почему это происходит и как сделать так, чтобы эти моменты приходили чаще и длились дольше? Я испытывал эти моменты на протяжении всей моей жизни и пришел к выводу, что если нет этого ощущения, обычно называемого воодушевлением, то бесполезно предпринимать какое-либо серьезное действие.
О. Я не могу сказать, не зная, в каком направлении, по отношению к чему. В сущности, это совершенно верно. Есть периоды обычных условий, когда ничего не происходит, а потом приходят перекрестки. Вся жизнь состоит из улиц и перекрестков. Поворачивание в перекрестках может стать более организованным, если у человека есть центр тяжести. Тогда какая-то вещь становится все более важной и человек все время сворачивает в одном направлении. Но воодушевление не имеет с этим ничего общего. Это просто осознание момента, когда вы можете что-то делать.


ПЕРЕКРЕСТКИ. 26 СЕНТЯБРЯ 1935

Вы должны начать с какой-то конкретной идеи. Постарайтесь найти, что именно вам мешает быть активными в работе. Необходимо быть активными в работе; невозможно ничего получить, оставаясь пассивным...
Мы уже забываем начало, с чего мы начали и почему, и большую часть времени мы никогда даже не думаем о цели, но лишь о мелких деталях. Никакие детали не имеют значения без цели. Само-воспоминание не имеет никакой пользы без воспоминания о целях работы и о первоначальной основной цели. Если эти цели не помнятся эмоционально, могут проходить годы и вы будете оставаться в том же положении. Недостаточно воспитать ум. Необходимо воспитать волю. Вам необходимо понять, что такое наша воля. Время от времени у нас появляется воля. Воля - это результат желаний. В тот момент, когда у нас есть сильное желание, у нас есть воля. В этот момент мы должны изучать нашу волю и смотреть, что можно сделать. То, что мы имеем, это не воля, а своеволие. Если человек это понимает, он должен быть достаточно храбрым, чтобы отказаться от своей воли, слушать то, о чем ему говорят. Вы должны искать такие моменты, не упускать их. Я не имею в виду создавать их искусственно, хотя здесь в доме создаются специальные условия для отказа от своей воли, так что, если вы отказываетесь от своей воли, позже вы можете иметь свою. Но даже люди, которые не живут здесь, если они наблюдают за собой и очень внимательны, могут поймать себя в такие моменты и спросить себя, что им нужно делать. Каждый должен найти свой собственный случай. Эта идея связана с перекрестками. Перекрестки - это моменты, когда можно что-то сделать. Приходит момент, когда человек может помочь своей работе или нет. Если приходит возможность, но человек не использует ее, другая может не появиться в течение многих лет, или еще дольше, если человек не сумеет использовать организованную работу, способную создавать постоянные трудности.


ЦЕЛЬ

В. Не могли ли бы вы мне сказать, что должно быть нашей целью, я имею в виду, что возможно приобрести этой работой?
О. Да, мы можем говорить о целях. Только, как я всегда говорю, вы должны иметь свои собственные цели. Если вы назовете их, можно будет обсуждать это на гораздо лучшем материале.
Определение и формулирование цели - это очень важный момент в работе, и обычно происходит - и именно поэтому невозможно говорить о целях в общем - то, что человек определяет свою цель совершенно правильно, в совершенно правильном направлении, только он берет цель, которая очень далека. Затем он начинает изучение и собирание материала, имея в виду свою цель. В следующий раз при определении цели он определяет ее немного по-другому, берет цель немного более близкую. В следующий раз опять немного ближе, и так далее, пока он не найдет цель совсем близкую - завтра или послезавтра. Это наиболее правильное отношение к целям, если говорить о них без конкретных примеров.
Но вместе с тем, многие из целей уже были названы. Кто-то хочет иметь единство. Совершенно правильно, очень хорошая цель. Кто-то хочет быть свободным. Как? Только когда он приобретет контроль над машиной. Кто-то говорит: "Я хочу быть сознательным." Совершенно правильно. Кто-то может сказать: "Я хочу иметь волю". Очень хорошо. "Я хочу пробудиться." Также очень хорошо. Все это цели на одной линии, но только на разных расстояниях.
В. Я прихожу к выводу, что большинство моих целей слишком далеки, и мне хотелось бы больше работать практически.
О. Да, потому что прежде чем достичь далеких целей, есть много вещей, которые вам нужно делать здесь и сейчас, и именно в этом эта система отличается почти от всех остальных систем. Почти все другие системы начинаются по меньшей мере за десять тысяч миль впереди и не имеют никакого практического значения; но эта система начинается в этой комнате - в этом разница, и это нужно понять прежде всего.
В. Нужно ли всегда помнить о большой цели позади маленькой?
О. Это зависит от того, для чего вы это делаете. Вы никогда не бываете одним и тем же два дня подряд. В некотрые дни вы добьетесь большего успеха, в другие меньшего. Все, что мы можем делать, это контролировать все, что в наших силах. Мы никогда не сможем контролировать более трудные вещи, если мы не можем контролировать более легкие. Каждый день и час есть вещи, которые мы могли бы контролировать, но не делаем этого. Поэтому мы не можем контролировать какие-то новые вещи. Мы окружены бесконтрольными вещами. Главным образом, мы не контролируем наше мышление. Мы думаем лишь смутно и о чем придется. Но если вы не сформулируете, чего вы хотите, ничего не произойдет. Это первое условие. Но этому есть много препятствий.
В. Я очень часто пытался думать, чего я хочу, но я нашел только путаницу из самых разных вещей.
О. Совершенно верно. Об этом я и говорю. Я хочу, чтобы вы поняли, как трудно это определить. Допустим, вам дана возможность получить все, что вы хотите - вы не будете знать, что сказать. Вы должны понять это и знать; вы должны быть способны это сформулировать.
В. Если я стараюсь контролировать выражение негативных эмоций, то в результате условия в жизни изменяются для меня в лучшую сторону. Я вижу, что я работаю ради этих немедленных результатов, а не для пробуждения. Возможно, это неправильная цель?
О. Это не вопрос правильного и неправильного, это вопрос знания своей цели. Подумайте об этом. Цель должна быть всегда в настоящем и относиться к будущему.
В. Попытки сформулировать мою цель показали мне, что я не знаю, что это, и мне нужно сначала узнать это, прежде чем я смогу двигаться дальше.
О. Я боюсь, что вы думаете об этом только абстрактно. Просто вообразите, что вы входите в огромный магазин со множеством различных отделов. Вы должны знать, что вы хотите купить. Как вы можете что-то купить, если не знаете, чего хотите? Именно так нужно подходить к этой проблеме. Первый вопрос: Что вы хотите? Если вы это знаете, тогда следующий вопрос будет: Стоит ли за это платить и достаточно ли у вас денег? Но первый вопрос: "Что?"
Плата - самый важный принцип в работе, и нужно понять, что это абсолютно необходимо. Без платы вы не получите ничего; и вы можете получить только столько, сколько вы заплатили - не больше.
Плата означает усилие, изучение, время - многие вещи.
В. Я вижу, что я искренно хочу больше знания, но реально изменить свое теперешнее бытие я не хочу.
О. Да, это очень хорошее наблюдение, потому что мы почти все в точно таком же положении. Мы хотим получить что-то за ничего, и именно поэтому у нас ничего нет. Если бы мы по-настоящему решили получить это знание - или даже просто какую-нибудь мелочь - и стремились к нему несмотря ни на что, то мы бы его получили. Это очень важно понять. Мы говорим, что мы хотим знания, но на самом деле это не так. Это не воображение - не имеет значения, как вы это назовете, вы можете найти этому другое название - это такое особенное отношение. Вы будете платить за что угодно, но за это вы не готовы платить, и поэтому в результате ничего не получаете.
В. В попытках сформулировать ясно, чего я хочу, самое сильное ощущение - что того, чего я хочу, у меня совсем нет.
О. Да, это всегда так, но это не определение. Конечно, если бы у вас это было, вы бы этого не хотели - у вас бы это уже было. Вы видите, это связано со многими вещами. Не думайте, что можно быстро решить эту проблему. Мы так привыкли думать неправильно почти обо всем, что даже не знаем, как начать думать правильно. Совершенно верно - того, чего мы хотим, у нас нет, но что это такое? Именно об этом нам нужно подумать - и мы боимся об этом думать. Мы говорим: "Если этого нет в этой комнате, то этого не существует". И так мы думаем почти всегда. Это неправильное мышление.
В. Я старался думать о том, чего я хочу получить от работы. Многим "я" во мне работа просто смутно нравится. Я чувствую, что только это меня удерживает.
О. Это верно, очень полезно знать более определенно. Снова и снова мы должны возвращаться к вопросу о том, чего мы хотим от работы. Не используйте для этого терминологию системы, найдите, чего вы сами хотите. Если вы говорите, что хотите быть сознательными, это очень хорошо, но почему? Что вы хотите получить, став сознательными? Не думайте, что можете ответить на этот вопрос немедленно. Это очень трудно. Но вы должны продолжать возвращаться к этому. И вы должны понимать, что к тому времени, когда вы сможете что-то получить, вы должны знать, что это такое. Это очень определенное условие. Вы никогда не сможете ничего получить, пока не узнаете этого и не сможете сказать: "Я хочу вот это". Тогда, возможно, вы получите это, а возможно, нет, но вы никогда не получите этого, если не знаете. Кроме того, вы должны хотеть вещи в определенном порядке.
В.Что это значит?
О. Нужно изучать и понимать правильную очередность возможностей. Это очень интересная тема.
В. Вы имеете в виду в системе?
О. С помощью системы. Но вы можете сформулировать это по-своему. Вы должны быть искренними с самим собой. Вы должны точно знать, чего вы хотите, лишь тогда вы сможете спрашивать: "Сможет ли система помочь мне получить это?", и так далее. Но знать, чего вы хотите, необходимо.

Я говорил об этом вопросе цели, потому что я советую вам подумать об этом, пересмотреть, что вы уже думали о цели, и решить, как бы вы определили свою цель теперь, после изучения этих идей. Бесполезно ставить себе и формулировать цель, которой невозможно достичь. Но если вы формулируете цель, которой есть надежда достичь, тогда ваша работа будет сознательной, серьезной.
Если бы меня спросили, что может человек получить, что можно ему точно обещать при условии, что он работает, я бы ответил, что это то, что через некоторое время работы он себя увидит. Другие вещи, которые он может получить, такие как сознание, единство, связь с высшими центрами, все приходит только после этого - и мы не знаем, в какой последовательности. Но мы должны помнить одно - пока мы не получим это, то есть пока мы не увидим себя, мы не сможем получить что-то другое. И пока мы не начнем работать, имея в виду именно эту цель, мы не можем сказать, что начали работать. Таким образом, на определенном этапе мы должны иметь совершенно определенную непосредственную цель - видеть себя. Даже не знать себя (это приходит позже), но видеть себя.


ЦЕЛЬ. ПОНЕДЕЛЬНИК, 10 ЯНВАРЯ 1938

О. В одном из вопросов была упомянута идея цели. Я советую вам подумать об этом - что вы думали о цели раньше, и как после долгого изучения этих идей вы можете определить свою цель, и как вы объясните - если новый человек спросит вас "Что может быть моей целью?" - как бы вы описали его возможную цель, что он может получить и что он должен стараться получить. Бесполезно описывать цель, о которой вы знаете, что он ее не достигнет, но если вы дадите ему цель, которой он может надеяться достичь, тогда его работа будет сознательной - серьезной.
Вы помните этот пример ( мне кажется, более поздним группам я не приводил его, потому что он требует долгого разговора) - его всегда давал Гурджиев, чтобы показать, как определяется цель на этом пути. Представьте, что человек идет ночью, в темноте, по пустынной местности, или по дороге, и вдруг видит вдалеке свет и идет к этому свету, и этот свет становится целью, но через некоторое время этот свет исчезает - за холмом или чем-то еще - и он видит другой свет, а затем третий, и так много раз, и затем он видит свет прямо перед собой, и этот последний становится его целью - все предыдущие огни тоже были его целью, но когда он видит, что уже нет ничего между ним и этим последним светом, лишь тогда он начинает понимать свою настоящую цель. Представьте, что кто-то просит вас перевести это на обычный язык, что вы скажете об этой последней цели? Возможно, некоторые люди способны увидеть эту цель сразу, хотя это очень сомнительно, но предположим, вы видите - как вы ее опишете?
В. Это всегда больше и больше понимания?
О. Это слишком абстрактно.
В. Это не так уж абстрактно, потому что если человек не понимает, он не видит света.
О. Это очень общо - нет конкретного предмета. Вы не можете говорить "больше и больше" или что-то в этом роде. Может быть, вы думали об этом определении, или, может быть, не думали, но когда меня спрашивают об этом, я говорю, что то, что человек может получить, или что можно ему обещать при условии, что он работает, это что через некоторое время работы он увидит себя - это единственная вещь, которую человек должен получить прежде всего. Другие вещи, мы не знаем последовательности, в которой они приходят - высшие центры, высшее сознание, многое другое - они могут быть только после этого, но мы не знаем, в каком порядке. Мы знаем только одно (можем знать или не знать), что пока мы не получим этого, мы не можем получить ничего другого, и пока мы не начнем работать сознательно над этим, мы не можем даже сказать, что начали работать. Работа начинается с того, что сначала человек узнает, что возможно, что невозможно, и через некоторое время он должен дойти до стадии, когда он формулирует свою цель как
"увидеть себя" - прежде всего человек должен быть способен видеть себя.
В. Означает ли это комбинацию само-наблюдения и само-воспоминания?
О. Нет, это не так - это значит иметь правильный образ самого себя.
В. Возможно ли иметь полный и законченный образ самого себя?
О. Не законченный - лучше иметь что-то, но он может быть законченным в начале.
В. Возможно ли прийти к тому , чтобы видеть, что ты есть?
О. Да, конечно, только с этого и можно начинать; пока вы не достигните этого, вы не сможете начать какую-либо серьезную работу, только учиться, и даже изучение себя - это одно, видение же себя - совсем другое; это никогда не будет одним и тем же.
В. Очень трудно быть уверенным, что говоришь себе правду.
О. Очень трудно. Поэтому я не сказал ничего о говорении или знании; я сказал "видеть" - вы должны видеть картинку, сначала одну, затем другую, и еще другую, вы сравниваете их; нельзя увидеть их все в один и тот же момент.
В. Будет ли это соответсвовать тому, как видят нас другие?
О. Этого я не могу сказать; когда вы будете видеть, мы сможем сравнить.
В. Как можно проверить, видишь себя правильно или нет?
О. Когда видишь много раз одно и то же.
В. Но разве нельзя много раз видеть одно и то же неправильно?
О. Способность самообмана так велика, что можно продолжать обманывать себя бесконечно.
В. Но мне хотелось бы знать, как это проверить?
О. Я думаю, когда входит эмоциональный элемент, это помогает проверить - это называется совесть.
В. Включает ли это в себя видение частей своей черты?
О. Может быть.
В. Значит ли это, что человек вдруг просыпается и ему становится стыдно?
О. Это эмоция. Это зависит от того, что он видит. Позже можно поговорить о том, как эти эмоции использовать. Теперь же я говорю только о видении. Я говорю только о том, что вы можете сказать новым людям.
В. Означает ли это, что человек увидит свою полную механичность?
О. Это только одна сторона - есть много сторон.
В. Те картинки, которые человек видит - это его различные личности?
О. Нет.

ЦЕЛИ. 25 АПРЕЛЯ 1938

В. Как мне научиться действовать в жизни по-другому, чтобы избежать всех этих повторяющихся ограниченных эмоций, которые я чувствую теперь?
О. Это наша цель - это цель всей работы. Это то, почему работа так организована, почему мы должны изучать различные теории, помнить различные правила, и так далее. То, о чем вы говорите - это далекая цель. Сперва мы должны работать в системе. Когда мы научимся тому, как действовать в связи системой, в связи с организацией, только затем мы научимся действовать в жизни; но нельзя сначала научиться действовать в жизни, не пройдя через систему.
В. Если в нас все слабость и нет никакой силы, из какого источника мы можем черпать силы, чтобы хотя бы начать работу?
О. Мы должны иметь определенную силу. Если в нас все слабость, то мы ничего не сможем сделать. Но в то же время, если бы у нас не было никакой силы, мы бы не заинтересовались этой работой. Если мы осознаем свое положение, значит у нас есть определенная сила, и новое знание увеличивает эту силу. Так что мы имеем достаточно. Позже, сила приходит из нового знания, новых усилий.

РАЗВИТИЕ. 17 ЯНВАРЯ 1940

В. Есть очень большая часть меня, которая не хочет развиваться. Как мне усилить ту часть, которая этого хочет?
О. Вы должны делать то, что можете, сверх этого вы ничего не можете сделать. Это "я", которое хочет расти, будет расти, но оно может расти только от ваших усилий; тогда оно сможет как-то бороться с вмешательством других "я".
В. Как можно построить реальное направление, более сильную цель?
О. И здесь то же самое - построением самого себя. Вы можете быть сильнее самих себя.
В. Мы только скопление различных "я". Как узнать, какому "я" верить? Как узнать, является ли правильным то "я", которое приняло решение?
О. Мы не можем знать - это наше состояние. Мы должны иметь дело с тем, что мы есть, до тех пор, пока не изменимся, но мы работаем с идеей возможного изменения, и чем больше мы будем осознавать то безнадежное состояние, в котором находимся, тем больше энергии у нас будет.
В. Это что-то в нас, что мешает нам желать изменения? Если бы мы желали достаточно сильно, мы бы получили помощь?
О. Да, конечно, но я бы выразил это иначе. Вы получили всю помощь, которая только возможна; теперь ваша очередь работать, ваша очередь что-то делать. Конечно, при других условиях, с другой подготовкой, а также в других обстоятельствах, можно было бы организовать все лучше, и можно было бы дать еще больше. Но вопрос не в том, сколько дано, а в том, сколько взято, потому что обычно берется только очень малая часть из того, что дается.

ЕДИНСТВО. 5 СЕНТЯБРЯ 1945

В. Насколько я понял, вы сказали, что человек № 5 - это человек единства. Что здесь подразумевается под единством?
О. Вы помните схему с "я", "я", "я", "я", "я". Так вот, у него этого нет.
В. Какие еще свойства, кроме единства, отличают человека № 5?
О. Этого вполне достаточно. Он должен избавиться от многих "я".
В. Что мне делать, чтобы достичь единства?
О. Будьте одним. Победите все это множество "я".
В. Как мы можем изменить бытие?
О. Это и есть изменение бытия - быть одним. Не все время. Но попробуйте пять минут, затем десять минут.
В. Что такое своеволие?
О. Своеволие против единства. Ему говорят: "Не делай этого",
оно отвечает: "Я хочу это делать".

12. 9. 45

В. Я не понял ответа, который вы мне дали о попытках иметь единство по пять минут в день.
О. Что я могу еще сказать? Старайтесь не позволять различным "я" вмешиваться или спорить между собой. Если не пять минут, попробуйте четыре, или три. Недостаточно просто сказать, что вы не можете этого делать. Опишите процесс. Почему не можете?

 




Популярное