Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VII. Исследование идей системы. Глава 4. Плата  

Home Библиотека online Хейвен Джирард. Заметки Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VII. Исследование идей системы. Глава 4. Плата

Хейвен Джирард. ЗАМЕТКИ. Часть VII. Исследование идей системы. Глава 4. Плата

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Часть VII. Исследование идей системы

Глава 4. Плата


Февраль 1984 г.

Иногда студенты Содружества напоминают людей, которые заходят в магазин, осматриваются, разговаривают с хозяином и «платят» ему несколько сот долларов, а затем уходят так ничего и не взяв с собой. Продавец без сомнений очень рад видеть таких посетителей, но вероятно и он почесывает затылок и удивляется, с чего бы это они.
Среди прочего эта аналогия показывает, что просто платить недостаточно, человек также должен понимать, за что он платит. Плата — это обмен одной вещи на другую, как правило, весьма отличную. Например, мы платим деньгами, репутацией, временем или усилиями, чтобы приобрести пищу, имущество, впечатления или опыт.
Цель такого обмена — извлечь пользу, ибо предполагается, что получаемое имеет бóльшую ценность, чем отдаваемое. Очевидно, что такое измерение ценности очень субъективно и должно рассматриваться в связи с потребностями человека в конкретном моменте. Например, голодный городской житель охотно купит бифштекс, но вряд ли согласится получить быка, даже бесплатно.
Здесь мы сталкиваемся с одной из первых трудностей при попытке подойти к идее платы эзотерически — с вопросом о ценностях и о цели. Когда жизнь человека определяют влияния А, то принято считать, что ценность выражается деньгами, но ценности, необходимые для пробуждения, сильно от этого отличаются, они, как описывал Г.И. Гурджиев, перевернуты вверх дном и идут задом наперед. Это создает значительную путаницу, поскольку разные стороны нашего бытия рассматривают, а значит, и оценивают ситуацию по-разному, и в результате борются друг с другом за преобладающее влияние.
Одна из возможностей освободить себя от беспокойства по поводу этой путаницы, если не от нее самой, — признать и принять в себе отсутствие единства. Во-первых, это означает, что мы больше не стремимся найти один единственный подход к ситуации. Во-вторых, это означает, что мы можем позволить каждому уровню своего бытия платить его собственной валютой за то, что можно на нее купить. Любому уровню нашего бытия даны возможности приобретать ту валюту, которой можно платить за вещи, необходимые для этого уровня. Это справедливо в отношении инстинктивного центра и также в отношении нашей части, которая желает пробуждения, только предполагается, что прежде чем мы сможем заплатить, нам необходимо знать, чего мы хотим, и какую валюту можно использовать, чтобы за это заплатить.
Как правило, мы подходим к идее платы на шкале инстинктивного и двигательного центров и мыслим в категориях материальных ценностей, например, денег, времени или энергии. Это ограничивает наши возможности в Школе на уровне тех вещей, которые можно купить за деньги, таких как членство, тонкие впечатления, приезд путешествующих учителей1, участки виноградника2 и т.д. Если мы теряем из вида нашу истинную цель, (т.е. забываем, зачем мы пришли в этот магазин, и что хотели из него вынести), мы начинаем верить, что пожертвования для построения винного завода2 делаются ради винного завода, пожертвования для путешествующих учителей — ради путешествующих учителей и т.д. При такой точке зрения, как только внешняя причина перестает требовать денег, — например, путешествующие учителя не приезжают в течение какого-то времени — плату нужно также прекратить. Скоро, однако, становится ясно, что в Содружестве так не происходит, и поэтому вопрос о том, за что мы платим, мы должны стараться понимать иначе.
В конечном счете, мы находимся здесь, чтобы пробудиться, и тогда главным становится вопрос о том, как денежные пожертвования помогают нам этого достичь. Возьмем лишь один пример: во все времена учителя подчеркивали, что если мы доверяем моменту, то он удовлетворит все наши нужды. Но одного лишь знания об этом не достаточно, оно должно стать частью бытия. Для этого Учитель должен создавать такое давление, чтобы мы не могли больше позволить себе роскоши рассчитывать на будущее и были вынуждены сосредоточиться на настоящем. С этой точки зрения большие требования денежной платы устанавливаются не только для того, чтобы «заплатить» за Школу, но они также служат инструментом для понимания этой глубокой эзотерической истины. В самом деле, трудно представить, как можно было бы в наше время выучить этот урок по-другому.
На этом примере мы можем видеть, что здесь речь идет скорее об эзотерической плате, чем просто о деньгах, и на высшем уровне плата осуществляется усилиями. Усилие, разумеется, находится на другой шкале, чем деньги, и с их помощью мы можем приобрести опыт, приводящий к росту бытия и развитию сущности.
Тем не менее, одного лишь усилия не достаточно, что можно увидеть на примере дававшихся нам упражнений в отношении таких занятий, как спорт и просмотр телевидения3. Сначала нас попросили сделать усилие от них воздерживаться, но само по себе это не давало гарантии, что человек перестал с такими занятиями отождествляться. Чтобы быть от чего-либо свободным, необходимо иметь возможность выбирать или оставлять это по своему усмотрению, уметь отделяться от этого тогда, когда оно доступно. Итак, упражнения закончились, но мне порой бывает интересно, сколько из нас воспользовались ими, чтобы найти новые возможности платить на другом уровне, а сколько просто прекратили платить в этой области. Как говорит П. Д.Успенский в книге «Четвертый Путь»:
Самый важный вопрос в том, какими деньгами мы должны платить. В действительности усилие еще не является валютой; усилие необходимо обменять на что-то другое и затем снова на что-то другое, пока вы не достигнете того, что может служить валютой.4
Одно из ограничений, относящихся к усилиям, заключается в том, что пробуждение находится за пределами времени, усилия же совершаются во времени. Таким образом «обмен», о необходимости которого говорит П.Д.Успенский, не происходит последовательно во времени; он может также являться сменой масштаба, происходящей в моменте. Человек соглашается утратить чувство своего существования на одном масштабе, чтобы обрести его на другом. Если плата производиться механически, новый масштаб обычно оказывается более низким (оплачивая свои иллюзии, ложная личность должна жертвовать высшими частями нашего бытия), но когда плата совершается намеренно и с пониманием, новый масштаб может быть более высоким. В результате мы платим за высшие состояния, отказываясь от проявлений, характеризующих низшие состояния, и таким образом, на следующем уровне обмена, наша валюта — это воображение, отождествление, внутреннее учитывание, негативность и все ошибочные отношения ложной личности.
На этом уровне, когда мы совершаем плату, мы не жертвуем ничем ценным из того, что реально имеем. В действительности мы жертвуем только возможностью (т.е. воображением и ожиданием) получить нечто, например, купить новую одежду, осуществить поездку в Европу, выгодно вложить деньги и т.д. Эти ожидания обретают иллюзию реальности в процессе отождествления, и потому деньги начинают сами по себе казаться реальными.
Хороший пример соотношения между воображением и деньгами показал один студент, у которого была возможность в начале этого года вложить несколько сот долларов на фондовом рынке в ожидании , что рынок обвалится в результате предсказанного Учителем экономического кризиса. Однако студент капиталовложения не сделал, поскольку чувствовал, что в его личном случае и на его уровне понимания было бы неуместно использовать знание, пришедшее от влияния С, для личной выгоды. Как мы теперь знаем, фондовый рынок действительно обвалился в начале февраля, и студент «потерял» свыше пяти тысяч долларов, отказавшись от вложения. Понятно, что «я» были этим расстроены, но на другом масштабе студент приобрел доверие, соответствующее плате в пять тысяч долларов, не используя никаких денег вовсе. В результате, воображение и отождествление стоимостью в пять тысяч долларов были отданы в пользу Влияния С.
Сказанное не означает, что денежная плата не нужна. Высшие состояния не заменяют низшие, а к ним добавляются. Таким образом, на низших уровнях нашего бытия, которые воспринимают деньги как реальные, плата должна продолжаться, чтобы и на высших уровнях она стала эффективной. Когда денежная плата совершается намеренно и с пониманием, она становится средством, чтобы платить усилиями, а усилие в свою очередь становится средством, чтобы платить воображением и отождествлением. Если нет самого средства или же понимания как им воспользоваться, то произойдет очень мало.
Лежащее в основе наше нежелание платить имеет корни в инстинктивном центре. На уровне инстинктивного центра всегда необходимо что-то оставлять в резерве, поскольку он никогда не знает, какая опасность может скрываться за ближайшим кустом. Но в отношении эзотерической платы, чем полнее она совершается, тем больший результат она приносит. Пожертвование, сделанное неохотно, может оплатить пребывание в Школе за месяц, но на него нельзя купить внутреннюю свободу и мир, которые могут придти в том случае, когда плата совершается с готовностью.
Кроме того, машина ценит свою собственную деятельность больше, чем состояния. Когда есть выбор, вместо борьбы за пробуждение она будет стремиться к таким вещам, как пища, удовольствие, вознаграждающее переживание или счастье, и она не любит ими жертвовать в надежде на что-то лучшее (которое может означать «лучшее», во всяком случае, для какой-то другой части человека). Чтобы развить в себе новые ценности, например, умение ценить состояние превыше материальных вещей, требуется время, и частью платы, конечно, является отказ от прежних ценностей.
Более того, обычно существует интервал во времени между моментом совершения платы и моментом, когда что-то получено. Это время неопределенности, когда человек чувствует себя так, как если бы у него не было ничего. С этим мало что можно сделать, только вытерпеть. Это тоже часть платы — страдание в смысле принятия тех вещей, которые мы предпочли бы видеть другими, и признания их такими, каковы они есть. В той же главе книги «Четвертый Путь», которая цитировалась выше, П.Д. Успенский говорит: «Что означает «неприятное»? Это означает плату»5. Когда одну часть бытия человека просят заплатить, для того чтобы другая часть (в нашем случае, более высокая) могла что-то получить, это неизбежно будет неприятным для дающей части.
Странно, но в обычной жизни6 принято, что ложная личность должна платить за ее иллюзии себя и своей безопасности такими неприятными проявлениями, как негативность и внутреннее учитывание. Большинство людей без вопросов терпят эти неприятные переживания, но для них кажется немыслимым спокойно вынести проявления механики других или удар по собственной гордости.
На этой стадии мы осознаем, что должны все перевернуть и увидеть по-другому. Все — деньги, усилия, отделение, присутствие — должно рассматриваться в терминах эзотерической платы, с точки зрения отказа от иллюзий в обмен на реальность.
Возможно тогда, на следующем уровне, наша монета — иллюзия. Когда мы больше не отождествлены со своими иллюзиями и с воображением по их поводу, появляется возможность их отбросить. Хотя это звучит привлекательно в теории, это невероятно трудно на практике, поскольку означает оставить все знакомое и испытать шанс чего-то нового. Человек отказывается от своей жизни такой, какой ее знает, позволяя себе умереть, чтобы новое существо могло родиться.
Никакое знание никогда не сможет подготовить человека к состоянию потрясения, когда он просто есть, когда он обнаруживает самого себя, как говорит Родни Коллин, «как если бы человек абсолютно обнаженным вдруг попал на пустынный остров, на котором никогда не бывал раньше. На короткое время он превращается в новорожденное дитя»7. Тем не менее, это та плата, которую необходимо уплатить за пробуждение. Оставляя иллюзию безопасности и самого себя, которые ложная личность приобретает за столь ужасную цену, и перенося создаваемые этим для машины неприятности, мы можем, по крайней мере, заплатить начальный взнос за подлинную защищенность и Истинное «Я». Необходимость следующих выплат подходит каждый момент, и возникающие в моменте возможности для отождествления, воображения и механичности предоставляют средства к оплате.
Это поистине чудесно, что иллюзиями можно платить за реальность, и реальное существование можно приобрести, жертвуя страданием и негативностью ложной личности. В то же время, очевидно, что никакое количество жизней, проведенных в иллюзии, недостаточно, чтобы заплатить за Истинное «Я» человека. Вероятно единственный возможный способ расплатиться — помогать другим в пробуждении, и поэтому, хотя мы никогда не смогли бы за это заплатить сами, нам дается помощь Учителя и сорока четырех сознательных существ.8 Мы можем только просить, чтобы когда-нибудь и у нас самих появился шанс заплатить такую плату.

1 Путешествующие учителя — студенты, которые обладают достаточным уровнем бытия и путешествуют по центрам «Содружества», чтобы поделиться своим пониманием и опытом работы с другими студентами.
2 Одной из форм школьной работы в Аполло является совместная работа студентов на специально устроенных виноградниках и винном заводе.
3 С 1976 г. по 1977 г. одним из упражнений, используемых студентами «Содружества», было упражнение не смотреть телевидение и не читать газет, а с 1979 г. по 1981 г. — не играть в спортивные игры (прим. автора).
4 П. Д. Успенский, «Четвертый Путь», АО «Комплект», СПб, 1995, гл. XIII, стр. 416
5 См. там же
6 В данном контексте «жизнь» означает все, что не связано напрямую со Школой.
7 Родни Коллин, «Теория небесных влияний», изд-во Чернышева, С.-Пб.,1997, стр.371
8 По словам Роберта Бертона, студентам «Содружества» помогают пробудиться 44 сознательных человека.
 

 




Популярное