< Предыдущая | Следующая > |
---|
Часть VII. Исследование идей системы
Глава 8. Высшие состояния
Апрель 1989 г.
В течение прошедших шести месяцев мне стало очевидно, что я не понимаю, чем являются высшие центры. Нельзя сказать, что бы я о них ничего не знал, — я читал точки зрения и, когда необходимо, могу разумно о них говорить, — но я не нахожу идею высших центров практически полезной для описания своего собственного опыта. Конечно, были периоды, когда я бывал более пробужденным, и многое в это время было другим, но я не могу сказать, явились ли эти отличия следствием появления новых функций или же просто результатом правильной работы четырех уже известных. В частности, мне еще необходимо приобрести опыт, о котором я мог бы с уверенностью сказать, что он возник из высшего эмоционального центра, а не из эмоционального короля.
С другой стороны, я действительно нахожу понятие высших состояний очень полезным. У меня есть, как я полагаю, обоснованное и практическое понимание третьего состояния сознания, вместе с несколькими переживаниями, которые настолько отличаются от третьего состояния, что я в достаточной степени уверен, что они представляют собою четвертое состояние. В течение длительного времени, говоря о высших центрах, я подразумевал именно эти опыты высших состояний и был склонен использовать термины «высшие центры» и «высшие состояния» как синонимы. Поэтому вряд ли можно сказать, что за прошедшие месяцы я обнаружил, что не понимаю чего-то (т.е. высшие центры), что считал понятным раньше, скорее я действительно пришел к новому пониманию соотношения между высшими центрами и высшими состояниями.
Лучше всего я могу объяснить это новое понимание, воспользовавшись аналогией с четырьмя низшими центрами и первыми двумя состояниями сознания. В первом состоянии в каком-то смысле «имеются» все четыре центра, но лишь инстинктивный центр работает хоть сколько-нибудь связным образом. Более того, факт функционирования инстинктивного центра составляет наибольшее отличие первого состояния от смерти, состояния еще более низкого. Ситуация в отношении второго состояния и работы двигательного, эмоционального и интеллектуального центров — очень похожа. Во втором состоянии, все четыре низших центра работают до некоторой степени связно, и тот факт, что они функционируют и связаны, больше всего отличает второе состояние от первого. Таким образом, нахождение в определенном состоянии предполагает соответствующий уровень функций, а проявления определенных функций предполагают присутствие соответствующего состояния. Хотя, как можно проверить, сознание и функции это не одно и то же, но наличие одного каким-то образом открывает возможность для другого. В этом смысле, их можно рассматривать как разные точки зрения на один предмет.
Если справедливо, что высшие состояния и высшие центры соотносятся друг с другом так же, как низшие состояния и низшие центры, то тогда действительно не так важно, если один человек переживает их одним образом, а другой — другим. В конце концов, высшие состояния и высшие центры появляются вместе в одной связке, наряду со многими другими характеристиками, такими как единство, воля и Истинное Я. Все это лишь различные аспекты одного, различные описания единого, неописуемого переживания. Не важно, как мы его называем и как воспринимаем, важно, как туда добраться.
В этом одна из причин, почему нам дана такая богатая система. Наша задача не в том, чтобы проверить в ней все, а в том, чтобы найти ее аспекты, которые работают наилучшим образом индивидуально для каждого из нас, т.е. выяснить, что согласуется с нашим собственным опытом и отвечает нашим собственным потребностям, и затем использовать это, пока оно работает. Несмотря на испуг, который это вызывает в формирующем аппарате, — как у студентов, так и у человека из обычной «жизни» — для себя я нашел по-настоящему увлекательным быть частью Школы, которая способна охватывать и приводить в гармонию такое широкое разнообразие подходов и возможностей понимать пробуждение. Она бросает вызов всем нам идти за пределы мифической Системы к реальности пробуждения.