< Предыдущая | Следующая > |
---|
Часть V. Правильное мышление
Глава 1. Вера
Апрель 1985
Прежде чем рассматривать отношение между знанием, бытием и пониманием, необходимо рассмотреть каждую из этих идей в отдельности. Из этих трех идей, вероятно, знание лучше всего знакомо западной мысли. Знание может рассматриваться как ссылка на некоторую информацию о данном предмете. Информация может находиться в любом из 4-х низших центров, хотя мы наиболее часто ассоциируем ее с интеллектуальным центром. Предмет может быть любой: от физического феномена, такого как специфический объект или событие, до более абстрактных вещей, таких как группа объектов или событий, и даже более абстрактно, как идеи и эмоции. Однако, вне зависимости от того, какой центр используется, или степени абстракции или материальности объекта, знание всегда является подробным и специфичным.
Бытие, как уже обсуждалось на этих страницах ранее, может рассматриваться как процесс или деятельность существующего. К человеку №1, 2 и 3 это относится в той степени, в которой различные части его машины вовлечены в то, что он делает. К человеку №4 это относится в той степени, в которой его сознание намеренно участвует в том, что он делает. А именно, если человек в воображении, он пребывает в воображаемом; если он отделяется, он находится в реальности.
Понимание является результатом соединения знания и бытия. Несмотря на имеющееся у нас затруднение в понимании бытия неформаторным путем, не стоит удивляться тому, что когда мы подходим к теме понимания, мы часто соскальзываем в легкие форматорные определения, которые концентрируются на более доступных идеях знания. Эзотерически, понимание не относится к связям, проведенным между в противном случае разрозненными частями знания или возможности определять или категоризировать часть знания. (Последний процесс в действительности является проявлением оппозиционного мышления, так как он включает возможность отделить одну часть знания ото всех остальных, и, стало быть, является полностью противоположным эзотерическому значению понимания). Кроме того, согласно г-ну Успенскому, “понимание всегда означает связывание вещей с целым.” Далее он спрашивает: ”Если вы не знаете целого, как вы можете связывать?” И тогда вопрос, что есть целое с которым все связано в Системе? Очевидный ответ - самовоспоминание. Следовательно, для наших целей как людей №4 понимать что-либо - значит пережить это в связи с самовоспоминанием.
Это определение многое объясняет о понимании. Например, моменты понимания так живы потому, что они являются моментами третьего состояния, и, таким образом, являются моментами памяти, которая находится вне времени. Это в свою очередь объясняет, почему так трудно восстановить понимание тогда, когда момент прошел: во 2-м состоянии находишься во времени, и поэтому настоящая память, которая существует вне времени, недоступна. Тем не менее, память и понимание существуют, и проблема не в потери понимания, но потери бытия. Когда бытие возвращается к уровню, с которого понимание было испытано, понимание также возвращается.
Все это показывает роль бытия в понимании. В действительности, когда вы помните себя, вы находитесь в средоточии системы, вы стоите над (или под) всеми другими идеями и можете видеть, как каждая из них соотносится и усиливает действие бытия в этот момент. В такой момент нет необходимости объяснять идеи или определять их одну через другую; достаточно видеть, как все они соотносятся с вашим опытом в данный момент.
Рассмотренное таким образом понимание не является статичным, скорее, как и бытие, оно колеблется от момента к моменту, и следовательно, должно рассматриваться скорее как то, за чем наблюдают и ценят, а не то, на что опираются. Последнее понадобится в то время, когда понимание слабо или отсутствует, если человек отождествлен или потерян в воображении, у него есть вера; вера не сомневаться в том, что было понято и не сомневаться, что будет понято снова.
Это не слепая вера. Напротив, вера №4 относится к определенному позитивному отношению к чему-то и к мужеству поддерживать это отношение перед лицом как внутренней, так и внешней оппозиции. Это третья сила. В некотором смысле, вера сохраняет пути к пониманию чистыми и готовыми к использованию, когда бы ни проявилась первая сила - желание быть. И если сомнения в реальности высоких состояний делают почти невозможным их повторение, то вера приближает к ним снова. Она ведет к настоящему, к пониманию и к истинному “Я”.