Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 9. ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА  

Home Библиотека online Успенский П. Д. Дальнейшие записи Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 9. ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Успенский П. Д. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАПИСИ. Глава 9. ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Глава 9. Законы, управляющие жизнью человека

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - ПРИРОДА - ПОБЕГ.
27 ИЮНЯ 1935

У. Давайте вернемся к вопросу о справедливости. Это интересно в отношении языка. Что такое справедливость?
В. То, что хорошо для обеих сторон.
О. Кому будет хорошо? Как временное соглашение это можно понять. Но как общее условие это фантастично. Вы забываете, что органическая жизнь основана на убийстве. Одно ест другое: коты и крысы. Какая справедливость между котами и крысами? Это жизнь. Это не очень красиво. Поэтому - где справедливость?
В. Если все в природе работает именно так, то почему люди считают ее красивой?
О. Что красиво? То, что вам нравится.
В. Как может Бог быть любовью, если Он создал такую природу?
О. С определенной целью. Кроме того, что вы называете природой? Землетрясение - тоже природа. Но на данный момент мы применяем термин "природа" к органической жизни. Очевидно, она была создана таким образом, потому что нельзя было иначе. Как мы можем спрашивать, почему? Она так сделана. Если она нам не нравится, мы можем изучать способы бежать из нее. Это единственная возможность. Только мы не должны воображать, что она прекрасна. Мы не должны притворяться, что факты не таковы, как они есть.
В. Вы помещаете человека на одну ступень со всей органической жизнью?
О. Нет никакой разницы, только другие существа полностью развиты, а человек развит только наполовину.
В. Человек может быть выше закона убийства?
О. У него есть возможность побега.
В. Как можно бежать от убийства?
О. Человек находится под 192 законами. Он должен убежать от некоторых из них.
В. Вы сказали, что люди ответственны за то, что они сделали, а животные нет?
О. Люди 1,2 и 3 менее ответственны; люди № 4, и далее, более ответственны; ответственность растет.
В. Что означает ответственность?
О. Во-первых, животному нечего терять, а человеку есть. Во-вторых, человек, если он начал расти, должен платить за каждую ошибку.
В. Это и означает справедливость.
О. Нет, никто не назовет справедливостью то, что нужно платить за свои ошибки.
В. Не означает ли справедливость получение того, что мы заслуживаем?
О. Большинство людей думают, что это получение того, что они хотят, а не того, что они заслуживают. Справедливость должна означать некое соответствие между действиями и результатами действий. Такого соответствия под законом Случая определенно не существует, и не может существовать. Когда мы знаем главные законы, мы понимаем, что живем в плохом месте, в по-настоящему плохом месте. Но поскольку мы не можем быть ни в каком другом, мы должны увидеть, что можно сделать здесь. Только мы не должны воображать, что вещи лучше, чем они есть.
В. Все останется тем же самым, если только все не станут сознательными?
О. Все останется тем же самым, но человек может бежать. Необходимо много знания для того, чтобы знать, от чего можно убежать, а от чего нельзя. Но первый урок наш в том, что самое основное препятствие нашему побегу - то, что мы даже не понимаем необходимости знать наше положение. Кто знает его, тот уже в лучшем положении.

ТЮРЬМА

В. Вы сказали, что если человек не может бежать из тюрьмы за одну жизнь, то он не сможет бежать вообще. Что вы подразумеваете под тюрьмой?
О. Тюрьма есть тюрьма. Все тюрьмы устроены по одному принципу. Слишком поздно делать что-то после того, как вас похоронили. С другой точки зрения, если человек не делал ничего в одной жизни, тем больше возможность, что он не будет ничего делать в следующей. По принципу - всегда можно сделать завтра то, что не сделано сегодня. Или - развивая этот принцип - перенести все на послезавтра.
В. Бежать из тюрьмы - значит ли это бежать от некоторых законов, под которыми живут люди?
О. Только от одного закона. И если вы спросите, какого, я скажу: "Форматорного, форматорного!"


ЗАКОНЫ

В. Нашим миром - органической жизнью - управляет больше или меньше 48 законов?
О. Согласно схеме Луча Творения 48 законов управляют Землей - тяготение, и тому подобные вещи. То есть многие, многие законы, управляющие Землей - движение, физические законы, химические законы. Органическая жизнь управляется 96 законами.
В. Так же как и Луна?
О. То же количество, но совершенно другое проявление. Органическая жизнь не то же самое, что Луна. Луна - это космическое тело, органическая жизнь - пленка на поверхности земли. Число законов показывает лишь относительную позицию данной единицы, но не ее бытие или постоянство, так что здесь нет подобия.
В. Не могли бы вы дать пример закона?
О. Многие из них вы знаете. Возьмите человека: его жизнь управляется физическими законами, биологическими законами, физиологическими законами, свойственными только ему, такими как температура, климат, и т.д. Мы знаем некоторые из этих законов, но есть много законов, о которых мы совершенно ничего не знаем. Например, есть космические законы, которые не принадлежат к трем законам самой Земли - они связаны с некой большей сферой, и управляют определенными вещами, которые, с одной точки зрения, выглядят совершенно обычными и не имеющими особого значения. Например, существует определенный закон, что каждый класс живых существ может есть лишь определенный вид пищи (в пределах определенной плотности). Человек может есть вещи от такой-то и такой-то плотности до такой-то и такой-то, от такого-то и такого-то качества до такого-то и такого-то. И он не может это изменить, так же как не может изменить воздух, которым дышит, или температуру, при которой может существовать. Есть много таких вещей - все это законы, под которыми живет человек. Но в этом есть и много такого, о чем мы не знаем - мы очень многого не знаем о тех условиях, в которых живем.
В. Вы имеете в виду, что по мере развития мы будем освобождаться от некоторых законов? Вы сказали, что человек живет под 96 законами.
О. Я сказал, что органическая жизнь находится под 96 законами. Человек живет под влиянием очень многих законов - биологических, физических, и так далее; затем, переходя к совсем простым законам - невежество, например. Мы не знаем самих себя - это закон. Начиная себя узнавать, мы тем самым освобождаемся от одного из законов. Мы не можем изучать так - "это один закон, это второй закон, это третий закон." Для многих из них у нас нет названий. Все люди живут под законом отождествления. Это один из законов. Те, кто начинает вспоминать себя, могут освободиться от закона отождествления. Таким путем мы можем узнать эти законы. Необходимо знать, начать понемногу понимать, природу законов, от которых можно освободиться. Затем необходимо постараться освободиться от одного закона, затем от другого. Это практический способ изучать их.
В. От чего мы можем освободиться?
О. Вы можете освободиться от отождествления, негативных эмоций, воображения...
В. Разве это не наши собственные привычки?
О. Привычки - это более мелкие образования. Законы управляют нами, контролируют нас, направляют нас. Привычки - это не законы.
В. Вы имеете в виду, мы должны подчиняться этим законам на Земле?
О. Мы не можем выбирать - подчиняться или не подчиняться. Они нас не спрашивают - мы закованы в цепи.
В. Но мы можем освободиться?
О. Мы можем - при определенных условиях. Здесь входят пути. Четыре пути - это пути освобождения от необязательных законов. Без школ человек не знает, от каких законов он может освободиться, от каких нет, и не может найти способов освобождения. Идея в том, что мы находимся под многими механическими законами. Иногда мы можем освободиться от некоторых от этих законов за счет того, что начинаем подчиняться другим законам. Другого способа нет. Чтобы освободиться от власти одного закона, нужно перейти во власть другого закона. Таков общий принцип. Вам могут показать путь - но вы должны работать сами.
В. Любое личное достижение - это результат усилий против судьбы?
О. Судьба может быть благоприятной или нет. Необходимо знать, в чем состоит твоя судьба. Но это не может освободить от нее. Здесь входят пути. Четыре пути - это пути для освобождения от законов. Но каждый путь имеет свои особенности. На трех традиционных путях первый шаг - самый трудный. На четвертом пути человек остается в прежних условиях, и должен изменяться в этих условиях. Эти условия для него самые лучшие, потому что они самые трудные.


КОММЕНТАРИИ К ДИАГРАММЕ ПИЩИ. 4 ИЮЛЯ 1939. (СТАРАЯ ВЕРСИЯ)

У. Важно понимать, что Диаграмма Пищи или Диаграмма Питания на самом деле состоит из трех различных стадий.
Первая стадия показывает, как все происходит в обычном нормальном человеке: октава пищи проходит весь путь от до 768 до си 12, то есть три ноты октавы воздуха и одна нота октавы впечатлений.
Вторая стадия показывает, что происходит, когда появляется некоторая доля само-воспоминания: до 48 - впечатления - трансформируются в ре 24, а ре 24 трансформируется в ми 12. Си 12 (октавы пищи) нахдится уже на нижнем этаже. Октава воздуха в ми 48 получает шок от октавы впечатлений и становится фа 24, которое затем трансформируется в соль 12. Соль 12 трансформируется в ля 6 и даже в си 3. Но вы должны понимать, что обычный воздух, который мы вдыхаем, не может содержать большого количества этих высших водородов. Химическое значение и химическая формула известны. Воздух насыщен высшими водородами, которые, в некоторых случаях, удерживаются организмом в процессе дыхания. Но вы должны понимать, что в любом случае количество этих высших водородов очень мало.
Третья стадия показывает, что происходит, когда второй сознательный шок входит во втором месте. Первый сознательный шок необходим в до 48. Второй сознательный шок необходим, когда ми 12 октавы впечатлений и си 12 октавы пищи остановились в своем развитии и не могут идти дальше сами по себе. Хотя есть углероды, которые могли бы помочь им трансформироваться, они так далеки, что до них невозможно достать, так что необходимо другое усилие. Усилие должно начинаться с ми 12; поэтому вы должны понимать, что такое ми 12 психологически. Мы можем назвать это нашими обычными эмоциями, то есть все сильные эмоции, которые мы можем иметь. Когда наши эмоции достигают определенной степени интенсивности, то в них есть ми 12. Но в действительности только наши негативные эмоции достигают ми 12; наши обычные приятные эмоции едва ли достигают ми 12, они остаются 24. Но наши неприятные эмоции могут достигать ми 12; не то, что они и есть ми 12, но они основаны на ми 12, для самого их создания необходим ми 12. Поэтому второе усилие - это всегда работа с негативными эмоциями.
Очень важно понимать, где именно необходимы сознательные шоки, и если вы понимаете это, это помогает вам понять многие другие трудности в Диаграмме Пищи.
Вы должны также понимать, что эти три октавы имеют не одинаковую силу. Так, октава пищи вызывает определенные следствия, определенные результаты, которые можно измерить; это можно понять. Октава воздуха - хотя материя, взятая из воздуха, играет очень важную роль - в количественном отношении очень мала в сравнении с другими, в то время как октава впечатлений может иметь огромное значение для само-воспоминания, состояний сознания, эмоций и т.д.. Можно сказать, что отношение между этими тремя октавами не равное, так как в одной задействовано больше вещества, в другой меньше.
В. Действует ли усилие контролирования внимания как первый сознательный шок и приводит ли это углерод 12 к до 48?
О. Нет. Этого не достаточно. Должно быть само-воспоминание; собственно, само-воспоминание, связанное с само-наблюдением - две деятельности. Это то, что составляет сознание. То есть человек старается сознавать себя - таким образом он дает шок. Он старается стать более сознательным в отношении самого себя и своего окружения - всего. Что значит слово сознание? Это значит со-знание, т.е. все знание вместе.
В. Можно ли больше узнать об углероде 12? Из какого источника он приходит?
О. Самое главное - не источник. Самое главное - как привести его. Откуда он идет - не имеет значения, потому что мы не можем этого видеть, мы не можем найти это место, не знаем, где оно. Можно сказать, что обычно углерод 12 приходит из эмоционального центра, и водород 12 - это материя, с которой эмоциональный центр работает; но он приходит или приносится туда только само-воспоминанием или само-наблюдением. Так что важен метод, а не источник.
В. Кажется, что в нормальном состоянии у человека вовсе нет углерода 12.
О. Очень мало - так мало, что достаточно лишь для поддержания жизни, но недостаточно для развития.
В. Каков потенциальный источник позитивной эмоции?
О. Ми 12, соединенный со специальным усилием, может произвести позитивную эмоцию.
В. Что такое тот второй сознательный шок, который изменяет весь характер фабрики?
О. Если хоите, я могу сказать вам, что это такое, но это ничему не поможет, потому что это именно то, чего мы не можем делать. Это трансформация негативных эмоций в позитивные. Это возможно только с долгой работой само-воспоминания, когда вы можете быть сознательным достаточно долгое время, и когда начинает работать высший эмоциональный центр. То есть это уже близко к человеку № 5. Это то, что приближает нас к состоянию человека № 5. Это очень далеко от того места, где мы находимся теперь.
В. Какова связь между негативными эмоциями и Диаграммой Пищи?
О. Трудно ответить, потому что эти две вещи относятся к разным линиям изучения. Негативные эмоции мы изучаем только психологически, нам не нужна Диаграмма Пищи для их изучения. Ми 12, в большинстве случаев, это негативная эмоция. Это очень редко, когда мы чувствуем ми 12, которое не негативно.
В. Есть что-то ошибочное в ми 12?
О. Нет, оно не ошибочно само по себе, но оно в любой момент может стать негативным.
В. Можно ли иметь какой-то контроль над впечатлениями?
О. Можно иметь контроль только с помощью само-воспоминания. Чем больше вы вспоминаете себя, тем больше контроля вы имеете. Когда вы помните себя в достаточной мере, вы можете остановить определенные впечатления, вы можете просто изолировать себя - они будут приходить, но они не будут проникать; и есть другие впечатления, к которым вы можете открыть себя и они не замедлят прийти. Все это основано на само-воспоминании.
В. Кажется, что вначале усилие само-воспоминания снижает количество впечатлений.
О. Оно не может снизить его, оно может его только увеличить, если это на самом деле само-воспоминание. Если это лишь думание о само-воспоминании, то действительно может показаться, что число впечатлений уменьшилось.
В. Я не понимаю, как впечатления могут быть пищей. Я думал, что они как-то связаны с сознанием.
О. Восприятие впечатлений означает, что в вас входит какая-то энергия. А вся энергия, которую вы принимаете в себя, это пища.
В. Можно ли больше узнать о различных видах впечатлений?
О. Вы гораздо больше можете узнать наблюдением, а не задаванием вопросов, потому что вы сами знаете, что вас привлекает больше, что меньше, что вызывает в вас отвращение, и так далее - и конечно, в этом очень много субъективного. Кому-то нравится какая-то вещь, в другом она вызывает отвращение. Есть определенные впечатления, которые идут в интеллектуальный центр, впечатления, которые идут в эмоциональный центр, впечатления, идущие в двигательный центр, и впечатления, идущие в инстинктивный центр. Некоторые из них нравятся вам больше, некоторые меньше. Все это материал для наблюдения.
В. Все ли впечатления идут из внешних источников?
О. Из внешних, и из нас самих: изнутри и извне.
В. Есть хорошие и плохие впечатления, или они то, что мы из них делаем?
О. Могут быть впечатления, которые плохи сами по себе; я не знаю, как могут впечатления быть сами по себе хорошими. Потому что, если человек спит, как он может иметь хорошие впечатления? Поэтому даже если впечатления хороши сами по себе, чтобы получить от них пользу, нужно быть более пробужденным - но плохие впечатления могут прийти и во сне, ничто не может остановить их.
В. Я имел в виду впечатления, которые приятны или неприятны.
О. Нет, может быть много приятных впечатлений, которые на самом деле плохи. Постарайтесь уяснить себе одну вещь. Впечатления можно классифицировать по водородам. Вы помните, мы сказали, что каждое впечатление - это пища, то есть это определенный водород - один, другой или третий; мы обычно берем 48 как стандарт. Затем могут быть 24, 12 или даже, очень редко, 6, но существуют также и все водороды в противоположном направлении - вниз, до самого нижнего. Впечатления могут принадлежать к самым низшим водородам на третьей шкале - 12 000, или что-то вроде этого. Что это означает? Это означает то, откуда идет этот водород, с какого уровня мира. Что означает Таблица Водородов? Можно сказать, мы разделяем в ней Луч Творения на три октавы и двенадцать уровней, и каждый водород идет из того или иного уровня. Если мы берем водород 96, то мы знаем точно, откуда он идет. Если мы берем водород 12, мы знаем, что он идет из очень высокого места в Луче Творения. Вы можете взять впечатление 768 или любое другое впечатление и если вы помните о Таблице Водородов, вы сможете узнать, откуда оно идет.
В. Нам было сказано, что можно выбирать впечатления как пищу. Как можно их различать?
О. Наблюдайте. Впечатления легче анализировать, чем пищу. Люди могут убедить вас, что что-то является очень хорошей пищей и продать ее вам в консервной банке, и затем вы обнаруживаете, что не можете этого есть, но с впечатлениями другое - наблюдением, сравнением, иногда в разговоре с другими людьми, вы можете понять, какие впечатления принадлежат к высшим уровням, а какие к низшим. Например, все негативные эмоции принадлежат к низшим уровням, поэтому вы не можете разделять впечатления на "приятные" и "неприятные". Они либо позитивны, либо негативны - не в том смысле позитивны, в котором мы используем это слово по отношению к позитивным эмоциям, но позитивны как противоположность негативным. Но в то же время самое главное - это быть пробужденным.
В. Даже если уметь различать впечатления, я не вижу, как можно принимать одни и отвергать другие.
О. Тем, что быть пробужденным. Если вы спите, вы не можете. Но когда вы пробуждены - может быть, не сразу, это требует определенной работы - один раз вы побеждены плохими впечатлениями, в другой раз вы снова побеждены, но затем в третий раз вам удается изолировать себя; но для этого нужно прежде всего знать, какие виды плохих впечатлений на вас воздействуют сильнее, и затем вы сможете найти специальные методы для изолирования себя.
В. Вы имеете в виду, что если наблюдать, то можно избегать тех впечатлений, которые делают тебя негативным?
О. Я не говорил о вещах, которые делают вас негативным, но о негативных впечатлениях. Вы изменяете смысл. Вопрос был: "Являются ли впечатления сами по себе хорошими или плохими, или они все одинаковы?". Я объяснил, что есть позитивные и негативные впечатления. Я ничего не говорил о том, что делает вас негативным. Все что угодно может сделать вас негативным - самая лучшая вещь в мире может сделать вас негативным. Это зависит от вашего состояния.
В. Я не понимаю, что означает то, из какого места в Таблице Водородов идут впечатления.
О. Из миров разных уровней. Вы должны помнить Луч Творения. Какая разница между различными мирами? Возьмите 3, 12, 24. Мир 3 напрямую управляется Волей Абсолюта - это значит, есть только три закона. В Мире 6 входит механичность - он становится более механическим; Мир 12 еще более механичен, и так далее. Но 12 имеет огромное преимущество над 1536, то есть впечатление, идущее из мира 12 - это один вид впечатления, а впечатление, идущее с уровня ниже земли, скажем, с луны, совсем другой. Первое - это легкая материя, полная вибраций, второе - тяжелая, полная медленных, вредных вибраций.
В. Но если впечатления имеют, скажем, тот же водород, что и железо...
О. Но это ничего общего не имеет с впечатлениями. Постарайтесь понять. Вопрос веществ самих по себе - это совсем другой вопрос. Он сюда не входит. Здесь мы берем Таблицу Водородов с той точки зрения, что каждый водород показывает то место, откуда идет это впечатление. Если вы находите, что впечатления тяжелы, неприятны - трудно найти подходящее английское прилагательное - то по самому этому факту вы можете сказать, что это впечатление идет из некой низшей части Луча Творения. Вещи, которые вызывают в вас гнев, заставляют вас ненавидеть людей, дают вам ощущение грубости, насилия - все это впечатления из низших миров.
В. Можно ли перестать получать впечатления, если захотеть?
О. Нет, конечно нельзя. Вы не можете полностью остановить впечатления, но вы можете изолировать себя от определенного вида впечатлений, и привлечь к себе другой вид впечатлений - конечно, если вы умеете их различать. Вы можете привлечь желательные впечатления, и держаться подальше от нежелательных впечатлений.
В. То есть мы можем выбирать впечатления?
О. Да, до определенной степени, потому что мы должны уже понимать, что определенные впечатления мы допускать не должны. Прежде всего вы должны избегать вредных впечатлений. Люди останавливаются на улице, привлеченные уличным происшествием, и они говорят об этом до следующего происшествия - эти люди собирают неправильные впечатления. Люди, собирающие всевозможные скандалы, люди, видящие во всем что-то неправильное - все они собирают неправильные впечатления. Вам нужно думать не о выборе правильных впечатлений, но об изоляции себя от неправильных впечатлений. Только таким путем вы получите определенный контроль. Если вы будете стараться выбирать правильные впечатления, вы будете только обманывать себя.
В. Возможно ли знать, какие впечатления хороши для тебя, а какие плохи?
О. Вы хотите иметь каталог впечатлений. Это невозможно. Позже вы должны будете сами понимать, для себя и для других людей, какие впечатления хороши и какие плохи. Спустя некоторое время вы должны будете начать изучать неправильные впечатления, потому что хотя вы не можете доставить себе нужные впечатления, вы можете, даже с самого начала, изолировать себя от некоторого вида неправильных впечатлений.
В. Можем ли мы на самом деле контролировать впечатления, которые мы получаем?
О. Я только что сказал, каким путем мы можем их контролировать. Кроме того, вы должны понимать, что для того, чтобы контролировать впечатления, вы должны быть уже до определенной степени пробуждены. Если вы спите, вы не можете контролировать ничего. Чтобы контролирвать совсем простые очевидные вещи, вы должны быть пробуждены и практиковаться, потому что если вы привыкли к впечатлениям определенного вида, которые вредны для вас, то вам понадобится некоторое время. Одно "я" будет знать, что необходимо себя изолировать, но, может быть, десять других "я" будут любить эти впечатления, потому что часто некоторые "я" любят совершенно неправильные впечатления.
В. Для таких, как мы есть сейчас, все впечатления находятся на одном уровне?
О. О нет. Между впечатлениями может быть огромная разница. В диаграмме пищи мы берем Н 48 как стандарт. Это, так сказать, безразличные впечатления - того или иного вида, но сами по себе они не производят никакого эффекта. Но в то же время они являются пищей.
В. Мы можем иметь только впечатления 48?
О. Впечатления 48 взяты как пример, как стандартные впечатления. Почему? Потому что они представляют подавляющее большинство впечатлений, которые мы имеем. Они достигают нас как 48, и в нашем обычном состоянии они не идут дальше, не развиваются, не производят никакого эффекта. В таких условиях человек не мог бы существовать. Но есть много впечатлений 24 - не так много как 48, но определенное их количество; и в очень редких случаях могут быть впечатления 12, но давайте говорить о 24. Итак, человек получает 48 и 24. Они не входят в эту диаграмму пищи, потому что они трансформируют себя сами. Если они приходят как 24, они могут быть легко трансформированы в 12 и, может быть, дальше. Но они приходят в очень небольших количествах.
В обычном человеке, который не учится вспоминать себя, эти обычные впечатления 48 также трансформируются, но совершенно другим путем. Они развиваются дальше, или вернее, реакции определенного вида помогают им развиваться дальше - смех, например. Смех играет очень важную роль в связи с впечатлениями - но опять же, помните, что я говорю об обычном человеке. С помощью смеха многие впечатления 48 трансформируются в 24. Но как было сказано раньше, это только потому, что это необходимо для жизни. Вы помните, я говорил, что химическая фабрика работает сама по себе. Она производит все виды очень ценных материалов, но она тратит их все на поддержание собственного существования. Она ничего не имеет в запасе, за счет чего можно было бы развиваться. Поэтому если человек хочет измениться и стать другим, если он хочет развить свои скрытые возможности, он не может полагаться только на механические средства в себе; он должен искать сознательные средства. Но человеческий организм такое чудесное изобретение, что в нем все учтено, все имеет свой скрытый смысл, так сказать, так что любая функция, которая выглядит как бессмысленное проявление - как смех - помогает трансформировать определенные впечатления, которые иначе были бы просто потеряны.
Можно сказать, что для человека на обычном уровне, который не старается понять, что такое само-воспоминание, или никогда не слышал о само-воспоминании, или не имел случая вспомнить себя, смех выполняет определенную конкретную функцию в организме. Он заменяет само-воспоминание, хотя очень слабо и недостаточно. В любом случае он помогает впечатлениям проходить дальше - совершенно тусклые, неинтересные впечатления становятся более живыми.
В. Но конечно, не любой смех?
О. Нет. Но это его главная функция. Есть много разных видов смеха. Может быть механический смех в механической части механической части эмоционального центра - просто хихиканье.
В. Когда случайно входят впечатления 48 и изменяются, это происходит очень быстро?
О. 48 входит постоянно. Как я сказал, определенное количество его изменяется механически; большее количество остается неизменным. Он может измениться, если стать сознательным, или если стараться стать сознательным.


ОСОЗНАНИЕ ИСТИНЫ. 21 МАРТА 1945

У. Вы знаете, что было сказано, что у нас нет позитивных эмоций. И если вы знаете способ создать позитивную эмоцию - это то, что называется вторым сознательным усилием.
Первое сознательное усилие связано с само-воспоминанием. Второе сознательное усилие связано с совестью. Если человек знает, что это такое, он должен всегда помнить об этом. Это эмоциональное понимание истины. Иногда человек получает его - он не должен его терять. Он легко теряет его из-за неправильных действий и разговоров.
В. Это высший эмоциональный центр?
О. Это эмоция. Старайтесь понять смысл.
В. Если человек теряет это ощущение совести, то возможно ли вернуть его?
О. Очень трудно, и очень опасно его потерять. Гораздо легче жить вовсе без совести. Тогда нет опасности ее потерять.
В. Не думаете ли вы, что ее можно изменять для своего удобства?
О. Тогда это не совесть.
В. Совесть приобретается постепенно?
О. Совесть приобретается постепенно. Совесть есть в нас, но она спит. Вы должны ее трясти и трясти. Но если вы лжете себе или другим, тем, кто пытается показать ее вам, вы теряете ее.
В. Как можно сказать, что такое истина?
О. Совесть знает.
В. Тогда нужно верить своему собственому ощущению, или кто-то может сказать об этом?
В. Может быть, вам нужно, чтобы кто-то сказал вам об этом.
В. Разве не у всех людей есть совесть?
О. Да, но она спит. Но если она пробуждена, люди должны понимать вещи - понимать одинаково.
В. Можем мы иметь совесть без сознания?
О. Совесть идет вначале.
В. Она приходит только после первого сознательного усилия?
О. Она на пути ко второму сознательному усилию. Да, необходимо сначала что-то сделать в первом сознательном усилии.
В. Если это не продукт сознательного усилия, как можно ее потерять?
О. Можно потерять все. Можно пробудить совесть и затем снова заснуть в тот же самый момент.
В. Не зависит ли это от уровня моральности?
О. Нет, одна и та же вещь может быть моральной в одной стране, и аморальной в другой. Не забывайте слово "форматорность". Оно означает механическую часть интеллектуального центра. На нее нельзя полагаться.
В. Люди рождаются с различными уровнями совести?
О. Некоторые имеют вспышки совести очень рано. Но это ненадежно.
В. Чувствуется ли эмоция совести как страх или раскаяние?
О. Истина - зачем другие слова?
В. Это то, что называют тихим голосом внутри?
О. О нет, нет! Когда вы слышите его, это совсем не тихий голос.
В. Как изменится человек с пробужденной совестью?
О. Он не будет в такой власти буферов. Во сне человек в полной власти буферов. Буферы - это механические приспособления, которые не дают видеть истину. Разрушьте буферы и вы начнете видеть истину. Может быть, очень неприятную.
В. Как начать пробуждать совесть?
О. Тем, что не лгать себе.
В. Тогда осознание истины разрушит все буферы?
О. Нет, буферы должны быть разрушены до этого.
В. Различно ли эмоциональное понимание истины у разных людей? Люди видят все по-разному.
О. Это не может быть совестью. Она у всех одинакова. Человек не учится тому, что есть истина. Он просто видит ее, если совесть начинает пробуждаться. Но он должен начать с разрушения реальных буферов.
В. Сопровождается ли пробуждение совести пониманием истинной цели?
О. Как может быть иначе? Другого метода еще не изобретено.
В. Это вопрос чувствительности?
О. Может быть, много чувствительности без буферов.
В. Вы говорите, что совесть - это эмоциональное понимание истины, но ведь истина - это абстракция.
О. Нет, нет, это факт, не абстракция.
В. Об определенном вопросе в определенный момент?
О. Да, некий частный случай, некое частное отношение - всегда частное.
В. Когда человек чувствует совесть, может ли он в тот же момент иметь буферы?
О. Либо одно, либо другое - никогда вместе.
В. Можем ли мы сами узнать, когда мы лжем себе?
О. Вы всегда знаете. Но это не мешает лжи.
В. Почему человек не может перестать лгать себе? Это лень?
О. Просто приятно.
В. Что такое буфер? Религиозное убеждение - это буфер?
О. Мы не говорим о религиозных вещах. Нет, это некий род само-защиты, который человек создает сам для того, чтобы не видеть истины.
В. Означает ли буфер недостаток понимания?
О. Нет, обычно человек знает, от чего он защищается.
В. То есть это желание не понимать.
О. Совершенно верно. Я уже давал примеры. Много-много лет назад в Москве был человек, который всегда опаздывал. Его буфер был тот, что он никогда не опаздывает. Создав такой буфер, он так уверился в этом, что мог опаздывать сколько ему хотелось.
В. Можно ли иметь такой буфер, о котором вы говорите, и тем не менее иметь совесть в других отношениях?
О. Нет, нет, либо буфер, либо совесть.
В. Разрушает ли совесть спокойствие ума?
О. Некоторым людям так кажется, особенно когда они сидят между двух стульев.
В. Что вы имеете в виду, когда говорите о возможности потерять совесть снова?
О. Заснуть в этом определенном смысле.
О. Может ли машина развить замену буферам и стать неспособной развить совесть?
О. Механические вещи развиваются механически. Но противоположные вещи могут быть развиты только сознательно.
В. Совесть - это чаще всего осознание того, что мы спим?
О. Нет, нет, вы должны начинать с сознания. Мы не можем помнить себя. Мы не осознаем себя. Тогда вы найдете много примеров.
В. Появляется ли совесть только в отношениях с другими людьми?
О. Возможны вспышки. Мы можем иметь вспышки совести гораздо раньше того, как получим контроль над сознанием.
В. Если у кого-то есть совесть, придет ли он с необходимостью ко второму сознательному шоку?
О. Если он достаточно много работал над первым сознательным шоком, то он может прийти ко второму.
В. Он приходит к нему в любом случае?
О. Ничего не приходит само по себе, только падение.
В. Когда вы говорите о первом сознательном шоке, вы имеете в виду только удавшееся усилие?
О. Только удавшееся. Как долго можем мы сознавать себя? Одна секунда лучше чем ничего. Но с одной секундой много не сделаешь. Нельзя выучить китайский, уча по одному слову в день.
В. Содержание совести все время изменяется?
О. Направление, не содержание. В один день вы находите одно применение, в другой - другое. Совесть грызет то в одном месте, то в другом.
В. Какова природа той истины, которую понимает совесть?
О. Совесть понимает простые истины - по отношению к людям, что они говорят и делают; не по отношению к планетам. Другая вещь - по отношению к Закону Трех. Закон Трех труден до тех пор, пока человек не начинает понимать различий в человеческой деятельности. Это может быть трудным какое-то время. Прежде чем идти дальше, мы должны научиться видеть разницу в вещах, которую обычно не видим.
В. Существует триада построения дома.
О. Это так форматорно - забудьте все, что вы об этом слышали. Необходимо лишь понять, что существует разница между вещами, которую мы не можем видеть. Есть разница между действиями - не мотив, не награда; наш ум не различает. Но когда нам объяснят, мы можем начать понимать.
В. Видит ли совесть различия между действиями?
О. Не видит - она может помочь увидеть.
В. Физические аспекты таких действий одни и те же - в чем же их различие?
О. Когда мы видим, мы видим и различие.
В. Что мешает нам видеть?
О. Слепота.
В. Есть ли у нас возможность когда-нибудь увидеть?
О. О да. Прежде всего мы должны учиться нашим умом - и затем понемногу мы начнем видеть.
В. Вы имеете в виду видеть силы?
О. Видеть различные виды деятельности. До этого мы можем узнать о них. Но "видеть" - это очень трудное слово - потому что если мы становимся немного сознательнее, мы можем видеть вещи, которых не видим теперь. Если мы поймем, как много вещей мы не можем видеть, то захотим узнать больше. Мы понимаем разницу в веществах - бумага и дерево, например. Но мы не можем понять разницу в действиях.
В. Возможно ли проследить различные силы в триаде - например, в построении дома?
О. Нет, но старайтесь изучать эти примеры. Самый первый факт - это то, что такие, как мы есть с нашим обычным умом, мы не видим различий.
Существует шесть возможных для человека видов деятельности - седьмая возможна лишь для Абсолюта. Во всех других мирах возможны лишь шесть:

1 2 3 1 3 2 2 1 3
3 1 2 3 2 1 2 3 1

Это комбинации сил. Три силы имеют шесть возможных комбинаций. Об Абсолюте трудно говорить на нашем языке. Итак, есть шесть видов деятельности, но мы не можем связать их с силами. Например, первая категория - усилие помнить себя, эзотерическая работа, также лучшие формы искусства, поэзии, может быть, музыки. Вторая относится к высшей интеллектуальной работе, изобретениям, открытиям. Третья относится к профессиональной работе - портной, доктор, и т.д.; четвертая - просто физическая работа, пиление дров. Пятая - разрушение. Шестая - преступление. Только вы не знаете, какая триада соответствует какой деятельности, и вы не будете знать еще долгое время. Но попытайтесь понять разницу между построением дома - много усилия, планирования, заготовки материалов - и сжиганием дома - только одна спичка. Одно требует усилий, другое работает само по себе, здесь нет вопроса о мотиве.
В. Я думаю, вы хотите, чтобы мы нашли связь между деятельностью и пробуждением совести.
О. Усилиями, не пробуждением совести! Школьная работа, следование школьным методам - то же самое, что лучшая поэзия, лучшее искусство.
В. Понимание идей системы означает сознание?
О. Движение в этом направлении. Нет гарантии, что вы туда попадете.
В. Пробуждение совести - это деятельность?
О. Это в том же направлении. Если человек реально что-то делает.

11.4.45

В. Кто занимается этой творческой работой - я имею в виду людей, которые приходят сюда в школу и занимаются творческой работой...
О. Я не могут так говорить... о творческой работе. Я только говорю, что существует один из видов деятельности, который включает в себя лучшее искусство и поэзию. Был вопрос - сознательны ли поэты и художники больше остальных людей. Я ответил - нет, они лишь используют эту специальную деятельность. Если художник сознателен, то это уже вопрос объективного искусства.
В. Имеете ли вы в виду буквально, что когда совесть пробуждена и затем засыпает, то ее невозможно затем пробудить снова?
О. Возможно в некоторых случаях. Но очень редко. И не само собой - это требует работы.
В. Существуют ли различные степени совести?
О. Вероятно, так же как и в сознании. Как долго вы можете помнить себя? Одну минуту, две минуты? То же самое с совестью.
В. Если человек способен достичь совести или сознания только на один момент, что происходит, когда он проходит? Соскальзываем ли мы снова вниз и все снова потеряно?
О. Нужна постоянная работа. Это не может быть само по себе.
В. Вы сказали, что если человек потерял это, то восстановить это невозможно.
О. Я не сказал "невозможно". Я сказал "трудно". Но все трудно, за исключением того, что случается. То, что случается, легко.
В. Преступление - это негативная эмоция, которую мы осуществляем на деле...?
О. Нельзя сказать так просто. За преступлением всегда есть след негативной эмоции, память о негативной эмоции, но нельзя сказать, что преступление - это негативная эмоция.
В. Разве преступление - не против любого закона в принципе?
О. Ну, мой опыт не так велик.
В. Это не просто спонтанное действие?
О. Это может быть подготовленное действие, это может быть очень искусное действие - возможны многие вещи.
Все это знание весьма необходимо. Очень скоро вы увидите, как оно полезно. Но это трудно, потому что это совершенно новая идея.
В. Если первый вид деятельности имеет дело с высшей формой искусства, то куда мы отнесем низшую форму?
О. Просто нонсенс, мы не учитываем ее.
В. Некоторые люди тратят на нее всю жизнь.
О. Если это искусство, это искусство - высшая форма, в любом случае достаточно высокая.
В. Тогда как вы назовете эту вторую деятельность - писатели, музыканты, и т.д.?
О. Тогда это лишь физическая работа, или профессиональная работа, я не знаю... Очень полезно различать между одним видом деятельности и другим. И нужно помнить, что это совершенно новая вещь - ваши соседи никогда об этом не думали.
В. В чем ценность изучения этих видов деятельности?
О. Это очень важная вещь, которую стоит знать. Когда вы будете понимать виды деятельности, у вас будут ответы на многие ваши вопросы.
В. Сделает ли это нас лучшими людьми?
О. Более умными.
В. Вы сказали, что когда человек пишет стихи, это может быть физической деятельностью. Я не понимаю этого.
О. Это вполне возможно. Есть целые библиотеки, полные таких стихов.
В. Вы не рекомендуете нам те виды деятельности, которые не достигают наивысшего уровня?
О. Я не рекоменую и не отговариваю. Некоторые я называю искусством, некоторые - нонсенсом.
В. Вы описали пять видов деятельности, кроме преступления.
О. Вы должны задавать вопросы. Изучите все виды преступления. Смотрите, какие вам нравятся больше, какие меньше. Это очень страшная вещь. В обычном мышлении мы не имеем даже начатков понимания разницы между видами деятельности. Однажды, когда вы начнете понимать ее, это будет для вас откровением.
В. Это виды деятельности принадлежат различным состояниям сознания?
О. Нет, мы говорим только об обычном человеке, обычных состояниях сознания.
В. Разве высочайшее искусство не требует некоторого уровня само-сознания?
О. Есть много хороших поэтов, много хороших художников - но они обычные люди. Они могут использовать эту особую триаду, но это не делает их людьми № 5.
В. Использование правильных частей центров - может ли это быть ключом к правильной деятельности?
О. Правильная деятельность - это то, что вы хотите. Если вы хотите одну вещь, а получаете другую - неправильная деятельность. Только это не имеет ничего общего с сознательностью. Это функция - как дыхание, зрение. В некоторых видах деятельности вы можете стараться быть сознательным, в других это невозможно.
В. Когда перетаскивание бревен становится механической деятельностью, то где входит само-воспоминание?
О. Никто не запрещает вам вспоминать себя при перетаскивании бревен; некоторые люди даже говорят, что это помогает - чем тяжелее бревна, тем лучше само-воспоминание. Некоторые люди, начинающие практиковать само-воспоминание, находят его в связи с тяжелой физической работой.
В. За исключением той деятельности, которой мы занимаемся в жизни, мы не можем иметь более чем поверхностного знания о других видах деятельности, не так ли?
О. Я думаю, мы более или менее знаем их все. Одна относится к поэзии. Это тот же вид деятельности, что и усилие помнить себя, хотя на самом деле они различны.
В. Все ли виды деятельности необходимы для существования человека?
О. Без одного можно обойтись.
В. Какого?
О. Преступления.
В. Может ли человек, то есть человек вообще, а не какой-то отдельный человек, жить без преступления?
О. Так говорят. Я в этом не специалист.
В. Означает ли пробужденная совесть состояние само-воспоминания?
О. Нет, пробужденная совесть означает пробужденную совесть, ничего больше. Старание быть искренним и честным. Больше ничего нельзя сказать. Будет очень интересно, если вам удастся достичь хотя бы одного момента сознания. Вы увидите вещи, которых никогда не видели до сих пор.
В. Мы увидим вещи в себе или в других?
О. Вашими обычными глазами. В других людях.
В. Мне кажется, что деятельность первого рода невозможна без пробуждения совести.
В. Совесть ведет к пробуждению. Она имеет различные цвета - это может быть музыка, может быть живопись, может быть само-изучение. Это та же триада.
В. Этот тип видения, о котором вы только что говорили, приносит с собой много негативных эмоций?
О. Вы уже имели этот опыт?
В. Да.
О. Нет, вы не знаете, о чем я говрю. Потому что я говорю о совершенно определенной вещи. Если к ней придут хотя бы несколько человек, то мы сможем говорить. Я говорю о совершено определенной вещи, которую возможно увидеть. Некоторые люди говорят о пробуждении, но если они не упоминают этого, то сразу ясно, что это воображение или просто ложь.
В. Не могли бы вы привести пример?
О. Что, если я скажу вам, а завтра вы мне скажете, что у вас это было? Это будет подозрительно; поэтому я просто подожду.


18.4.45

В. Совесть - это эмоциональное пробуждение сознания?
О. Совесть это особая эмоция, и обычно она спит. Чтобы она пробудилась, ее нужно долго трясти.
В. Совесть это наше личное различение добра и зла - без отношения к закону?
О. Не вообще. В частном случае, совесть это особая эмоция, посредством которой мы можем видеть, что правильно и что неправильно.
В. Есть ли какая-то связь между пробужденной совестью и видами деятельности?
О. Нет, нет, это разные вещи. Шесть процессов открыты для всех, с совестью или без совести. Только некоторые вещи сочетаются друг с другом, а другие нет.
В. Может ли кто-то быть активным в первом виде деятельности и при этом не иметь пробужденной совести?
О. О да. Есть много прекрасных поэтов, которые никогда [не] слышали о совести.
В. Какая самая важная вещь, которую нам необходимо делать, чтобы пробудить совесть?
О. Мы говорили о многих вещах. Полезно думать, что такое само-воспоминание и почему мы не можем помнить. Вы не можете жить только на одной вещи. Есть много вещей, помогающих пробудить совесть. Изучение буферов, например.
В. Если мы ничего не делаем, чтобы пробудить совесть, мы обманываем себя, что она не спит?
О. Совершенно верно. Нужно растрясти ее немного.
В. Совесть не имеет связи ни с одним видом деятельности?
О. Только с одним связь необходима - с преступлением. Как можно быть преступником без совести?
В. Как можно хотя бы начать изучать буферы? Я этого так и не понял.
О. Постарайтесь сначала понять, что такое буферы.
В. Нужно сначала перестать лгать самим себе?
О. Очень полезно. Начните с этого, и в сравнительно короткое время вы придете к этому.
В. Можно ли думать о буферах, как противоречиях в нас самих?
О. Нет, противоречия - это результат буферов.
В. Что вы имеете в виду, когда говорите, что чтобы совершать преступления, необходимо иметь совесть?
О. Некоторые преступники так говорят. Нет никакого удовольствия в преступлении, если твоя совесть не пробуждена. Но вы можете попробовать что-то другое - в связи с видами деятельности; кто-то может писать прекрасные стихи, другой не может писать даже плохих стихов. Это способность использовать триаду.
В. Почему в одних случаях мы можем использовать правильную триаду, а в других не можем?
О. Я никогда не встречал человека, который мог бы писать стихи в четверг.
В. Вы думаете, что мы могли бы писать стихи в четверг с применением усилия?
О. Нет, с усилием или без усилия. Это русское выражение - "после дождичка в четверг".
В. Я бы хотел спросить о деятельности разрушения.
О. Иногда это очень приятно, иногда неприятно. В общем, это легче, чем например, сварить суп. Суп требует работы, планирования. Выбросить же его ничего не стоит.
В. Зависит ли способность использовать правильные триады от правильной работы центров?
О. Я не знаю. Я знаю только, что кто-то в определенный момент может использовать правильную триаду, а кто-то не может. Очень полезно думать об этом, иначе можно свести все к совести или чему-то другому. Вы можете описать это как пробуждающееся сознание.
В. Связано ли правильное использование триад с правильным использованием центров?
О. Вы имеете в виду использование шести триад? Почти любой может использовать многие из них. Некоторые более трудны. Они требуют особой способности. Очень полезно сравнивать их стараться понять различие.
В. Буфер - это одна из форм лжи себе?
О. Как может буфер существовать без этого? Ни сам человек, ни другие не знают, что это ложь.
В. Как начинает расти буфер?
О. Ребенок может упасть и это может создать буфер; он может сказать "я никогда не падаю".

 




Популярное