Гурджиев Г. И. Всё и вся. Рассказы Вельзевула своему внуку. Часть 1. Глава 16.  

Home Библиотека online Гурджиев Г.И. Все и вся. Рассказы Вельзевула. Гурджиев Г. И. Всё и вся. Рассказы Вельзевула своему внуку. Часть 1. Глава 16.

Гурджиев Г. И. Всё и вся. Рассказы Вельзевула своему внуку. Часть 1. Глава 16.

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Глава 16
Относительность понятия о времени
 
После недолгой паузы, Вельзевул продолжал так: — Прежде чем рассказывать тебе дальше про понравившихся тебе трехмозгных существ, водящихся на плане-те Земля, по-моему, для ясного представления о странно-сти их психики и вообще для лучшего понимания всего, ка-сающегося этой оригинальной планеты, раньше всего не-пременно следует тебе иметь точное представление о их времяисчислении и о том, каким образом существенское ощущение так называемого «процесса-течения-времени» в наличии трехмозгных существ этой планеты, постепенно, изменялось и как такое ощущение протекает в наличии уже современ-ных тамошних трехмозгных существ.
Это необходимо выяснить тебе потому, что только тогда ты будешь иметь возможность ясно предста-вить себе и по-нять те тамошние события, о которых я тебе уже рассказы-вал и о которых еще буду рассказы-вать.
Прежде всего знай, что для определения времени трехмозгные существа и этой планеты так же, как и мы, основ-ной единицей своего времяисчисления считают «год», и продолжительность такого своего «года» так же, как и мы, определяют временем известного движения их планеты в отношении к другому опреде-ленному космическому сосре-доточию. А именно, они берут тот период, в течение кото-рого их планета, во время своего движения, т.е. во время процессов «падения» и «догоняния», делает в отношении своего солн-ца так называемый «крентональный обход».
Это вроде того, как мы, для нашей планеты Каратаз, «го-дом» считаем период времени от одного само-го большого приближения солнца «Самоса» к солнцу «Селосу» до другого такого же его приближения.
Сто таких своих «годов» существа планеты Земля назы-вают «век».
«Год» свой они делят на двенадцать частей и каждую та-кую часть называют «месяц».
А для определения длительности этого своего месяца, они берут время того завершительного периода, в который отделившийся от их планеты большой кусок, ныне называ-емый ими «Луна», благодаря тем же космическим законам «падения» и «догоняния», делает свой полный «кренто-нальный обход» в отношении их планеты.
Требуется заметить, что двенадцать «крентональных об-ходов» упомянутой «Луны» не соответствуют в точности одному «крентональному обходу» их планеты в отношении ее же солнца; и потому они придумали кое-какие компро-миссы при исчислении этих своих месяцев, чтобы в общем итоге это более или менее отвечало действительности.
Далее, такой свой «месяц» они делят на тридцать «суток» или, как они в обиходе говорят, — «дней».
«Сутками» они считают тот период времени, когда их планета, во время осуществления упомянутых космиче-ских законов, делает свой «совершительный-самооборот». Прими, кстати, во внимание, что «днем» они еще назы-вают, когда в атмосфере их планеты, как и вообще всех прочих планет, на которых осуществ-ляется тот космиче-ский процесс, который, как я уже говорил, называется «Ильносопарный», периодически происходит Трогоавтоэгократический процесс, который мы называем «кштацавахт»; такое явление они именуют еще словом «светло».
А что касается другого процесса, противоположного этому, а именно того, который мы называем «клдацахти», то они именуют его «ночь» или говорят о нем «темно».
Итак, значит, — трехмозгные существа, водящиеся на планете Земля, самый большой период течения времени называют «век» и такой их «век» состоит из ста «годов».
«Год» имеет двенадцать «месяцев».
«Месяц», в среднем, — тридцать «дней» или суток.
Дальше, «сутки» у них делятся на двадцать четыре «часа», «час» — на шестьдесят «минут».
«Минуту» они, в свою очередь, еще делят на шестьдесят «секунд».
А так как ты, мой мальчик, вообще еще не знаешь отно-сительно исключительных особенностей этого самого кос-мического явления, т.е. времени, то потому, первым дол-гом, надо тебе сказать, что настоящая объективная наука это космическое явление формулируют так:
«Времени, как такового, вообще не существует, а есть только совокупность результатов, вытекающих из всяких имеющихся в наличии в данном месте космических явле-ний».
Время, само по себе, никакие существа не могут ни по-нять разумом, ни почувствовать какою-либо внешней или внутренней существенской функцией. Его нельзя ощущать даже никакими градациями ин-стинкта, который возникает и имеется во всяких более или менее самостоятельных кос-мических сосредото-чениях.
О времени можно судить только, если сравнивать между собою какие-нибудь реальные космические явления, кото-рые происходят в том самом месте и в тех же самых усло-виях, где констатируется и рассмат-ривается время.
Следует заметить, что в Великой Вселенной все вообще, без исключения, явления, где бы они ни воз-никали и ни проявлялись, являются просто последовательно-законо-мерными «раздробленностями» какого-нибудь цельного явления, получившего свое первоначальное возникнове-ние на Пресвятейшем Солнце-Абсолют.
И благодаря этому все космические явления, где бы они ни происходили, получают смысл «объектив-ности».
А такие последовательно-закономерные «раздробленно-сти» во всех отношениях, и даже в смысле их инволюций и эволюций, осуществляются на основании главного косми-ческого закона «Священного-Эптапарапаршинох».
Только Время одно не имеет смысла объективности, потому что оно не является последствием раз-дробленности какого-нибудь определенного космического явления. И вследствие того, что оно ни от чего не исходит и со всеми явлениями всегда сливается и становится самодовлеюще-самостоятельным, то потому его только одно во всей Все-ленной можно назвать и величать «Идеально-Уник-Субъективное-Явление».
Таким образом, мой мальчик, единственно только у вре-мени, которое иногда называют «Геропас», нет источника, от которого зависело бы его происхождение, и только оно, на подобие «Божественной-Любви», как я уже сказал, само-стоятельно, само по себе, всегда вытекает и пропорцио-нально сливается со всеми яв-лениями, имеющимися в дан-ном месте и в данных возникновениях в нашей Великой Вселенной.
Опять-таки, я скажу тебе, что и это все, о чем я в данный момент говорил, ты можешь ясно понять только после того, когда я, как я уже обещал, специально объясню тебе, как-нибудь позже, относительно всех основных законов Миросоздания и Миросуществования.
А пока запомни только еще о том, что вследствие того, что время не имеет источника своего возникно-вения и что для него невозможно, как для всех других космических яв-лений во всех космических сферах, установить точное его наличие, то потому мною уже упомянутая объективная на-ука для рассматривания его имеет «исходной единицей» та-кую же, какую она имеет для точного определения плотно-сти и качества, в смысле животворности их вибраций, всех вообще космических веществ, имеющихся во всяком месте и во всех сферах нашей Великой Вселенной.
И такой исходной единицей для определения времени еще издавна установлено считать момент так на-зываемого священного «Эгокульнацнарного-ощущения», которое всегда появляется в святейших космиче-ских Индивидуу-мах, обитающих на Пресвятейшем Солнце-Абсолют, когда взор нашего ЕДИНОБЫТНОГО БЕСКОНЕЧНОГО бывает устремлен в пространство и непосредственно касается их наличия.
Такая исходная единица установлена в объективной на-уке для того, чтобы иметь возможность точно определить и сравнить между собою разность градаций процессов, как субъективного ощущения отдельных сознательных Инди-видуумов, так и так называемой «разнотемпности» между разными объективными кос-мическими явлениями, кото-рые выявляются в разных сферах нашей Великой Вселен-ной и которые осуще-ствляют все, как большие, так и ма-лые, космические возникновения.
Главная особенность процесса течения времени, для на-личия разномасштабных космических возник-новений, за-ключается в том, что все они его воспринимают одинаково и в одинаковой последовательности.
Для того, чтобы относительно только что мною выска-занного ты имел пока хотя бы приблизительное представ-ление, давай возьмем, например, процесс течения времени, происходящий в какой-нибудь одной капле воды, находя-щейся вон в том графине, который стоит там, на столе.
Каждая капля воды, находящаяся и в этом графине, представляет из себя тоже целый самостоятельный мир, именно мир «Микрокосмосов».
В этом маленьком мире тоже возникают и существуют, как и в других космосах, «относительно само-стоятельные», бесконечно малые «индивидуумы» или «существа».
Для существ и этого бесконечно малого мира время те-чет с такой же последовательностью, в какой по-следова-тельности течение времени ощущается всеми индивидуу-мами во всех других космосах.
Эти мельчайшие существа для всех своих восприятий и проявлений, подобно существам космосов иных «масштабностей», имеют свои переживания определенной длительности и так же, как и те, ощущают течение време-ни, согласно сопоставлению длительности окружающих их явлений.
Они точно так же, как существа прочих космосов, рож-даются, вырастают, соединяются и разъединяют-ся для так называемого «полового-результата», они так же болеют и страдают и, в конце концов, подобно всему существующе-му, в котором не зафиксировывается объективная ра-зумность, уничтожаются, как тако-вые, навсегда.
Для всего этого процесса существования и для этих бес-конечно малых существ такого самого малого мира тоже требуется время определенной пропорциональной дли-тельности, какая длительность, как и в других мирах, выте-кает также из всех окружающих явлений, выявляющихся в данной «космической мас-штабности».
Для них тоже требуется время определенной длины, как для процесса их возникновения и оформлива-ния, так и для разных событий в процессе их существования, вплоть до совершенного заключительного их уничтожения.
В течение всего процесса существования существ и этой капли воды тоже требуются соответствующие последова-тельные, определенные так называемые «перевалы» тече-ния времени.
Требуется определенное время и для их радости, и для их страдания, и, словом, для всякого другого рода существенских необходимых переживаний, вплоть до так называе-мых «полос невезения» и даже «пе-риодов-жажды-усовершенствования».
Повторяю, и у них процесс течения времени тоже имеет свою гармоническую последовательность и эта последова-тельность вытекает из совокупности всех окружающих их явлений.
Всеми упомянутыми космическими Индивидуумами и уже окончательно оформленными, так называе-мыми «инстинктированными» единицами длительность процесса те-чения времени вообще воспринимается и ощущается оди-наково, с той только разницей, какая, в конечном итоге, вытекает от разности их наличия и состояния в данный мо-мент этих сказанных космических возникновений.
Однако, мой мальчик, следует заметить, что хотя для от-дельных индивидуумов, существующих в ка-ких-либо самостоятельных космических единицах, их определение течения времени в общем смысле и не является объективными, но тем не менее оно для них самих приобретает смысл объективности вследствие того, что оно ими воспринимается согласно законченности их собственного наличия.
Для более ясного понимания этой моей мысли может послужить эта же, взятая нами для примера, кап-ля воды.
Хотя в смысле общевселенской объективности весь период процесса течения времени, протекающего в самой этой капле воды, для нее всей и является субъективным, но для существ, существующих в ней, т.е. в самой капле воды, упомянутое данное течение времени воспринимается уже и является объективным.
Для выяснения же этого последнего могут послужить су-ществующие среди понравившихся тебе трех-мозгных су-ществ планеты Земля существа, так называемые «ипохон-дрики».
Этим земным «ипохондрикам» очень часто кажется, что время идет бесконечно медленно и долго, как они выража-ются, — идет «феноменально-скучно».
И вот, точно так же и некоторым из этих бесконечно ма-лых существ, существующих в этой капле во-ды, конечно, если представить себе, что и среди них бывают такие же «ипохондрики», может иногда казать-ся, что время идет очень медленно и «феноменально-скучно».
Между тем, на самом деле, с точки зрения ощущения длительности времени твоими любимцами с пла-неты Зем-ля, вся-то длина существования существ-«микрокосмосов» продолжается только лишь несколько их «минут», а иногда даже только несколько «секунд».
Теперь, чтобы ты еще лучше понял о времени и об его особенности, нам не мешает сравнить твой воз-раст с соот-ветствующим возрастом существа, имеющегося на этой планете Земля.
Вот и для такого нашего сравнения, нам следует взять ту же исходную единицу времени, которую, как я тебе уже ска-зал, для таких исчислений применяет объективная наука.
Прежде всего, ты имей в виду, что той же объективной наукой, согласно тем данным, о которых ты уз-наешь тоже после того, когда я буду специально объяснять тебе отно-сительно основных законов Миросоз-дания и Миросуществования, установлено, что всеми вообще нормальными трехмозгными существами, в том числе, конечно, и суще-ствами, возникающими на нашей планете Каратаз, свя-щенное «Эгокульнацнар-ное-действие» ощущается для определения времени в сорок девять раз медленнее, чем это же самое свя-щенное действие ощущается священными Индивидуумами, пребывающими на Пресвятейшем Солн-це-Абсолют.
Следовательно, процесс течения времени для трехмозг-ных существ нашего Каратаза протекает в сорок девять раз ускореннее, чем на Солнце-Абсолют, и так оно должно было бы протекать и для существ, водящихся на планете Земля.
Между тем вычислено, что за период времени, в течение которого солнце «Самос» осуществляет свое наибольшее приближение к солнцу «Селосу», каковой период течения времени для планеты Каратаз счита-ется «годом», планета Земля, в отношении к своему солнцу Орс, осуществляет триста восемьдесят девять своих «крентональных обходов».
Исходя из этого, наш год, по условно-объективному вре-мяисчислению, в триста восемьдесят девять раз, значит, длиннее того периода времени, который твои любимцы считают и называют своим годом.
Тебе, наверно, будет не безынтересно знать, что про все эти вычисления мне отчасти объяснил великий Архиинже-нер Вселенной, Его Соразмерность Архангел Алгематант — да усовершенствуется Он до священ-ного Анклада!
Он это объяснил мне именно тогда, когда он, по случаю первого большого несчастья с этой планетой Земля, прибыл, в числе священных членов третьей Превеликой Комиссии, на планету Марс. А отчасти это мне объяснил капитан междупространственного судна Вездесущий, когда Я возвращался на родину и во время этого путешествия имел с ним несколько приятельских разговоров.
Теперь следует заметить еще и о том, что ты, как трехмозгное существо, возникшее на планете Кара-таз, в настоящее время являешься только еще двенадцатигодовым мальчиком и в смысле бытия и разумно-сти представляешь из себя точно такого же еще не оформившегося и не осо-знавшего себя двенадцатигодо-вого мальчика, каковой существенский возраст переживают также и все трехмозгные существа, возникающие на планете Земля, в процессе их возрастания для бытия ответственного существа.
Все «черты» твоей общей психики, так называемые: «ха-рактер», «темперамент», «наклонности», сло-вом, все нару-жу проявляющиеся особенности твоей психики у тебя точ-но такие же, какие имеются в незре-лом и не установившем-ся тамошнем трехмозгном существе в возрасте двенадца-тигодового мальчика.
И вот, на основании всего вышесказанного, и получает-ся, что хотя, по нашему времяисчислению, ты представля-ешь из себя еще только такого же неоформившегося и еще не осознавшего себя двенадцатигодо-вого мальчика, какие бывают и там, на планете Земля, но, по их субъективным понятиям и по их существен-ским ощущениям течения вре-мени, ты, по их времяисчислению, значит, уже существу-ешь не двенадцать, а целых четыре тысячи шестьсот шесть-десят восемь годов.
Благодаря всему сказанному, ты, кстати, будешь иметь материал для выяснения некоторых из тех фак-торов, кото-рые позже явились причинами того, что общая, должен-ствующая быть нормальною, длитель-ность их существова-ния начала постепенно укорачиваться и ныне, в объектив-ном смысле, стала уже почти «ничто».
Для такого постепенного укорачивания общей долготы существования трехмозгных существ этой зло-счастной планеты, доведшего, в конце концов, всю длительность их существования до «ничто», собственно послужила не одна, а многие очень разнообразные причины.
Из числа этих многих разнообразных причин, первой и главной, конечно, явилась та, что уже сама Природа долж-на была, соответственно приспособляясь, постепенно из-менить их наличие до такого, ныне ими имеющегося.
А относительно всех остальных причин, справедливость требует прежде всего подчеркнуть, что на этой злосчастной планете они могли бы и не возникать, если бы там не име-ла места эта первая причина; так как, по крайней мере, по моему мнению, все остальные причины, главным образом, и вытекли из этой пер-вой, но вытекли, конечно, очень по-степенно...
Относительно всего этого ты поймешь в течение даль-нейших моих рассказов об этих трехмозгных су-ществах, а пока я скажу тебе только о первой и главной причине, а именно о том, почему и каким образом сама Великая При-рода принуждена была считаться с их наличием и оформливать его в такое новое наличие.
Прежде всего следует тебе сказать, что во Вселенной во-обще существуют два «рода» или два принципа долготы существенского существования.
Первый «род» или «принцип-существенского-существования», который называется «фуласнитамным», свойстве-нен существованию всех трехмозгных существ, возникаю-щих на каких бы то ни было планетах на-шей Великой Все-ленной, и основной целью и смыслом существования таких существ и является то, что че-рез них должна происходить трансформация космических веществ, требующихся для так называемого «Общекосмическрго-Трогоавтоэгократического-процесса».
А по второму принципу существенского существования существуют вообще все одномозгные и двух-мозгные суще-ства, тоже где бы они ни возникли.
А смысл и цель таких существований существ тоже за-ключается в том, чтобы через них трансформи-ровались кос-мические вещества, но требующиеся не в целях общекосми-ческого характера, а только для той солнечной системы или даже только для той планеты, в которой и на которой воз-никают такие одномозгные и двухмозгные существа.
Во всяком случае, для дальнейших выяснений странно-сти психики этих понравившихся тебе трехмозг-ных су-ществ, тебе необходимо знать и о том, что вначале, после того, как из их наличия был изъят орган Кундабуфер со всеми его свойствами, они имели длину существования по «фуласнитамному» принципу, т.е. и они обязательно долж-ны были существовать до тех пор, пока в них облекалось и окончательно усовер-шенствовалось разумом так называе-мое «тело-Кесджан», или, как они сами позже стали назы-вать такую свою существенскую часть, — о которой, кста-ти сказать, современные существа уже знают только пона-слышке — именно «астральное-тело».
Но позже, мой мальчик, когда они, по причинам, о кото-рых ты узнаешь в течение дальнейших моих рассказов, нача-ли существовать уже чересчур ненормально, т.е. совершенно неподобающе трехмозгным существам, и вследствие этого, с одной стороны, перестали излучать из себя вибрации, требу-емые природе для поддержания отделившихся кусков их планеты, а, с другой стороны, стали уничтожать, из-за глав-ной особенности их странной психики, другие формы су-ществ своей планеты и тем самым постепенно умень-шать численность источников, требуемых для той же цели, вот тогда-то, именно, сама природа и была при-нуждена наличие этих трехмозгных существ осуществлять постепенно по вто-рому принципу, а именно, по принципу «Итокланоц», т.е. так же, как она осуществляет у одномозгных и двухмозгных существ, для того, чтобы тем самым достигалось уравнове-шение требуемых по качеству и количеству вибраций.
А что касается значения принципа «Итокланоц», то я объясню тебе и о нем тоже как-нибудь специаль-но.
А пока запомни, что хотя основными мотивами для со-кращения долготы существования трехмозгных существ этой планеты явились не от них зависящие причины, но тем не менее, впоследствии, главным осно-ванием для всех печальных результатов послужили и в особенности ныне продолжают служить ими же са-мими установленные не-нормальные условия обычного внешнего существенского существования. Благодаря этим условиям и поныне дли-тельность их существования продолжает все укорачивать-ся и укорачиваться и теперь она сократилась уже до того, что в настоящее время разница между длительностью про-цесса существования у трехмозгных существ других планет всей Вселенной и у существ планеты Земля стала уже почти такой, какая имеется между реальной действительностью существования у этих существ планеты Земля и у бесконеч-но малых существ, взятых нами в пример, в капле воды.
Понимаешь ли ты теперь, мой мальчик, что даже вели-чайший Геропас, или Время, в наличии этих не-счастных трехмозгных существ, возникающих и существующих на этой планете Земля, тоже принужден осуществлять такую явную несуразность.
А благодаря всему, что я только что объяснил тебе, ты можешь войти в положение и понять беспощад-ного, но во всем и всегда справедливого, Геропаса!!
Сказав эти последние слова, Вельзевул умолк, а когда снова обратился к своему внуку, с тяжелым вздохом сказал:
— Эх!! Дорогой мальчик!
После того, как я тебе расскажу побольше фактов, каса-ющихся трехцентровых существ этой злосчаст-ной планеты Земля, ты сам все поймешь и составишь свое собственное мнение относительно всего.
Ты сам очень хорошо поймешь, что хотя основными причинами всей неразберихи, которая в настоя-щее время царит на этой злосчастной планете Земля, и явились неко-торые «непредвиденности», Свыше ис-ходившие от разных священных Индивидуумов, но что, для развития дальнейшей злостности, все-таки главными причинами послужили только те ненормальные условия обыкновенного существенского сущест-вования, которые они сами, постепенно, устанавливали и поныне продолжают устанавливать.
Во всяком случае, мой милый мальчик, когда ты узнаешь побольше про этих твоих любимцев, ты не только, повто-ряю, ясно увидишь, что длительность существования у этих несчастных стала, постепенно, до печали ничтожной сравнительно с той нормальной длительностью существо-вания, которая уже давно уста-новилась, как закон, для вся-кого рода трехцентровых существ всей нашей Вселенной, но ты также поймешь, что у этих несчастных, по тем же причинам, постепенно начали исчезать и в настоящее вре-мя уже совершенно отсутствуют какие бы то ни было нор-мальные существенские ощущения относительно на ка-ких-либо космических явлений.
Существа этой злосчастной планеты, несмотря на то, что они возникли по условно-объективному вре-мяисчислению уже много десятков годов тому назад, до сих пор еще не только не имеют никакого сущест-венского ощущения кос-мических явлений, что свойственно всем трехцентровым существам всей нашей Вселенной, но у этих несчастных в разумах не имеется даже приблизительного преставления о настоящих их причинах.
Они даже не имеют приблизительно правильного пред-ставления о тех космических явлениях, которые проис-ходят на их собственной планете, вокруг них самих.
 




Популярное